kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль музыки в развитии личности младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

младший школьный возраст – это переход от игры к учебной деятельности, поэтому необходимо сделать этот переход как можно мягче. Музыкальные игры способны плавно перевести ребенка в сложную учебную деятельность, одновременно расширяя эмоциональную и познавательную сферы его жизни. Музыкальные игры, используемые педагогами в начальных классах, выполняют функции не только познавательные и закрепляющие, но также формируют характер ребенка, учат его самостоятельно мыслить, «провоцируют на творчество» (А. В. Торопова) и придают уверенности в себе при переходе от игры к учебе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль музыки в развитии личности младшего школьника»

РОЛЬ МУЗЫКИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ШКОЛЬНИКОВ

Музыка в эстетическом развитии школьников, наряду с художественной литературой, живописью и другими видами искусства, играет огромную роль. Однако музыка имеет свою феноменальную особенность: у нее есть свой мир, своя предметная действительность, свои выразительные средства и способы отражения жизни.

На мой взгляд, по своей природе она более «человечна», чем все другие виды искусства, потому что от рождения живет в каждом из нас в виде эмоциональных переживаний: радости и тоски, скорби и печали, вдохновения и веселья, грусти и любви, нередко в неоформленном, а то и в неосознанном состоянии. Однако если создать необходимые педагогические условия, под руководством профессионалов в человеке могут развиться на достаточно высоком уровне эстетические чувства восприятия музыки и даже способности к музыкальному творчеству.

Музыка – монолог чувства. «Чувство обращается непосредственно к чувству и понятно только чувству» (Л. Фейербах». Как тут не вспомнить выражение К. Маркса: «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком». Быть художественно образованным – значит знать и уметь. Прежде всего, знать теорию и историю искусства, знать практику искусства и уметь духовно употреблять художественные произведения. В свою очередь, художественная образованность «приведет» к художественной культурности. Следовательно, необходимо процесс эстетического развития школьников средствами музыки начать с развития чувственности, усвоения ими музыкальной грамотности, постижения музыкальных форм от самых простых до самых сложных.

В музыке мы можем обнаружить все категории эстетических отношений, необходимых для анализа эстетического богатства действительности и искусства. Это, прежде всего, такие категории как: совершенство, прекрасное, красивое, изящное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, ужасное, комическое и т.д.

Кроме того, музыка выражает совокупность взаимоотношений художественного творчества и народа – народность. В каждом музыкальном произведении, в творчестве какого-либо композитора мы находим взаимосвязь особенного, специфически-неповторимого, присущего национальной художественной культуре, и общего, возникающего благодаря всесторонней связи и взаимозависимости наций, взаимодействию национальных культур.

Особенность музыкального искусства заключается еще и в том, что благодаря специфичности своего языка, она доступна для восприятия всем народностям. Не существует музыки, не − доступной восприятию другого народа. Принято считать: чем выше культурный уровень национального бытия, чем шире международные связи, тем более активно музыка включается в интернациональные контакты, обогащается традициями других национальных музыкальных школ.

Необходимо сказать еще об одном феномене музыки - общечеловеческом. Дело в том, что специфическим образом воспринимая мир и осваивая его по законам красоты, музыкант-профессионал неизбежно оценивает их с точки зрения значения для человечества. Общечеловеческое начало оказывается лежащим в основе художественного творчества, обладающего гуманистичностью, всечеловечностью и интернационализмом. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что музыка обладает огромным эстетическим и воспитательным потенциалом.

Если игра – это ценный метод воспитания в любом педагогическом процессе, то в музыкальной педагогике, изучающей наиболее эффективные пути передачи ценностей музыкальной культуры подрастающему поколению и обеспечивающей успешность этой деятельности, игра особенно важна. Об этом говорит тот факт, что в сюжетных, ролевых, подражательных играх проявляется некоторые природное пристрастие ребенка к музыкальному исполнительству, которое в последствии затухает, если не находит “пищи” для своего развития. Поэтому использование музыкальных игр на уроках музыки в начальных классах особенно важно с точки зрения взаимосвязи различных методов и приемов музыкального воспитания. Сочетание используемых педагогом приемов и методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действие педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность слово и практические действия [23, с. 10].

В. Кракускайте пишет, что музыкальные игры – наиболее занимательные эпизоды урока, радостные минуты веселья для младших школьников. Он также отмечает, что в процессе игры, сами того не подозревая, дети получают много впечатлений о музыки, знакомятся с ее основными элементами и начинают сознательно реагировать на разнообразные созвучия. Педагогу остается лишь вести игры в нужном направлении, постараться, чтобы дети глубоко почувствовали суть самой музыки [46, с. 37].

Специфика музыкально-игровой деятельности младшего школьника, по мнению Д. Б. Кабалевского, заключается в том, что она подчинена единой учебной задачи – теме. Согласно практическим наблюдениям он сделал следующий вывод, что учащиеся начальных классов ярко реагируют на саму “материю” музыки: тембр, темп, регистр и прочее. Поэтому педагогу достаточно лишь подчеркнуть в своем исполнении или при выборе музыкальной записи эти звуковые особенности, как процесс увеличенного слушания и исполнения получит “разбег”, так как дети всем своим существом стремятся участвовать в музыкально-игровых действиях.

Использование в процессе игры музыкальных произведений обусловлено самой природой музыкального искусства, поскольку музыка оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. Общеизвестно, что музыка – важнейшее средство коммуникации и интеграции. Ученые отмечают, что она невербальным образом усиливает эмоциональное восприятие, влияет на характер человека. Произведения музыкального искусства, используемые в качестве звукового ряда и сопровождающего основное задание, способствуют созданию воображаемой ситуации, дающий импульс к развитию творческого начала и позволяющей взглянуть на себя со стороны. Они способны решать проблему развития психических процессов младших школьников.

Музыкальные игры положительно влияют на эмоциональную сферу личности младших школьников. Их целью является установление контактов с окружающим миром, снятие усталости, апатия. По мнению многих исследователей, подобные игры помогают создавать дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательности, облегчает процесс совместного обучения. Теоретический анализ специальной литературы показывает, что в ходе музыкальных игр дети имеют возможность устанавливать спокойную атмосферу, концентрировать внимание, получать новые впечатления, приобретать социальный опыт, учится общаться друг с другом. Особенность музыкально-игровой деятельности заключается также в том, что в ней создаются все условия для учебной деятельности. Она способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, установлению дружеских отношений в микрогруппе и коллективе, развитию воображения, внимания [47, с. 17].

Музыкальные игры предоставлены в разнообразных типах, видах и формах. Согласно традиционным взглядам ведущих психологов и педагогов на типизацию игры музыкальные игры делятся на дидактические, музыкально-познавательные, развивающие, интеллектуальные, а также сюжетно-ролевые игры.

В процессе школьного музыкального образования, и, в частности на уроках музыки, целесообразно использовать стремление младших школьников к сюжетно-ролевым играм и сделать игровой метод основным на первом этапе музыкального обучения. Разыгрывая определенную роль или участвуя в определенной игровой ситуации, ценной в воспитательном отношении ребенок переживает разыгрываемые события, добровольно вступает в отношение с окружающими совершает добровольно трудные действия, которые в обычной обстановке кажутся ему непривлекательными или недоступными. При этом он, увлекаясь игрой, проявляет активность, деловитость, организаторские способности, волю, целеустремленность, находчивость, смелость, эмоциональность, артистизм, более высокий уровень специальных (музыкальных) и общих (мыслительных) способностей и другие личностные качества.

Что же касается музыкально-дидактических игр, то их главной целью является развитие музыкальных способностей, углубление представлений детей о средствах музыкальной выразительности. Использование на уроках музыки музыкально-дидактических игр должно быть обусловлено четкой постановкой задачи, решение которой преследует педагог. Если та или иная музыкальная способность недостаточно сформирована у школьников, педагог имеет возможность варьировать задания, направленные на развитие именно этой способности. Кроме того, музыкально-дидактические игры позволяют в наиболее доступной для ребенка форме преподнести весь теоретический материал [38, с. 190].

Опираясь на анализ музыкально-педагогической литературы, можно предложить следующие классификации музыкальных игр:

1. Сюжетно-ролевые:

– хороводные;

– подвижные;

– вокальные;

2. Игры с предметами:

– с музыкальными инструментами;

– настольно-печатные.

Другая классификация делит музыкальные игры на:

– музыкально-дидактические;

– ассоциативные;

– медитативные;

– интерактивные.

Таким образом, младший школьный возраст – это переход от игры к учебной деятельности, поэтому необходимо сделать этот переход как можно мягче. Музыкальные игры способны плавно перевести ребенка в сложную учебную деятельность, одновременно расширяя эмоциональную и познавательную сферы его жизни. Музыкальные игры, используемые педагогами в начальных классах, выполняют функции не только познавательные и закрепляющие, но также формируют характер ребенка, учат его самостоятельно мыслить, «провоцируют на творчество» (А. В. Торопова) и придают уверенности в себе при переходе от игры к учебе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль музыки в развитии личности младшего школьника

Автор: Полишкина Мария Алексеевна

Дата: 18.10.2016

Номер свидетельства: 350358

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "«Развитие творческой  личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-tvorchieskoi-lichnosti-na-urokakh-muzyki-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "243067"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445615714"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Формирование экологической культуры младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(61) "formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "160893"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422126153"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-ikt-v-gpd-s-tsiel-iu-razvitiia-psikhichieskikh-funktsii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "231267"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442430384"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "«Здоровьсберегающие  технологии в урочной и внеурочной деятельности младших школьников как обязательное условие реализации ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(151) "zdorov-sbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-kak-obiazatiel-noie-usloviie-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "203285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452775"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Статья "Значение имаготерапии в развитии детей младшего школьного возраста""
    ["seo_title"] => string(76) "statiaznachieniieimaghotierapiivrazvitiidietieimladshieghoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "339171"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1471023823"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства