Мы учим, развиваем, стараемся, чтобы ценностью образования были не только знания, но и действия. Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного члена общества, патриота своей страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль музея в урочной и внеурочной деятельности.»
Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса
Выступление на МО начальных классов
Учитель Рыбакова Н.В.
1 слайд Музей – это остров духовности в современном образовательном процессе. Атмосфера музейного пространства способствует формированию образного и эстетического восприятия, художественного вкуса ребенка, стимулирует богатое детское воображение, закрепляет эмоциональную отзывчивость, нравственность. Ребенок, как посетитель экспозиции, обладает большой степенью свободы при выборе темпа, формы усвоения материала и темы программы, что повышает степень воздействия образовательной среды, результативность воспитательных задач. Это достигается за счет учета возрастных особенностей детей. Усвоение социального опыта - в данном случае музейной этики, нацеленной на длительное зрительное восприятие, - не может быть передано в устной или письменной форме.
2 слайд Это происходит непосредственно во время пребывания детей в музее. Отсутствие же такого опыта в зрелом возрасте является серьезным препятствием на пути полноценного художественного восприятия: человек в этом случае, как правило, реализует «детскую схему поведения», то есть стремится в наиболее короткий срок увидеть как можно больше, удовлетворяя тем самым свое любопытство или любознательность, но, даже не приступая к углубленному восприятию. Разрешить эти закономерные сомнения возможно при условии такой организации детской деятельности в музее, которая учитывала бы особенности детского развития на разных возрастных этапах, с одной стороны, и правило их ограничения, имеющиеся в среде музея, - с другой.
3 слайдТребования, которые должны выполняться при проведении музейных мероприятий:
каждое посещение музея должно иметь конкретную учебную цель;
учитель и дети должны осознать, что посещение музея не развлечение, а серьезная работа и необходимо готовиться к ней;
проводить занятия в музее нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, то есть когда дети еще не устали и готовы к восприятию;
следует отказаться от обзорных экскурсий как «безумно тяжелых для сознания не только ребенка, но и взрослого»;
отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребенка;
итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, рассказ, сочинение на основе увиденного и т.д.). Творческая работа у детей не сопровождается чувством утомления, а доставляет радость и удовольствие, ведь эстетическая сторона предметов и выполняемой работы вызывает у школьников большой интерес.
Сегодня для современного общества проблема нравственного и духовного воспитания молодежи становится наиболее злободневной. Перед школой стоит трудная задача - воспитать школьника с активной гражданской жизненной позицией, положительными ценностными ориентациями, патриота своей страны. К сожалению, современная молодежь мало читает, мало интересуется отечественной культурой и историей. Восполнить эти пробелы в воспитании подрастающего поколения поможет работа в музее, как внеурочная, так и урочная.
Начиная с 1 класса в музее проводятся уроки мужества, посвященные истории Великой Отечественной войны.
5 слайд. Традиционно учащиеся моего класса участвуют в экскурсиях по темам: «История моего города. Старый и новый Саранск», «Профессии взрослых людей», «Виды самоваров», «Матрёшка» посетив Центр Эстетического Воспитания. Работники этого учреждения проводят интересные и познавательные беседы, лекции, викторины доступные для нашего возраста.
6 слайд. По внеурочной деятельности мы ведём кружок «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Цель программы: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского, мордовского и татарских народов; развитие эстетического и нравственного восприятия мира. Эта программа направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство», а также программы внеурочной деятельности школьников «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса. Планирование составлено так, что каждая практическая задача соответствует завершению определённой темы по «Литературному чтению», «Музыке», «Изобразительному искусству» и т. д. Поэтому без внимания не остается и школьный музей этнографии, где дети знакомятся с праздниками, традициями и ремёслами русского , мордовского и татарского народов, со старинным русским бытом. Лекции проводят ученики старших классов, что особенно ценно. Они рассказывают, играют, загадывают загадки, поют песни, т.е. воспитывают интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т. д.; Была организована поездка в Мордовское Подворье, где дети воочию увидели и потрогали предметы быта старины.
Музей Пролетарского района в торжественной обстановке проводит беседы и показы фильмов с именами и фамилиями уроженцев нашего района и всей Мордовии, погибших в годы войны.( знакомство с Книгой памяти) Учащиеся познакомились с книгой памяти, в которую были занесены прадеды многих детей.
Нравственное и духовное развитие личности через краеведение - это многогранный и сложный процесс, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, приобщать их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, в дальнейшем помогает в выборе профессий.
Школьники с большой заинтересованностью занимаются исследовательской деятельностью.
Вот некоторые темы исследовательских работ учащихся: "Бабушкин сундук», "Моя родословная".
У каждой состоявшейся личности, у каждого человека есть Родина. Все начинается с дома, семьи. Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует бережному отношению к семейным традициям, помогает улучшению отношений между поколениями.
7 слайд Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». На уроках окружающего мира при изучении темы «Семья», ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, музейный архив. Есть родители, которые серьезно увлекаются краеведением, особенно составлением своих родословных. Учащиеся 2-ых классов посетили Музей в храме Казанской Божьей Матери и узнали о гибели царской семьи. Была недавно организована встреча с отцом Сергием, который говорил с детьми о взаимоотношениях друг к другу и в семье. Была организована поездка в Макаровский монастырь.
8 слайд. Учащиеся 2 «Б» класса принимали участие в викторине «Моя школа», «Мой класс». При изучении темы «Школа» на уроке окружающего мира ребята пользуются материалами из музея. Под руководством учителя они ищут материал к урокам.
9 слайд. При изучении темы «Природные богатства» ребята 2А класса ездили в Музей Минералов, Краеведческий музей. Они с восторгом рассказывали об увиденных камнях, закрепив учебный материал.
Когда изучали тему «Пожар», ездили в Музей пожарной безопасности, где очень интересно, доступно и наглядно показали, что может произойти, если играть со спичками или зажигалкой.
11 слайд. Мы частые гости библиотеки №3. На базе музея в январе была проведена викторина «Мой город». Учащиеся 2-х классов использовали материал из Интернета, из книг, а также музейный архив. На уроках окружающего мира при изучении темы «Города России» учащиеся также пользуются материалами из музея. Они узнают о том, на какой улице находится наша школа, в честь кого она названа. На базе музея проводятся игры, КВН.
10слайд. Ездили в музей Эрзи, на Кондитерскую фабрику, на Хлебозавод. Мы учим, развиваем, стараемся , чтобы ценностью образования были не только знания, но и действия.
9 слайд Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного члена общества, патриота своей страны.
«Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков….».
По словам Герберта Спенсера (англ. философа, социолога и педагога) «Великая ценность образования – это не знания, а действия». «Ты учишься говорить, когда разговариваешь. Ты учишься ходить, когда ходишь Ты учишься играть в шахматы, когда играешь в шахматы. Ты учишься печатать, когда печатаешь. Ты лучше всего учишься чему-либо, когда делаешь это!» (слоган компании НАЙК).