kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль игры в формировании коммуникативной деятельности детей младшего школьного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средством активизации коммуникативной деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста является игра.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль игры в формировании коммуникативной деятельности детей младшего школьного возраста.»

«Роль игры в формировании коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»

Каждый школьный день,

каждый урок должен быть

осмыслен педагогом как подарок детям.

Каждое общение ребенка со своим педагогом

должно вселять в него радость и оптимизм


В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.

Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Поэтому сегодня возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе.

Младший школьный возраст –уникальный период интенсивного развития ребенка, когда закладываются основы развития личности, начальные ключевые компетенции.

Средством активизации коммуникативной деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста является игра.

В.А. Сухомлинский писал. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности ».

Особенно важным данное средство оказывается в работе с детьми, которые отличаются скованностью, медлительностью, психологической закрытостью, обнаруживают неразвёрнутые формы вербального общения. Эффективность игры обусловлена тем, что каждый ребёнок проявляется в ней наиболее естественным образом, обнаруживая как признаки нарушений в развитии,

так и потенциал своих позитивных качеств. В игровых упражнениях и играх успешно отрабатываются следующие навыки:

1) пользование предметами быта(телефоном, компьютером и т.д.);

2) пользование объектами инфраструктуры (покупка в магазине,

сообщение сведений о себе родным или работникам экстренных служб и т.д.);

3) обеспечение безопасности (поведение в разных ситуациях);

4) общение со сверстниками, взрослыми;

5) общение с родителями (когда требуется договориться с ними, в том числе в случае отрицательного ответа)

Отсюда можно сделать вывод, что в играх происходит освоение человеческих отношений, социальных форм поведения, ценностей своей культуры, традиций, необходимых для продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, развитие позитивного самосознания.

Использование "игровых педагогических технологий" в образовательном процессе помогает первоклассникам обеспечить плавный переход к учебной деятельности . В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком –

1)четко поставленной целью обучения и

2)соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Вот одни из основных требований к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр: 

  • Игровая оболочка должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей. 

  • Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично. 

  • Возможность действия для каждого ученика. 

  • Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи. 

  • Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений). 

  • Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели. 

  • Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей. 

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.


В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности:

  • на физические (двигательные),

  • интеллектуальные (умственные),

  • трудовые,

  • социальные

  • психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

  • познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

  • репродуктивные, продуктивные, творческие;

  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.

  • игры с готовыми "жесткими" правилами;

  • игры "вольные", правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;

Регулярно используя «игровые педагогические технологии" прихожу к выводу, что должно достигаться:

-  внимание к однокласснику;

-  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

 - терпимость, дружелюбие: никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

На этот случай в классе весит плакат со словами «Прожить жизнь без ошибок нельзя, даже на солнце есть пятна»

Результативность игр зависит, во-первых, от систематического их использования; во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Пример: Дидактическая игра «Рукавичка» автор Цукерман Г.А.

Это задание выполнялось дважды:1 раз-18 сентября.

Игра  «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

   Занятие направлено на развитие коммуникативных действий, необходимых для организации и осуществления сотрудничества (кооперации).

 Не секрет, что умение работать в коллективе, сотрудничать, приходить к консенсусу является в наше время не менее важным, чем умение учиться, самостоятельно добывать знания.

Всё большую значимость приобретает личное мнение ребёнка, его позиция, интерес. При этом слышать друг друга, находясь в большом коллективе, без вмешательства учителя дети не привыкли.

 Предложенное задание позволяет потренироваться согласовывать интересы друг друга и усилия в процессе совместной деятельности, осуществлять сотрудничество.

 Описание задания:

         Учащиеся работали в классе парами.

         Детям, сидящим парами, мы давали по одному изображению рукавички и просили украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

         Учащимся давалась следующая инструкция:

         «Ребята, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

         Каждая пара учеников получала изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

 

Критериями оценивания для нас были:

         продуктивность совместной деятельности, которая оценивалась по степени сходства узоров на рукавичках;

         умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

         взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

         взаимопомощь по ходу рисования,

         эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

 Результаты:

Большинство рукавичек были украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждали возможный вариант узора; приходили к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивали способы действия и координировали их, строя совместное действие; следили за реализацией принятого замысла.  

 

 Часть класса выполнила задание на среднем уровне: в их рукавичках наблюдалось сходство узора, но оно было частичным – отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) не совпадали, или имели заметные отличия. Ошибки такого рода говорят о  недостаточном взаимном контроле ребят и\или нехватке продуктивности (умения довести замысел до состояния готовности, спланировать свои действия).

 

В некоторых случаях в узорах явно преобладали различия; дети действовали отдельно, не пытались договориться или не могли придти к согласию, настаивая на своем.

Это обнажило некоторые проблемы класса.

   В одном из случаев, затруднения были вызваны гендерными различиями, что говорит об отсутствии или нехватке опыта взаимодействия ребят с учащимися противоположного пола, отсутствии подобной классной нормы общения, акцента на ценности различий.

   В другом случае, неумение договориться было связано с трудностями коммуникации отдельных учащихся в классе, эмоциональной неготовностью к подобной работе.

Однако проблемы, выделенные мною, носят корректируемый характер. Уже в процессе занятия обеим парам удалось договориться и «сойтись» на определённой тематике рисунка и его деталях. Это очень важный опыт преодоления несогласия.

Второй раз мы выполняли это задание в феврале, результаты были значительно лучше.

По мере приобретения опыта общения (совместной деятельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений) дети научаются не только весьма успешно учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах.

Мы работаем по УМК «Школа России». Основная идея этого УМК – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающегося, то в роли организатора учебной ситуации. Авторы предусмотрели организацию деятельности моделирования и специальные творческие задания, игры, развивающие логическое мышление и воображение.

Методический аппарат учебников способствует развитию  умений общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать высказывания другого.

С этой целью в системе учебников с 1 класса предусмотрена работа в парах, группах, со взрослыми. Эти задания отмечены соответствующими условными знаками.

Курс «Окружающий мир», автор Плешаков А.А.

В нем сквозные герои ( Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха), способствуют созданию игровых ситуаций. Содержательный иллюстративный материал, вопросы, задания и задачки, направленные на развитие коммуникативных УУД.

Например: в 1 классе на уроках Муравей Вопросик предлагает ребятам практическую игру в парах.

Тема урока –Кто такие насекомые? Научимся их отличать.

Муравей Вопросик предлагает выполнить задания.

  1. По этой картинке расскажите о пчеле. Проверьте себя С. 25

  2. Попробуйте объяснить: насекомое- ____Проверьте себя С. 25

  3. Какие слова подойдут для описания осы. Проверьте себя С. 87

В рабочей тетради: предлагается такой вариант групповой игры.

Практическая работа «Изучаем части растений».

  1. Нарисуйте растение, которое вы рассмотрели, выполните рисунок так, чтобы были видны все изученные части растения.

  2. Сообщите другим ребятам о результатах своей работы. Выслушайте и оцените их сообщение.

Работа со взрослыми. Изучите, какие семена в этих плодах. Наклейте к каждому плоду рисунок с его семенами (из Приложения).

В курсе «Русский язык», автор Канакина В.П.,

Игра в парах. Тема: Какие слова мы называем «вежливыми»? Прочитай слова: спасибо пожалуйста благодарю будьте добры

  • Почему эти слова называют «вежливыми»? В каких случаях их употребляют в речи?

  • Какие ещё «вежливые» слова тебе известны? Назови эти слова.

  • Разыграйте сценку: обратись к товарищу с просьбой дать тебе книгу, ручку или карандаш.

Прочитай. Почему это стихотворение так назвали? Посчитайся с товарищем по парте: когда будешь считать, произноси слова считалки по слогам.



Считалка

Я – зверёк,

И ты – зверёк,

Я – мышонок,

Ты – хорёк.

Ты хитёр,

А я умён,

Кто умён,

Тот вышел вон!

С.Маршак

Развитие коммуникативных УУД позволяет обеспечить и курс « Математика» автор Моро М. И.. Он содержит большое количество игр с математическим содержанием, предполагающих работу в паре: «Математическое домино» , «Круговые примеры», « Где мое место», «Лесенка» и т.д.

Коммуникативные игры могут быть использованы практически на любом этапе урока.

Этап актуализации знаний направлен на подготовку восприятия нового материала. Детям очень нравится «Мозговой штурм». Класс делится на команды ( по рядам) - выполняются конкретные задания.

В рамках инициативного сотрудничества провожу игры, которые учат работать с соседом по парте, распределять работу между собой,  выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы, выполнять работу по цепочке. Например, игра «Журналист». В парах дети сами определяют ведущего – журналиста. Он может пояснять, проверять и учится оценивать работу свою и товарища. На уроках чтения, выбранный из пары журналист, оценивает чтение в парах.

Объяснение нового материала - следующий этап структуры урока. Игры-путешествия используется в групповой работе, что позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики.

На одном из интегрированных уроках математики и окружающего мира – я использовала игру «Юные исследователи». Цель игры - научить ребят самим добывать знания. Дети подготовили маленькие сообщения о зимующих птицах. Была задана проблема : на основе собственного опыта установить название компонентов при вычитании. Задания подобного типа очень нравятся детям.

Этап закрепления материала – это процесс применения полученных знаний. На данном этапе можно использовать тестовую игру «Путешествие по ….», как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но дает представление о том, как материал усвоен обучающимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. Этап подведения итогов урока имеет цель - обобщить, сделать выводы, оценить успешность, результативность каждого ученика. Здесь предполагается игра «Солнышко». Учащиеся на лучах солнца размещают основные понятия изученной темы урока. Игра учит учитывать разные мнения и умение обосновать собственное. А главное – ребенок понимает, что это его «продукт мысли», он сам это открыл.

Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Приходя на урок, ребята спрашивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного? » А это значит, что ещё до урока есть учебная мотивация. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать » - гласит народная пословица. И конечно, в этой работе учителю помогает интерактивная доска.

Игровая форма деятельности детей на уроке должна сочетаться с познавательным содержанием, представляющем собой учебную задачу и предполагающим её решение. Придание игровой формы учебному заданию позволяет учесть возрастные особенности детей и достичь учебной цели. Если игры грамотно организованы учителем, то учащиеся приобретают опыт общения, усовершенствуют речевые навыки и способность точно выражать свои мысли, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.


В итоге к концу начальной школы коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (или партнера по деятельности), приобретают более глубокий характер: дети становятся способными понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Таким образом, они приближаются к пониманию относительности оценок или выборов, совершаемых людьми. Начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом.

Однако приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.

Решающая роль в этом процессе принадлежит учителю, который сам должен быть образцом неавторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов .


































Литература:


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с. - (Стандарты второго поколения).


Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528с.


Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под.ред.А.Г.Асмолова. -  М.: Просвещение, 2010.-152с.


Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 // Российская газета. – Федер. вып. № 5125 от 5 марта 2010 г.


Репринцева, Г.И. Игра – ключ к душе ребёнка : Гармонизация отношений ребёнка с окружающим миром : метод. пос. / Г.И. Репринцева. – М. : ФОРУМ, 2008. – 240 с.

































Игровые технологии как вид педагогических технологий. 

 































Ограничения и недостатки использования игр в образовании. 
Из перечисленных требований к игре, очевидно, что игра – очень время – и трудоемкая форма. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели её проведение. 
Игра не является педагогической панацеей. Зачастую педагоги называют игрой все то, что не имеет стандартной формы «фронтальный опрос – новый материал- закрепление – домашнее задание». Проблема и пути её решения в следующем: 

- увлечение самого педагога игровыми формами; 

- запрет на «обязательность» внедрения игр; 

- проработка требований к игре (наличие легенды, мотивов, структуры отношений и т.д. 

Игра – живое явление, более широкое, чем вкладываемое в неё дидактическое наполнение. Поэтому дети могут легло перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание. 

Существует также опасность возникновения зависимости от игры. Игра настолько привлекательна для школьников, что зачастую даже могут отказывать себе в таких потребностях, как еда, питье и т.п. 

Теория и классификация игр. 
Наряду с трудом и учением игра – один из основных видов деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. 

В структуру игры как деятельности личности входят этапы: 

- целеполагания; 
- планирования; 
- реализации цели; 
- анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. 

возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации. 

В структуру игры как процесса входят: 

- роли, взятые на себя играющими; 

- игровые действия как средства реализации этих ролей; 

- игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; 

- реальные отношения между играющими; 

- сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре. 

Большинство игр отличает следующие черты: 

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); 

- творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер 

этой деятельности («поле творчества»); 

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»); 

- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. 

Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. 

1. Педагогические игры достаточно разнообразны по: 

- дидактическим целям; 

- организационной структуре; 

- возрастным возможностям их использования; 

- специфике содержания. 

2. По характеру педагогического процесса бывают: 

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; 

- познавательные, воспитательные, развивающие; 

- репродуктивные, продуктивные, творческие; 

- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие. 

3. По характеру игровой методики делятся на: 

- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации. 

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам. 

5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: 

- различают игры с предметами и без них; 
- настольные; 
- комнатные; 
- уличные; 
- на местности; 
- компьютерные и с ТСО; 
- с различными средствами передвижения. 

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бабичева Надежда Алексеевна

Дата: 27.09.2019

Номер свидетельства: 521153

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "«Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_kommunikativnykh_navykov_u_detei_mladshego_shkolnogo_vozrasta_s_zaderzh"
    ["file_id"] => string(6) "588031"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1633423477"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Формирование коммуникативной компетентности школьников через духовно-нравственное воспитание"
    ["seo_title"] => string(103) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-shkol-nikov-chieriez-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "252591"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447414449"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Программа внеурочной деятельности "«Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста» "
    ["seo_title"] => string(145) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-korriektsiia-i-razvitiie-poznavatiel-nykh-protsiessov-obuchaiushchikhsia-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "108404"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403690858"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Научная статья "ИНТЕГРАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СКАЗКИ""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_statia_integrativnoe_razvitie_inoiazychnoi_rechevoi_kompetentsii_mlads"
    ["file_id"] => string(6) "641746"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702146785"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Формирование  предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Опыт работы."
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniie-priedposylok-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "314924"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459789321"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства