kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль классного руководителя в формировании личностной культуры учащихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

О роли классного руководителя в начальной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в формировании личностной культуры учащихся начальных классов»

Н.Е. Заводскова,

г. Ульяновск,


РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


А.С. Макаренко писал: «Воспитательная работа - есть прежде всего работа организатора». Во главе такой работы всегда был и остается классный руководитель. В данной статье автор раскрывает роль классного руководителя в образовательно-воспитательном процессе, знакомит с особенностями формирования личностной культуры младших школьников,


Воспитательная работа является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений. Основными целями образовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся, их успешная социализация в обществе и адаптация на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, инициативности и самостоятельности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Задачей образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению [3, с. 23]. Личностный рост ребенка в значительной степени зависит не только от него самого, условий среды и природных задатков, но и от уровня психологической культуры его наставника. А. С. Макаренко отмечал, что со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить и руководить им — задача классного руководителя [2, с. 38].

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания [3, с. 25].

Рассмотрим, что же понимают под личностной культурой школьника?

  • Готовность и способность учащихся к  нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции —  «становиться лучше»;

  • развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;

  • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

  • трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

  • осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей.


Современный классный руководитель должен опираться в своей деятельности на гуманистическую систему воспитания. Гуманистический принцип воспитания сочетается с деятельностным подходом, т.е. воспитание через деятельность. Нравственные духовные качества личности, так же, как и физические, формируются в деятельности, в конкретных ситуациях. «Душа обязана трудиться» не менее, чем тело. В деятельности формируются отношения личности к разным аспектам действительности, к себе, к другим людям. Организация этой деятельности и составляет суть работы классного руководителя.

Организуя ценностно–ориентировочную деятельность, которая, как правило, вкрапливается во все другие виды, классный руководитель снова и снова ставит ребенка в ситуацию нравственного выбора, заставляет взглянуть на себя глазами других людей и, наоборот, учит видеть и ценить в людях, в их поступках доброе, хорошее. Психологические игры способствуют развитию коммуникативных способностей, логического мышления, аналитических способностей, развивают память, внимание.

Воспитание без поведения, без переживаний, без социальной практики, без деятельностного отношения к жизни невозможно. Выбирая формы и методы работы, необходимо разумно сочетать индивидуальную работу с каждым ребенком и групповые формы деятельности [5].

Наиболее распространенной формой организации воспитательной работы является классный час. Формы работы на классных часах настолько многообразны, что могут варьироваться в рамках одного классного часа. Огромное значение здесь имеют этические беседы. Они обогащают моральные представления и понятия. В процессе таких бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению, а также поведению других людей.

Нельзя оставить без внимания тот факт, что в деятельности классного руководителя огромную роль играют разъяснения. Большое влияние на сознание и поведение учащихся оказывает пример авторитетных людей. Воспитательная сила примера основана на склонности и способности к подражанию [4, с. 5]

Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения [1, с. 20] .

У младших школьников жизненный опыт еще небогат. Для них воспроизведением общественной жизни является игра. Игровые ситуации в работе по формированию личностной культуры позволяют легко, увлекательно усваивать на практике правила поведения. Необходимо отметить, что в работе классного руководителя огромную роль играют обсуждения литературных произведений или постановки, инсценированные самими учащимися.

Вообще в воспитательной работе существует огромное множество методов и форм работы с младшими школьниками [4, с. 7]. Очевидно одно, что система работы по формированию личностной культуры должна охватывать все школьные годы. Причем подчас в первом, пятом, восьмом и одиннадцатом классах классные руководители обсуждают с учащимися одни и те же проблемы дружбы, взаимопомощи, ответственности. С каждым годом содержание таких обсуждений усложняется, наполняется новым опытом.

  Таким образом, формирование и развитие личностной культуры школьников должно опираться на концепцию духовно – нравственного развития личности гражданина России, которая включает в себя три ключевых компонента: воспитание и развитие нравственного самосознания, воспитание патриотизма, ориентация на общечеловеческие ценности. Современная школа должна воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном мире, постоянно взаимодействуя и сотрудничая при этом с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.


Литература:

  1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 23 с.

  2. Колесник Н.П. Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей / Под редакцией А.В. Егоровой, И.М. Каманова, М.В. Поповой. – М.: Просвещение. 2010. – 94с.

  3. Редакция «Классное руководство» Осуществление классного руководства педагогическими работниками государственных образовательных учреждений // Начальная школа. 2006. №18. С. 23-25.

  4. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 2 класс / Л.В. Управителева. – Владимир: ВКТ, 2009. – 192 с.

  5. Чернышев И.Н. Мой взгляд на воспитание // Персональный сайт Чернышева И.Н. URL: http://cheivni.ucoz.ru/index/klassnyj_rukovoditel/0-7







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Заводскова Наталья Евгеньевна

Дата: 22.01.2020

Номер свидетельства: 536889

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Выступление на тему:  «Роль классного руководителя в организации  гражданско-патриотического воспитания учащихся» "
    ["seo_title"] => string(127) "vystuplieniie-na-tiemu-rol-klassnogho-rukovoditielia-v-orghanizatsii-ghrazhdansko-patriotichieskogho-vospitaniia-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "189380"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426874686"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Воспитательная работа в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(44) "vospitatiel-naia-rabota-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "218759"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433913703"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Самоуправление класса "Мой класс-мой выбор!" "
    ["seo_title"] => string(43) "samoupravlieniie-klassa-moi-klass-moi-vybor"
    ["file_id"] => string(6) "178688"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424871279"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Портфолио ученика начальной школы как результат итоговой оценки в образовательной системе согласно программе ФГОС  НОО. "
    ["seo_title"] => string(131) "portfolio-uchienika-nachal-noi-shkoly-kak-riezul-tat-itoghovoi-otsienki-v-obrazovatiel-noi-sistiemie-soghlasno-proghrammie-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "195287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427890758"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Внеурочная деятельность  как средство развития учащихся и учителя. "
    ["seo_title"] => string(80) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-razvitiia-uchashchikhsia-i-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "118410"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413130953"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства