Данный материал можно использовать на родительском собрании в начале учебного года. Содержит рекомендации родителям об организации праильного режима дня школьника с целью повышения успеваемости и правильного развития подрастающего организма ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Режим дня школьников"»
Выступление на родительском собрании по теме «Режим дня школьника»
Режим дня – это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.
Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляется воспитание и обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка.
Режим – это основа нормальной жизнедеятельности ребенка и одно из условий успешного обучения в школе.
Режим:
обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года;
предохраняет нервную систему от переутомления;
повышает общую сопротивляемость организма;
создает благоприятные условия для физического и психического развития.
В понятие режима дня входят: деятельность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приема пищи.
В режиме дня медики определяют шесть основных компонентов: сон, пребывание на свежем воздухе, учеба, отдых, прием пищи, личная гигиена.
Любое нарушение отрицательно сказывается на здоровье детей, а значит, на настроении и успеваемости.
Наиболее благоприятное время для подъема – 7.00-7.30ч. утра (дети с ослабленным здоровьем, если учатся со II-й смены, могут поспать подольше).
После подъема необходимо сделать утреннюю зарядку, совершить туалет, позавтракать и отправиться в школу. Желательно, чтобы ребенок шел пешком, не торопясь – данная утренняя прогулка способствует интенсификации физиологических функций в утренние часы и подготавливает организм к предстоящей учебной деятельности. В школу ученик должен приходить за 10-15 минут до начала занятий и успеть подготовиться к уроку. Это позволит сконцентрировать внимание и хорошо воспринимать учебный материал.
Чередование учебных предметов в расписании уроков предусматривает переключение деятельности центральной нервной системы. Тем самым предусматривается развитие выраженного утомления и переутомления.
Главная задача учителя – обучить ученика умению работать. Ученик, умеющий продуктивно работать, на небольшом материале приобретает более глубокие знания и прочные навыки. Организация правильного процесса мышления, овладение техникой самостоятельной работы, усвоение рациональных приемов организации труда – вот основные черты, которые необходимо выработать ученику для хорошей подготовки домашнего задания.
После окончания уроков желательно, чтобы ученик возвращался домой не спеша, не тратя лишней энергии и дольше дышал свежим воздухом.
Дома ученик переодевается, моет руки, обедает, далее – можно отдохнуть или поспать, поиграть на свежем воздухе, желательно в подвижные игры или заниматься физкультурой и спортом. Занятия физкультурой и спортом чрезвычайно полезны для здоровья, снимают усталость, повышают жизненный тонус и работоспособность детей, заставляют активно работать головной мозг.
^ Самостоятельные учебные занятия и приготовление уроков должны быть строго регламентированы. Неверно мнение о том, что «больше занятий – больше успехов». Не следует превышать время для подготовки домашнего задания, особенно, если ребенок учится в первую смену.
Приготовление домашних заданий следует начинать всегда в определенные часы, это поможет выполнять их быстрее и лучше. Привычка заниматься в одно и то же время способствует настрою всего организма к напряженной умственной работе.
Самоподготовку учащимся рекомендуется начинать с задания средней сложности, затем переходить к более сложному материалу, а завершить работу выполнением самых легких заданий. Такой распорядок способствует постепенному вхождению в работу, сложные задания будут выполняться в пик продуктивности, а легкие – во время спада работоспособности. Вначале рекомендуется выполнять письменные задания, а затем устные. Чтобы напряженная работа была более эффективной надо через каждые 20 минут делать короткие перерывы (не дожидаясь усталости), с выполнением физических упражнений и снятием зрительного напряжения. Это способствует быстрому восстановлению работоспособности и предупреждает развитие утомления. Через 1 час работы следует устроить более длительный перерыв (10-15 минут).
Здесь необходимо отметить, что неудобное рабочее место вызывает раздражение и мешает сосредоточиться. Поэтому необходимо создать рабочую обстановку, которая помогает продуктивному умственному труду: мебель по росту (стол и стул), свет должен падать слева, определенный порядок расположения.
учебных принадлежностей. Кроме того, надо создать условия для работы, помочь найти правильные методы выполнения заданий, обучать ребенка умению правильно (адекватно) оценивать результаты своего самостоятельного труда (качество, как оценит учитель, как в следующий раз выполнить лучше).
^ Просмотр телевизора при всей его занимательности и пользе для общего развития и кругозора ребенка, дает значительную нагрузку на центральную нервную систему, органы зрения и слуха; ребенок становится менее усидчивым и терпеливым. Поэтому максимальная продолжительность пребывания у телевизора – не более 1-2 часов, с периодическим отдыхом для глаз. При нормальном зрении расстояние между экраном и зрителем (в удобной позе) должно быть от 2 до 5 метров, в слегка освещенной комнате; телевизор должен быть исправен и хорошо настроен.
Чтение должно занимать ведущее место среди всех общекультурных интересов во внеучебное время. Чтение связано с напряжением коры больших полушарий мозга, поэтому длительность чтения не должна превышать 2 часов с соблюдением всех гигиенических требований (хорошее освещение, периодический отдых для глаз, удобная поза: не лежа и не за едой).
В свободное время дети должны оказывать посильную помощь по дому. Труд – это активная форма физической и умственной деятельности, поэтому он способствует не только правильному воспитанию, но и духовному развитию ребенка, укреплению его здоровья и взаимоуважительных отношений в семье.
Очень важно, чтобы в распорядке дня у ребенка нашлось время для его любимых занятий и игр. Ведь эмоциональные впечатления – важная составляющая жизни человека.
Прогулки на свежем воздухе очень важны, они снимают утомление, возбуждение нервной системы, способствуют лучшей работоспособности и умственной деятельности во время приготовления уроков и лучшему засыпанию вечером. Особенно полезны прогулки после ужина, перед сном. Общая дневная продолжительность прогулок – не менее 3 часов. Врачи утверждают, что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья ребенка.
Очень важный раздел режима – питание как условие нормального роста и развития организма, функционирования всех его органов и систем. Еда в определенные часы способствует хорошему усвоению пищи, успешному функционированию пищеварительной системы, нормальной жизнедеятельности всего организма, сохранению его здоровья на будущее. Пища должна быть богата белками, углеводами и жирами. Очень важно полноценное и рациональное питание: мясо, рыба, молочные продукты, каши, овощи и фрукты, т.е. те продукты, которые усиливают обмен веществ в организме, тем самым способствуют хорошей работе головного мозга. Потребление сладкого и мучного необходимо ограничивать. Вредны для здоровья такие продукты как газированные напитки, кофе, крепкий чай, чипсы, сомнительного качества шоколад: сникерсы и марсы.
Особое значение для нормальной жизнедеятельности имеет сон (занимает одну треть жизни человека). Сон играет роль восстановительного процесса, в котором осуществляется генеральная «чистка» всего организма, он необходим для нормальной умственной жизнедеятельности и комфортного психологического
состояния. Сокращение длительности сна приводит к снижению сопротивляемости организма, отклонениям в психике, ухудшению работоспособности. Для того, чтобы обеспечить глубокий полноценный сон, не рекомендуются перед сном шумные игры, просмотр впечатляющих телепередач, эмоциональное возбуждение, усиленная умственная работа. Ужин должен быть легким, исключающим возбуждающие нервную систему напитки и не позднее, чем за 1,5 – 2 часа до сна очень полезна прогулка перед сном и проветренная комната, постель не должна быть слишком мягкой, а подушка – большой. Средняя продолжительность сна младшего школьника должна составлять 10,5 – 11 часов. При значительном увеличении физической и умственной нагрузки ночной сон необходимо увеличить еще на один час. Однако, более продолжительный сон – вреден. Дневной непродолжительный сон также полезен.
Надо понять главное: без соблюдения основных режимных моментов таких как: разумное чередование умственного и физического труда с отдыхом, рационального питания и полноценного сна – невозможно учение без ущерба здоровью и развитию ребенка. Упорядочение чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школьной жизни.
Постоянное нарушение ритма труда, учебы, бодрствования и сна, т.е. отсутствие режима дня – приводит к снижению работоспособности, разбитости, сонливости днем, бессоннице ночью; к серьезным нарушениям здоровья и неврозам ребенка. Врачи-педиатры предупреждают: если у ребенка отмечаются раздражительность, беспокойство, плохой аппетит, нарушение сна, отставание в физическом развитии, то чаще всего причина состоит именно в нарушении или несоблюдении режима дня.
В заключение можно сделать следующие выводы:
Необходимо соблюдать рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, т.е. режим дня.
Учитывать часы пик для лучшей работоспособности: с 8 до 12 ч. и с 16 до 18 ч., дни недели: с понедельника по четверг, месяцы: с сентября по декабрь и с апреля по июль. В это время при минимальной затрате сил можно выполнить большой объем работы.
Приложить максимум усилий для того, чтобы наиболее важные дела выполнялись в определенное время. Всякого рода работа выполняется легче, если человек трудится и отдыхает ритмично, т.е. соблюдает режим дня.
Самое главное – добиться того, чтобы выполнение режима стало для ребенка естественным фоном, условием его жизни, а не жизни строго по часам.