kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль милосердия в формировании личности ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вся жизнь человека, будь то его характер, чувство ответственности, добрые или худые привычки, умение преодолевать трудности и многое другое, во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Осознавая это, родители пытались привить ребенку те религиозно-нравственные начала, основываясь на которых он мог бы стать духовно-здоровой личностью. Известный русский философ Иван Ильин говорил: «Воспитать ребенка значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее, подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг; они осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле: они сами вошли в ту родину, которою стоит жить и гордиться, за которую стоит бороться и умереть».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль милосердия в формировании личности ребенка»


Роль милосердия в формировании личности ребенка

Вся жизнь человека, будь то его характер, чувство ответственности, добрые или худые привычки, умение преодолевать трудности и многое другое, во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Осознавая это, родители пытались привить ребенку те религиозно-нравственные начала, основываясь на которых он мог бы стать духовно-здоровой личностью. Известный русский философ Иван Ильин говорил: «Воспитать ребенка значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее, подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг; они осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле: они сами вошли в ту родину, которою стоит жить и гордиться, за которую стоит бороться и умереть» (1). Ни для кого не секрет, что формирование педагогического идеала и осознание цели воспитания происходило под влиянием православия на историческую судьбу русского народа.

Актуальность выбранной темы очевидна. Мир, в котором мы живем, деградирует на глазах. Происходит попирание нравственных законов и ценностей. Равнодушие к человеку стало настолько принятой нормой современного общества, что такое понятие как «милость» стало относиться к романтически-архаическому лексикону. (2) Через СМИ мы узнаем о страшных проявлениях жестокости, злобы и ненависти. Высок уровень детской преступности, а, значит, в скорости могут возникнуть серьезные проблемы, ведь дети – это наше будущее. Поэтому сегодня как никогда надо поднимать вопрос о воспитании в детях милосердия, любви и сострадания, так как без этих добродетелей никогда не будет жизнеспособного и здорового общества.

Такая проблема, как воспитание милосердия у детей, волнует людей на протяжении уже многих веков. Как представители святоотеческой мысли, так и светские мыслители считали необходим воспитывать эту добродетель, но если святоотеческая мысль не придумывала систематических приемом и методов для разрешения столь животрепещущей проблемы, а лишь призывала всех тех, кто имеет отношения к воспитательному процессу, личным примером воздействовать на умы и сердца вверенным им от Бога детям, то философская и педагогическая мысль разрабатывали приемы и методы, благодаря которым можно воспитать милосердную личность.

На протяжении всей истории человеческой цивилизации роль семьи в деле нравственного воспитания личности имело огромное значение. Еще римский оратор Квинтиллиан говорил: «Дети не из школы впервые выносят дурные привычки, но они приносят их с собой в школу. Они перенимают их у своих родителей, которые подают им дурной пример. Здесь они видят и слышат ежедневно такие вещи, с которыми они в продолжение всей своей жизни не должны бы быть знакомы. Все это обращается у них в привычку, а потом и во вторую природу, и злосчастные малютки становятся порочными прежде, чем они начнут знать, что такое порок» (3).

Семья есть Богом установленный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Человек призван строить этот союз на любви, на вере и свободе. Научиться в этом союзе первым совестным движениям сердца. Неоднократно упоминаемый нами философ Ильин писал: «Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Там, где заключается брак без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего первого назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости». (2)

Исследования подтверждают, что уже с дошкольного возраста, который еще называется вторым детством и начинается с четырех лет, детей нужно приучать к милосердным поступкам и состраданию, участию в жизни окружающих. Приучая детей к милосердию, мы воспитаем их сердце. «С воспитанием сердца связано воспитание мотивов к той или иной деятельности, именно сердцем человек различает добро и зло, оно является «седалищем» совести. «Человек склонен к добру и злу, - пишет Э. Фромм. – Когда обе склонности находятся в равновесии, он способен выбирать. Однако если его сердце ожесточилось до такой степени, что его склонности больше не уравновешены, он более не свободен в выборе» (1). В этом же возрасте необходимо начинать искоренять пороки, которые как плевелы начинают проглядываться у детей в этом возрасте.

Как мы видим из вышесказанного, родителям необходимо уже с раннего возраста употреблять все силы, что искоренять дурные наклонности, пока они не успели укорениться в душе их ребенка.

Необходимо включение в процесс обучения различного рода игр, моделей и рассказов, содержащих примеры и идеалы поведения в социуме. Не зря возраст в котором дети идут в школу именно семь лет, ведь по мнению детских психиатров и неврологов к этому возрасту формируется та основа поведенческих и личностных ценностей, привитых в семье, которую школа, предоставляя широкую площадку социальных возможностей и взаимодействий способна развить, закрепить и сделать идеальной моделью поведения, преподнося истинно человеческие чувства и проявления, как идеал жизни. В то же самое время в этом возрасте ребёнок уже способен не только учиться на внешних примерах, но и осознано участвовать в различных поведенческих моделях, где под видом игры предоставляется возможность самому выбирать как поступить в той или иной ситуации.

Так же не следует забыть, что поступление детей в школу отнюдь не означает конец участия родителей в деле воспитания, напротив лишь усиливает ответственность в деле взаимодействия с педагогами и формирования в духовном и моральном плане здоровой личности. Организация преемственности в воспитании милосердия у детей предполагает реализацию на практике такого важного педагогического условия, как тесное сотрудничество родителей и учителей. Поэтому, было бы полезным введение совместных занятий для детей и родителей. Это может быть и как совместная организация досуга, праздников, так и участие в делах организаторских как школы, так и класса. Эта деятельность должна быть не навязчивой, но в радость делающим, а главное бескорыстной, на благо общей цели, тогда и ощущение собственной нужности и пользы будет неподдельным.

Таким образом, мы можем сказать, что, несмотря на все искушения и опасности, которые окружают детей, взаимосвязь школы и дома, родителей и педагогов, может дать свой добрый плод, и укрепить заложенные в семье добрые начала. Роль милосердия в формировании личности ребенка – будущего взрослого члена общества неоспорима и его влияние велико в процессе формирования духовной, сострадающей личности. Оно должно стать неотъемлемой составляющей воспитательного процесса детей в целом, так как является необходимым условием формирования личности с устойчивым нравственным мировоззрением.

Таким образом, проанализировав роль милосердия в формировании личности ребенка, а также светские методы воспитания милосердия у детей и особенности христианского воспитания детей, удалось выявить основные средства воспитания милосердия у детей:

  • личный пример родителей, как самый действенный метод в деле воспитания ребенка;

  • беседа;

  • чтение душеполезной литературы;

  • нравственное закаливание;

  • знакомства с подлинными духовными ценностями;

  • обогащение эмоционального опыта;

  • приучение к труду на благо окружающим;

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

. Ильин И. Грядущее России. – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2009. С. 452.

2. См.: Свешников В., прот. Очерки Христианской Этики. М.: Лента – Книга, 2010. С. 254

3. Георгий (Шестун), игум. Православная педагогика. Издание 4-е. – М.: Про-Пресс, 2010.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль милосердия в формировании личности ребенка

Автор: Толмачева Людмила Васильевна

Дата: 14.03.2015

Номер свидетельства: 186363

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект родительского собрания Роль семьи в формировании личности ребёнка "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-roditiel-skogho-sobraniia-rol-siem-i-v-formirovanii-lichnosti-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "185034"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426141212"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "" Мы- будущие волонтёры" технология обучения детей сочуствию, сопереживанию и милосердию "
    ["seo_title"] => string(105) "my-budushchiie-volontiory-tiekhnologhiia-obuchieniia-dietiei-sochustviiu-sopieriezhivaniiu-i-milosierdiiu"
    ["file_id"] => string(6) "183593"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425902443"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Выступление на тему:  «Роль классного руководителя в организации  гражданско-патриотического воспитания учащихся» "
    ["seo_title"] => string(127) "vystuplieniie-na-tiemu-rol-klassnogho-rukovoditielia-v-orghanizatsii-ghrazhdansko-patriotichieskogho-vospitaniia-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "189380"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426874686"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Формирование коммуникативной компетентности школьников через духовно-нравственное воспитание"
    ["seo_title"] => string(103) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-shkol-nikov-chieriez-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "252591"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447414449"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Методическая разработка родительского собрания на тему: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»."
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_roditiel_skogho_sobraniia_na_tiemu_riebienok_uchitsi"
    ["file_id"] => string(6) "367763"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481300728"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства