Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "О воспитании у детей интереса к чтению"»
Интерактив с родителями на тему: «О воспитании у детей интереса к чтению»
Дата проведения: 11.12.20
Сухарева Е.А.
Цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросе воспитания у детей интереса к чтению
Задачи:
1. Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса;
2. Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книг;
3. Дать советы родителям, как вызвать интерес у детей к чтению;
4. Ознакомить родителей с правилами для читателя и с памяткой «Как обсуждать прочитанное».
Актуальность
- Здравствуйте уважаемые родители! Каждый из вас идет на встречу с классным руководителем и родителями с определенными ожиданиями. И в этом мы не похожи друг на друга, но думаю, вы согласитесь с тем, что нас объединяет то, что все мы хотим, чтобы наши дети были успешными и счастливыми.
- Сегодня я предлагаю вам наполнить «Портфельчик полезностей», который вы унесете с собрания и к которому, возможно, будете обращаться в дальнейшем в процессе воспитания детей.
- Какие ассоциации у вас возникают в связи со словом чтение? (КНИГА, ИНТЕРЕС, УДОВОЛЬСТВИЕ, РАЗВИТИЕ, ГЕРОЙ, ПРОИЗВЕДЕНИЕ) (запись на доске)
- В словаре Сергея Ивановича Ожегова говорится «Чтение – то, что читают, читаемое произведение. Интересное, занимательное»
- Мы читаем то, что нам интересно, что для нас является важным. Не только в школе, но и дома в семье, надо учить детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, прививать интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна.
Статистика развития читательских навыков (в презентации)
- Скажите, как вы считаете в наше время, какую роль имеет книга в жизни человека?
Предполагается, что родители высказывают разные позиции.
- Как вы думаете, когда лучше формировать и развивать эти навыки?
- Чему посвящена наша встреча? И какова наша цель сегодня?
Цель: рассмотреть способы развития интереса к чтению у младших школьников
Основная часть
Организует «Мозговой штурм»
Как мы можем увидеть/ заметить, что у ребенка присутствует интерес к чтению?
Родители предлагают варианты
Есть варианты решения, что такое читательские умения и какие они бывают?
Уметь читать в широком смысле этого слова - значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К. Д. Ушинский,- Читать- это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное- вот в чем главное».
Читательские умения - это специфические умения, которые направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения. Они необходимы для восприятия и понимания художественного литературного произведения.
Рассмотрим, специфические читательские умения необходимы для полноценной деятельности настоящего читателя
1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка.
Основой для верного восприятия и оценки изобразительно – выразительных средств языка послужит представление о слове как о средстве создания художественного образа и выражения авторского отношения, которое дети приобретают в процессе анализа текста. Нужно научить школьника адекватно воспринимать те выразительные средства, с которыми он встречается при чтении, то есть, вникая в построение фразы, в выбор слова, задумываться над авторским выбором.
2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
Важнейшим читательским умением являетсяумение воссоздавать в воображении художественные картины, изображенные писателем с помощью слова. Без этого умения читатель в принципе не сможет воспринимать литературные образы. Это связано с тем, что писатель с помощью слова задает лишь ключевые детали вымышленного мира. Остальное должен дополнить сам читатель с помощью работы своего воображения.
3. Умение устанавливать причинно – следственные связи.
Данное умение направлено на постижение композиции. Младшие школьники не могут освоить понятие «композиция» в полном объеме, но важно приучать юных читателей прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта, т.е. познакомить с сюжетом и его элементами – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением – и их ролью в раскрытии идеи.
4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж.
В художественном произведении основная роль в раскрытии идеи принадлежит образам героев. Целостное восприятие персонажа предполагает, что у читателя возникает эмоциональное отношение к нему, что читатель соотносит мотивы, последствия поступков героя, видит развитие образа, становление характера персонажа.
5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.
Данное умение можно рассматривать как составную часть каждого из перечисленных выше умений. Это умение позволит направить внимание читателя на постижение авторской позиции в самом художественном произведении, а не только в прямых авторских оценках.
6. Умение осваивать художественную идею произведения.
Освоение идеи – это цель анализа, и если она не достигнута, то и членение художественного произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается более глубокое его восприятие.
В реальном процессе восприятия все читательские умения взаимно обогащают друг друга, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы
Организуется игра «Сокровища и пираты»
Родители взаимодействуют в тройках. Обсуждают способы, как вызвать у ребенка интерес к чтению. Затем происходит обмен одним участником в тройках. Этот новый участник берет в свою команду что-то интересное (добывает сокровище)
Учитель демонстрирует способы, как вызвать у ребенка интерес к чтению
Памятка 1.
«Как вызвать у детей интерес к чтению»
Читайте вслух не более 15 минут.
Прежде чем читать проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
Если ребёнок устал, сделайте физкультурную паузу.
Не бойтесь хвалить ребёнка.
- Родители не всегда знают, что читает их ребёнок. Если ребёнок не будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и в обсуждении прочитанного, то через несколько лет мы станем участниками диалога «Ну как книга?» - «Ничего, нормально»- безразлично отвечает сын или дочь. Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время его мать или отец открываются для ребёнка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг открывают, что дети стали намного взрослее, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.
-Как обсуждать с ребёнком прочитанное, вам поможет памятка №2
Памятка 2.
« Как обсуждать с ребёнком прочитанное»
1. Выяснить перед чтением или во время чтения значения трудных слов.
2.Спросите, чем понравилась книга ребёнку, что нового из неё он узнал.
3. Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии.
4. Какие слова и выражения запомнились ему.
5. Чему научила книга?
Организует работу с ситуациями «Как поступить?». Обсудите в группах ситуации и расскажите, как поступаете Вы.
Ситуация 1.
Ребёнок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила, разве так надо читать? Смотри как надо! А ребёнок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению.
- Как вы оцениваете поведение матери?
- Посоветуйте, как ей поступить.
Ситуация 2.
Немного прочитав, Серёжа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» - требует мать. «Ну, мам» - умоляет Серёжа. «Кому говорят, читай!»- почти кричит мать. «Да я тебя!»
- Как избежать Конфликта?
Знакомство с упражнениями для отдыха.
Чтение проводится порциями по 10-15 минут. Отдых. Через час ещё одна порция. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Если ребёнок устал, нужно провести физкультминутку. Сделаем все вместе.
Для глаз.
Посмотрите налево, направо, вверх, вниз (3 раза).
Сидя.
Руки за голову, пальцы сцеплены, поднять руки вверх, прогнуться, посмотреть на руки, вернуться в и. п.
И.п. – руками держаться за сидение. Вытянуть ноги вперёд, вернуться в и.п.
Стоя у стола.
И.п. – ноги врозь, руки к плечам, подняться на носки, руки вверх, вернуться в и. п
Руки на поясе, наклониться вперёд, стараясь руками достать до пола, вернуться в и. п.
Ходьба на месте
- Итак, будем терпимы к тому, что сейчас при чтении дети могут ошибаться и читать медленно и тихо. Это сейчас нам кажется всё просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Наберёмся терпения, чтобы не отбить у ребёнка желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордиться любой удачей в преодолении трудностей. Читайте книги вместе с ребёнком, обсуждайте прочитанное. Используйте режим щадящего чтения (для тех, кто не любит читать). Именно такие условия создаёт просмотр диафильмов. Ребёнок читает 1-2 строки и отдыхает. Просматривайте листок учёта скорости чтения своего ребёнка, хвалите за успехи. Читайте полчаса перед сном – это даёт хорошие результаты. Мы с вами так детально рассматриваем проблемы чтения, потому что оно является основой всего обучения в школе.
Рефлексивный анализ
- Уважаемые родители сейчас я предлагаю вам наполнить свой портфель. Запишите, что было для вас значительно важным сегодня. Что вы готовы использовать. О чем необходимо дополнительно почитать и лучше понять.
Родители заполняют карточки в «Портфельчике полезностей».
Значительно важно Готов использовать Дополнительно изучу
Итог
- Давайте подведем итог, что же оказалось в вашем портфельчике? А в вашем?
- Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, к чтению, какую вы поставите перед собой цель?
Читать ежедневно с ребёнком детские книги. Обсуждать с ним прочитанное.
Составлять по иллюстрациям яркие образн32,42 смые рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи.
Для преодоления утомляемости во время чтения использовать физкультминутки.
Каждой семье найти время для организации семейного чтения.
Выписать и приучать детей читать детские журналы.
- Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы, пусть каждый ученик нашего класса будет любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг. Чтение станет для вас самой мильной страстью и принесёт счастье.