3.Воспитательная-Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения.
1. Организационный момент
-Эмоциональный настрой
2. Ребус
Вопросы- Что такое семья? Как вы понимаете это слово? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (Ответы детей). - семья -это группа родственников, живущих вместе. Кого можно назвать родственниками?
3.Работа по теме занятия. Тайны слова "семья".
Загадки.
Рассказ. Словарная работа : родители , семья, родственники.
На листе бумаги обвести ладонь, на каждом пальце написать имя человека которого любите, в середине ладони Я.
1. Организационный момент
- Вы сегодня такие красивые. Мне так приятно смотреть на вас и ловить ваши заинтересованные взгляды. Посмотрите на меня, и докажите улыбкой, что у вас хорошее настроение. -Сегодня мы поговорим на очень интересную и важную тему. И я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение. 2. Подготовка к изучению нового материала. Вступительная беседа. -Разгадав ребус, вы узнаете о чём же мы сегодня будем с вами беседовать. 7Я
Очень трудно самому Жить на свете одному. Вместе с Мамой жить и Папой Хочется всегда ребята.
-Тема нашего занятия: «Моя семья». Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми. Выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо.
- Что такое семья? Как вы понимаете это слово? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (Ответы детей). - семья -это группа родственников, живущих вместе. Кого можно назвать родственниками?
Я загадки загадаю!
Ты, попробуй отгадать!
Всех смогу я описать,
И узнаешь ты вполне
Кто живет в твоей семье.
1.Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама.
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша........(МАМА)
2.Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,-
Это наш любимый.....(ПАПА.)
3.Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки?
- Это наша.............( БАБУШКА)
4. Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии много лет
Нестареющий наш,,,,,,,,,..(ДЕД)
5.Мамы старшая сестра-
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? ….(ТЕТЯ)
6.Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» - говорит мне. …(ДЯДЯ)
7. Я этим человеком очень-очень горжусь И в этом всем с радостью вновь признаюсь! Знакомы с рожденья и с детства дружны, Поэтому очень друг другу нужны! Спасибо за то, что ты добр и умён, Отзывчив, надёжен, красив и силён! Готов ты помочь и понять меня рад, Ты — самый хороший и преданный ....(БРАТ)
8.Со мною всегда она рядом, Как может смягчает беду.
Спасибо вам, папа и мама, Что мне подарили......(СЕСТРУ)
+ Это мама, папа, братья, сёстры, дяди, тети, бабушки, дедушки. (По мере называния членов семьи, на доске появляются лучики со словами) -Какой лучик забыли? (Себя)
- Что у нас получилось? - Семья – солнышко. Семья – словечко странное, Хотя не иностранное. – Как слово получилось, Не ясно нам совсем. Ну, «Я» – мы понимаем, А почему их семь? Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать: Два дедушки, две бабушки, Плюс папа, мама, я. Сложили? Получается семь человек. Семь «Я»! 4. Работа по теме занятия. Тайны слова "семья". -Слово семья имеет много смыслов. Например, это слово можно разделить на семь я, т.е. семеро таких же как я. И,действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, поведением, привычками, вкусами. Само по себе число "7" особенное - оно неделимое. Потому оно говорит нам, что семья - единое целое. -Есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова семя (семечко).
- Как вы думаете, почему? - Действительно, семья - это семечко из которого со временем вырастет большое дерево. Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Со временем на нём появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.
Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки - сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми, они не жалеют для этого ни сил, ни времени. А будет оно крепким или качаться на ветру, зависит от нас, от нашего поведения и отношения друг к другу. (видео анимация роста дерева) - Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь.
Конкурс хороших слов о семье. (детям раздаются карточки со словами) О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь.
«Как появилась дружная семья»
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)
- Какие это слова? На столе лежат у вас «лепестки» выберите те, которые необходимы для дружной, крепкой, счастливой семьи. Порядок, спокойствие, ссора, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, обида, добро, забота, счастье, грубость, дружба, согласие, мир.
- Эти слова встречаются в пословицах и поговорках, в народных мудростях. Например: Вся семья вместе, так и душа на месте. Мир в семье любовью держится. Дружная семья не знает печали. В хорошей семье хорошие дети растут.
- Объясните смысл пословиц.
- Послушаем песенку о семье и скажите какие еще пословицы вы запомнили.
(видео ролик про семью)
Игра с мячом: «Я тебе кто?»
Цель: Закрепить знания детей о родственных связях.
(Дети сидят на стульях. Учитель кидает мяч ребенку и задаёт вопрос: «Я бабушка, а ты мне кто?». Ребенок возвращает мяч. Отвечая на вопрос «Внук (внучка)» и т. д.)
«Я мама, а ты кто мне?»
«Я тетя, а ты кто мне?»
«Я сестра, а ты кто мне?»
«Я дочка, а ты кто мне?»
«Я внучка, а ты кто мне? Чтение стихотворений наизусть. -Какое самое первое слово? Какое самое главное слово? Какое самое светлое слово? Мама! "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны". Обойди весь мир вокруг, Только знай заранее: Не найдёшь теплее рук, И нежнее маминых. Не найдёшь на свете глаз Ласковей и строже. Мама каждому из нас Всех людей дороже. Сто путей, сто дорог Обойди по свету. Мама - самый лучший друг! Лучше мамы нету! - Скажите, как ласково вас называет мама? А как вы к ней обращаетесь? (Сыночек, хороший, любимый, солнышко моё, котеночек) - Как же маме быть без папы? Стихотворение "Про папу". Хочу похожим быть на папу. Во всём хочу как папа стать. Как он - Носить костюм и шляпу, Ходить, смотреть и даже спать. Быть сильным, умным, Не лениться И делать всё, как он - на пять! И не забыть ещё жениться! И... нашу маму в жёны взять. - Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить. Что –то подсказать. На папу быть похожим не просто, папа – это настоящий мужчина.Каждый настоящий мужчина должен в течение жизни посадить дерево, построить дом, вырастить сына. - А еще настоящий мужчина должен быть мастером на все руки. Иначе родные близкие люди будут недовольны. Кто должен починить кран, вынести мусор, поменять лампочку, прибить гвоздь?
Конкурс "Веселые вопросы". - Это когда все вместе - мама, папа, бабушка, дедушка. (семья) - Самый нежный, добрый, любимый человек для всех людей на Земле. (мама). - Как зовут ваших мам? Когда у них день рождения? - Место, где мы бываем все вместе. (дом) - Маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его всё равно любят. (ребёнок) - В них играют все дети. (игрушки) - Это не человек, но его любят все члены семьи. (дом. животное) - Мама гладит белье … (утюгом) - Папа прокручивает мясо через… (мясорубку) - Она вяжет всем носки и печёт самые замечательные пирожки и булочки. (бабушка)
-Хорошо, когда в семье есть бабушка и дедушка, с которых можно брать пример в любви и верности друг другу. О бабушке и дедушке. Я с бабушкой своею Дружу давным-давно. Она во всех затеях Со мною заодно. Я с ней не знаю скуки, И все мне любо в ней, Но бабушкины руки Люблю всего сильней. Физкультминутка. (На ответ «да» — хлопайте в ладоши, на ответ «нет» — топайте ногами, руки на пояс.) Маму выручим всегда? (Да!) И обманывать не будем никогда? (Да!) Кинуть камень кошке вслед? (Нет!) Брать в автобусе билет? (Нет!) Ай, ай, ай, как это нет? Надо брать билет всегда? (Да!) Не робеть, когда беда? (Да!) Не жалеть для дел труда? (Да!) Рук не мыть, когда обед? (Нет!) Как же это не мыть? Мыть обязательно! (Да!) Солнце, воздух и вода? (Да!) Мы лентяям шлем привет? (Нет!) А тем, кто делает добро? (Да! Да! Да!) - Ваши ответы говорят о том, что вы вежливые и вас можно считать настоящими помощниками.
- А может ли человек жить один и называть себя семьей?
- Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.
«Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь?- спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри!- сказал стрик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ» - Как вы думаете, нашу группу можно назвать семьей? (мнения детей). - Вы, верно, считаете, что и нашу группу можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники, но мы живем и учимся все вместе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Творческое задание.
На листе бумаги обвести ладонь, на каждом пальце написать имя человека которого любите, в середине ладони Я.
Рефлексия. Правила семейной школьной жизни.
Мы будем: • Называть друг друга по именам. • Защищать наших друзей, если их обижают. • Помогать друзьям в беде. • Помогать друзьям в учебе. Мы не будем: • Грубить друг другу. • Пускать в ход кулаки. • Говорить друзьям обидные слова. - И год от года наша семья будет все дружней, все крепче.
Итог. - У любого человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят, понимают и ждут, место, где человеку тепло и уютно. Это зависит от того, какие отношения мы строим друг с другом, чтобы все члены семьи были счастливы. Как вы поняли, что такое семья?
-Какие семейные ценности существуют в вашей семье?
-Какова роль семьи в жизни людей, в вашей жизни?
Рассказы учащихся о своих домашних обязанностях. - Как много для вас делают родители, не стоит их расстраивать. А что нужно делать или как себя вести, чтобы их не огорчать? (ответы детей) Игровая ситуация. - Сейчас мы узнаем, как распределяются обязанности между членами вашей семьи. Я буду называть вам действия. Если это действие выполняет мама, поднимите букву М, если папа – букву П, вы – букву Я. Печет, играет, вяжет, стирает, шьет, убирает, готовит, читает, рисует, мастерит, подметает, пылесосит, моет пол, ремонтирует, водит машину, вытирает пыль, ходит в магазин, работает на компьютере, выносит мусор, смотрит телевизор, проверяет домашние задания у ребенка, помогает готовить уроки.