В методике математики принято выделять устные и письменные способы вычисления. К устным способам можно отнести все способы вычислений в пределах 100, а также способы вычислений за пределами 100, когда вычисление сводится к способу вычислений в пределах 100. Например: чтобы 600 умножить на 3, необходимо 6 умножить на 3 и дописать 2 нуля, то есть умножение 600 на 3 будет относится к устному счёту. К письменным способам относят вычисления над числами за пределами 100.
Устный счёт на уроках математики в младшей школе имеет важное значение, так как он подразумевает общение учителя с учениками, как общие как и индивидуальные, а также рассуждения учащихся во время выполнения различных заданий. Среди этих видов устной деятельности можно выделить устные задачи, которые также можно обозначить понятием "устный счёт", потому что раньше они заключали в себе именно вычисления. В современных школьных программах виды устных вычислений довольно разнообразны, так как на уроках большое внимание уделяется алгебре, геометрии и свойствам операций над числами. Поэтому название «устный счёт» до сих пор приемлемо для устного способа проведения упражнений.
Согласно статье «Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и развития личности ребёнка» педагога Зайцевой О. П. значимость и необходимость устных вычислений весьма очевидна. Значение упражнений велико как в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, так и в развитии личностных качеств ребёнка.
Для развития быстроты устных навыков вычислений в течение трёх-четырёх лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 6–12 минут при проведении устных упражнений согласно преподаваемой теме.
Устный счёт по математике важен также тем, что он активизирует мыслительную деятельность; при его выполнении развивается речь, внимательность, сосредоточенность, быстрота реакции, память, способность к восприятию сказанного на слух. В сочетании с другими видами работы на уроках, устный счёт позволяет создать условия, при которых активизируются такие виды деятельности как моторика и мышление. И устные упражнения в этом комплекте играют важную роль.
Виды упражнений для устных вычислений
Навыки устного счёта развиваются в процессе выполнения учащимися различных упражнений. Приведем основные виды таких упражнений:
Нахождение значений математических выражений
В данных задачах необходимо найти значение математического выражения, представленного в том или ином виде. Вариантов таких заданий множество. К ним можно отнести: буквенные (задают буквами) и числовые (задаются числами) математические выражения. При буквенном выражении, вместо букв подставляют числа и находят полученное выражение в виде числа. Основным значением такого вида упражнений является выработка и закрепление устойчивых вычислительных навыков у учеников, и кроме того - усвоение теории арифметических операций.
Пример 1: найдите разность чисел 200 и 5.
Пример 2: первый множитель 3, второй 4. Чему равно произведение?
Пример 3: у пяти матерей по одному сыну. Сколько всего сыновей?
Пример 4: уменьшаемое 24, вычитаемое 6. Чему равна разность?
Сравнение математических выражений
Данные задачи имеют несколько вариантов. Например, даются два выражения, и необходимо сравнить выражения, то есть определить, равны ли они или какое из них меньше,а какое больше. Основным назначением данных задач является усвоение теории арифметических операций, свойствах операций, знаний о неравенствах и равенствах, а также развитие вычислительных навыков.
Пример 1: 16+ 3 * 19 + 2; Вместо «*» поставить знак <, >, =.
Пример 2: 5 + 26 * 26 + 5; Вместо «*» поставить знак <, >, =.
Пример 3: 19 – 8 * 8 + 3; Вместо «*» поставить знак <, >, =.
Пример 4: первое число 15, а второе на 12 меньше. Чему равна сумма данных чисел?
Решение уравнений
К данным задачам можно отнести простые уравнения вида х + 3 = 7 и более сложные уравнения вида 3х – 6 = 24. Главная функция данных задач — развитие навыков решения уравнений, а также помочь ученикам в усвоении отношений между составляющими и результатами арифметических операций.
Пример 1: решите уравнение 25 : х = 5.
Пример 2: я придумал число, домножил его на 5 и получил 85. какое число я придумал?
Пример 3: какое число надо увеличить на 34, чтобы получить 80?
Пример 4: какое число надо прибавить к 33, чтобы получить 70?
Чтобы навыки устного счёта постоянно развивались, следует определить корректное отношение в приемах устных и письменных способов исчислений. Необходимо прибегать к письменному счёту только в случае, когда сложно ограничиться только устным счётом.
Роль устного счёта
Кроме того, что устный счёт на уроках математики способствует развитию и усвоению крепких навыков вычислений, он еще и оказывает значимое воздействие на повышении у детей интереса к урокам математики, что в свою очередь является одним из главных мотивов учебной деятельности. Устный счёт развивает логическое мышление, а также личностные качества ребёнка. С помощью различных видов устного счёта можно вызывать интерес и привить любовь к математике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль устного счёта в развитии ребёнка »
Роль устного счёта в развитии ребёнка
В методике математики принято выделять устные и письменные способы вычисления. К устным способам можно отнести все способы вычислений в пределах 100, а также способы вычислений за пределами 100, когда вычисление сводится к способу вычислений в пределах 100. Например: чтобы 600 умножить на 3, необходимо 6 умножить на 3 и дописать 2 нуля, то есть умножение 600 на 3 будет относится к устному счёту. К письменным способам относят вычисления над числами за пределами 100.
Устный счёт на уроках математики в младшей школе имеет важное значение, так как он подразумевает общение учителя с учениками, как общие как и индивидуальные, а также рассуждения учащихся во время выполнения различных заданий. Среди этих видов устной деятельности можно выделить устные задачи, которые также можно обозначить понятием "устный счёт", потому что раньше они заключали в себе именно вычисления. В современных школьных программах виды устных вычислений довольно разнообразны, так как на уроках большое внимание уделяется алгебре, геометрии и свойствам операций над числами. Поэтому название «устный счёт» до сих пор приемлемо для устного способа проведения упражнений.
Согласно статье «Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и развития личности ребёнка» педагога Зайцевой О. П. значимость и необходимость устных вычислений весьма очевидна. Значение упражнений велико как в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, так и в развитии личностных качеств ребёнка.
Для развития быстроты устных навыков вычислений в течение трёх-четырёх лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 6–12 минут при проведении устных упражнений согласно преподаваемой теме.
Устный счёт по математике важен также тем, что он активизирует мыслительную деятельность; при его выполнении развивается речь, внимательность, сосредоточенность, быстрота реакции, память, способность к восприятию сказанного на слух. В сочетании с другими видами работы на уроках, устный счёт позволяет создать условия, при которых активизируются такие виды деятельности как моторика и мышление. И устные упражнения в этом комплекте играют важную роль.
Виды упражнений для устных вычислений
Навыки устного счёта развиваются в процессе выполнения учащимися различных упражнений. Приведем основные виды таких упражнений:
Нахождение значений математических выражений
В данных задачах необходимо найти значение математического выражения, представленного в том или ином виде. Вариантов таких заданий множество. К ним можно отнести: буквенные (задают буквами) и числовые (задаются числами) математические выражения. При буквенном выражении, вместо букв подставляют числа и находят полученное выражение в виде числа. Основным значением такого вида упражнений является выработка и закрепление устойчивых вычислительных навыков у учеников, и кроме того - усвоение теории арифметических операций.
Пример 1: найдите разность чисел 200 и 5.
Пример 2: первый множитель 3, второй 4. Чему равно произведение?
Пример 3: у пяти матерей по одному сыну. Сколько всего сыновей?
Пример 4: уменьшаемое 24, вычитаемое 6. Чему равна разность?
Сравнение математических выражений
Данные задачи имеют несколько вариантов. Например, даются два выражения, и необходимо сравнить выражения, то есть определить, равны ли они или какое из них меньше,а какое больше. Основным назначением данных задач является усвоение теории арифметических операций, свойствах операций, знаний о неравенствах и равенствах, а также развитие вычислительных навыков.
Пример 1: 16+ 3 * 19 + 2; Вместо «*» поставить знак , =.
Пример 2: 5 + 26 * 26 + 5; Вместо «*» поставить знак , =.
Пример 3: 19 – 8 * 8 + 3; Вместо «*» поставить знак , =.
Пример 4: первое число 15, а второе на 12 меньше. Чему равна сумма данных чисел?
Решение уравнений
К данным задачам можно отнести простые уравнения вида х + 3 = 7 и более сложные уравнения вида 3х – 6 = 24. Главная функция данных задач — развитие навыков решения уравнений, а также помочь ученикам в усвоении отношений между составляющими и результатами арифметических операций.
Пример 1: решите уравнение 25 : х = 5.
Пример 2: я придумал число, домножил его на 5 и получил 85. какое число я придумал?
Пример 3: какое число надо увеличить на 34, чтобы получить 80?
Пример 4: какое число надо прибавить к 33, чтобы получить 70?
Чтобы навыки устного счёта постоянно развивались, следует определить корректное отношение в приемах устных и письменных способов исчислений. Необходимо прибегать к письменному счёту только в случае, когда сложно ограничиться только устным счётом.
Роль устного счёта
Кроме того, что устный счёт на уроках математики способствует развитию и усвоению крепких навыков вычислений, он еще и оказывает значимое воздействие на повышении у детей интереса к урокам математики, что в свою очередь является одним из главных мотивов учебной деятельности. Устный счёт развивает логическое мышление, а также личностные качества ребёнка. С помощью различных видов устного счёта можно вызывать интерес и привить любовь к математике.