kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль экскурсии в познании окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первые научные истины ребенок должен познавать в окружающем мире, чтобы источником мысли была красота и неисчерпаемая сложность природных явлений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль экскурсии в познании окружающего мира»


Ксенофонтова Р.П.

Роль экскурсий в познании окружающего мира


Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия.

Первые научные истины ребенок должен познавать в окружающем мире, чтобы источником мысли была красота и неисчерпаемая сложность природных явлений. Систематические экскурсии в природу должны быть важной составной частью работы каждого учителя. К каждой экскурсии надо готовиться очень тщательно. Ведь вывести детей в парк, на лужайку – дело более сложное, чем проведение урока в классе.

О дне проведения экскурсии дети и родители предупреждаются заранее. Задолго до этого дня все собираются в классе, чтобы начать знакомство с правилами поведения в природе. К этим занятиям готовится тщательно не только учитель, но и дети, и их родители. На таких собраниях всегда сложнее выступать, ведь надо дойти до сердца малыша и его родителей, настроить на общий лад. Только тогда будет положительный результат. И вот, наконец-то, назначен день экскурсии.

Цель: наблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе, расширить и углубить знания об объектах природы, воспитать эстетические чувства и бережное отношение к природе.

На этой экскурсии мы определили: какая погода, как изменились листья на деревьях, на что они похожи, научились отличать лиственные деревья от хвойных, деревья от кустарников. В этот день ребенок выбирает понравившееся ему дерево – это его зеленый друг. Но быть настоящим другом, оказывается, нелегко.

И тут они замечают натянутую среди ветвей паутину. Значит недалеко паук. Здесь его дом. Не все дети относятся к нему с любопытством. Одни боятся, у других сразу протягивается рука, чтобы раздавить.

И тут учитель ненавязчиво начинает свой рассказ о пауках, можно и о других насекомых.

Что паук является такой же полноправной составной частью природы, как и другие животные. Жизнь пауков полна интересных подробностей..

А затем дети просматривают деревья и кустарники: не поломаны ли на них ветки, не содрана ли кора.

Урок любви к природе продолжается на занятиях рисования, труда, на которых ученик лепит, рисует, вырезает из бумаги, делает аппликации из природного материала тот объект, который ему на экскурсии больше всего понравился.

А на уроке русского языка написали маленькое сочинение «Что мы увидели в осеннем парке».

Примерное сочинение:

«Мы ходили на экскурсию в парк. В нашем парке растут березы, дубы, осины, тополя, клены, липы. Деревья и кусты очень нарядные. Золотые, красные, коричневые листья кружатся в воздухе и тихо падают на землю. Мы собрали разные листья, шишки, желуди для уроков труда. Я выбрал себе зеленого друга – белоствольную березу».

«Я много нового узнал о пауках. Они полезны.» или «Пауков нельзя убивать. Они у себя дома.»

Концовка сочинения была разная, так как каждый писал то, что ему запомнилось.

Родители с детьми чаще бывают в лесу, в парке, а осенью, весной и летом в основном на дачах. Возможно, дети в лесу видели змей, ежей и других диких животных. Некоторые из них при напоминании о змеях, лягушках, жабах вздрагивают, морщатся или отмахиваются. А почему? Потому что мало знают об этих существах. Задача учителя и родителей раскрыть глаза малышу.

Часто ребята ловят ежей, ящериц, птиц и приносят домой, пытаясь содержать их в неволе. Чаще всего такие попытки заканчиваются гибелью животного, так как условия неволи не могут заменить им естественной природной среды. Запомните, ребята, что лучшим домом для диких животных служит лес, луг, водоем. Как писал М. Пришвин: «Рыбе вода, птице - воздух, зверю – лес, степи, горы…»

Задание: узнай, каких животных может держать человек у себя дома. Какого животного вы бы хотели иметь? Почему?

И как раз по русскому языку попался рассказ про собаку, под названием «Верный друг». (Упр. 101; Дидактические материалы – 2 класс).

«Среди пассажиров аэропорта был человек с собакой. Но собаку в самолет не пустили. Хозяин обнял собаку и улетел. Собака осталась ждать хозяина. Она не уходила и встречала каждый день самолет. В газете напечатали рассказ о верности собаки. Этот рассказ прочитал хозяин собаки. Он прилетел и забрал с собой своего верного друга».

Мы прочитали рассказ, выполнили все упражнения и задания, ответили на все вопросы. И тут детей будто бы прорвало. Все хотели рассказать о своих животных, об их повадках, о том, как они любят их, какой он у них умный. Многим детям хотелось иметь в доме или собаку, или кошку. Но квартирные условия или нехотение взрослых не позволяли их держать.

За короткое время всех не выслушаешь. И чтобы никого не обидеть, решили дома оформить книжки – малышки под названием: «Моя собака», «Породы собак», «Какую собаку я бы хотела иметь» и другие.

На следующий день были собраны работы, прочитаны, организована выставка рисунков. С родителями решили провести беседу – утренник на тему «Наши любимые собаки». Библиотекари им. К. Чуковского организовали выставку книг о собаках с показом диафильма. Тут же проводится утренник.

  • Все мы: и дети, и взрослые должны уяснить, что щенок или котенок – не игрушки, а живые существа. Они требуют постоянной заботы, ласки, и, возможно, даже некоторых лишений со стороны их хозяев. Если каждый из нас будет нести ответственность за своих меньших братьев, то я думаю, меньше будет бродячих брошенных животных.

В один из зимних дней после уроков вместе с родителями вышли в парк. В начале экскурсии все молча наблюдали. Затем начали работу по плану. Сначала дети вспоминали, что они видели осенью в этом месте. Затем стали описывать картину зимней природы: деревья голые, на них лежит снег, на земле тоже снег. Только одни сосны и ели темнеют. Дети измеряли глубину снега в разных местах и сравнили. (С собой взяты лопатки и линейки.) В одной из ямок кто–то заметил зеленые листочки. Восторгу детей нет предела. По книгам они знают, что некоторые растения зимуют с зелеными листьями и даже ягодками, но «живьем» самим увидеть – это совсем другое.

Обращают внимание на птиц (их стало намного меньше, чем летом). Вспомнили, чем они питаются. Многие улетели на юг – мало корма. Рацион очень беден. Желательно, чтобы у ребят самостоятельно возникла мысль, переходящая в желание, а позже в практическое воплощение: оставшихся на зимовку птиц необходимо подкармливать.

Предусмотрительные родители уже сделали кормушки и принесли их с собой. Кормушки повесили на крепкие сучки. Дети насыпали принесенные семена, крошки хлеба и даже сало положили.

Зиме середина – Новый год на носу. И дрожат, наверное, елки в лесу: не хочется им погибать от топора или пилы людей безвременно. Вспомним песенку «В лесу родилась елочка…»

  • В лесу беззаботно жила елочка. Метель ей пела песенку, а мороз снежком укутывал, чтобы не замерзала. А звери ее развлекали. Жить бы да жить. Да нет, пришел старичок и срубил ее – лишил жизни. Стоит она теперь нарядная, детишки любуются, но она уже неживая. Через неделю она будет лежать на свалке никому ненужная.

  • Как сберечь ели от рубки перед новогодними праздниками?

Задание: Как сберечь елки от вырубки перед Новым годом? Как еще можно украсить дом в Новый год? Поговорите об этом со своими родителями. (Очень много было вариантов. А после новогодних праздников подвести итоги.)

Недаром весну называют утром года: природа просыпается после зимнего сна. И конечно, прилетят наши пернатые друзья.

Задания:

  1. Понаблюдай, как часто родители приносят корм птенцам. Наблюдения надо вести с достаточного расстояния, незаметно, чтобы не беспокоить птиц.

  2. В конце мая – июне в парке и в лесу появляются слетки. Они беззащитны и часто становятся жертвами собак. Объясните младшим братьям и сестрам, что их ловить и приносить домой нельзя.

Солнечный день, пахнет весной и даже летом. Мы отправляемся в парк. Все объекты наблюдений знакомы и милы. Заметили нарядное убранство деревьев, поляны. Узнают знакомые лекарственные растения и ползающих насекомых. Ребята идут строго по тропинке, не спешат, боятся наступить на жучка или на знакомую травинку.

Дети также заметили, что в лесу нет той тишины, которая была зимой. Щебет птиц, стрекотание кузнечиков, шелест молодой незапыленной листвы заполняют весенний лес.

  • Дети, а теперь давайте три минутки помолчим.

  • Какая прекрасная мелодия природы!

  • А если мы будем галдеть, громко кричать, а еще хуже включим на всю мощь магнитофон, сможем ли мы все это услышать?

Конечно, нет. А ведь придя в лес, мы пришли в гости. А в гостях не шумят.

Послушать любимую музыку, лежа на лесной поляне, конечно, здорово. Но подумайте: понравится ли вам, если в ваш дом придут незваные гости, которые разведут огонь в центре комнаты и станут издавать только им понятные звуки? Скорее всего, вы были бы просто возмущены их поведением. Не забывайте о том, что вы в лесу гости. Не шуми в лесу, в парке. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.

Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте человек остается наедине со своей совестью. Она для человека – единственный контролер. И может быть одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.

Малыш, который наблюдает за ростом стебелька, цветка, за рождением, развитием птиц и зверей, задумается прежде, чем сорвать редкий цветок, а потом выбросить его в придорожную пыль или бросить камень в беззащитного зверька. Я в этом уверена!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль экскурсии в познании окружающего мира

Автор: Ксенофонтова Римма Петровна

Дата: 25.08.2025

Номер свидетельства: 673516

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИНЦИПАМ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "
    ["seo_title"] => string(95) "aktual-nyie-voprosy-obuchieniia-mladikh-shkol-nikov-printsipam-poznaniia-okruzhaiushchiego-mira"
    ["file_id"] => string(6) "145033"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418833081"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "100782"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402393336"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Среднесрочное планирование  1 класс  Познание мира "
    ["seo_title"] => string(54) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-1-klass-poznaniie-mira"
    ["file_id"] => string(6) "114943"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411745473"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-4-klassa-umk-shkola-rossii-1"
    ["file_id"] => string(6) "246139"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446300205"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства