kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ритмика основа хореографии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ритмика является основой хореографии детей младшего школьного возраста

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ритмика основа хореографии»

РИТМИКА – ОСНОВА ХОРЕОГРАФИИ.



Введение.

“Ритмика и основы хореографии” является важной дисциплиной в эстетическом цикле дополнительного образования. Поскольку происходит формирование знаний в области хореографической культуры, развитие творческих способностей обучающихся. Для развития творческих способностей на занятиях используются различные методы обучения.



Ритмика и основы хореографии предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации и “мышечного чувства”, формирование художественно-творческих способностей.



Знание элементов музыкальной грамоты необходимо для определения характера музыки, темпа, ритма, динамики, структуры музыкального произведения.



Упражнения по развитию ориентации формирует у детей умение использовать пространственный рисунок. Упражнения по развитию “мышечного чувства” вырабатывают самоконтроль за движениями. Стремление проявить фантазию и воображение, имитации различных трудовых процессов содействуют развитию художественно-творческих способностей детей.



Ритмика в системе дополнительного образования направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей начального школьного возраста. В процессе занятий воспитанники изучают основные элементы музыкальной грамоты и передачу их в движениях, пластике тела, рук, ног и головы, учатся ориентироваться в пространстве, знакомятся с комплексом движений на развитие групп мышц и подвижность суставов. Ребята разучивают упражнения, этюды, игровые танцы. На практических занятиях дети приучаются к сотворчеству, у них развивается ассоциативная память, внимание, творческие способности, осваивают музыкально-танцевальную природу искусства, у детей развивается творческая инициатива, воображение, фантазия, умение передать характер музыки и содержание образа движений.




















Значение музыки

  1. Музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных мест. Задача педагога - научить детей красиво двигаться, для этого надо выбрать очень хорошую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах композиторского творчества.

  2. Здесь педагогу необходимы особое чутье и соответствующая подготовка. Во время приема детей надо, прежде всего, обращать пристальное внимание на музыкальность ребенка. Это качество можно развивать в ребенке помимо его общения с музыкой. Потолок восприятия музыки и способность пластически отражать особенности музыки: ритмические, темповые, эмоциональные - у каждого ребенка свои. Есть дети, у которых заметна «заторможенность» реакции на музыку; на этом недочете надо сразу сосредоточить преподавательские усилия. Обычно это качество мешает ребенку вовремя вступать на нужной доле такта.

  3. Во время ходьбы под музыку марша педагог может наглядно убедиться, воспринимает ли ребенок счет на 4/4. Затем нужно проверить насколько органично осваивают учащиеся счет на 3/4, придающий совсем иной характер движению. И одновременно нужно выяснить, как чутко ребенок улавливает разницу между форте и пиано (громким и тихим звучанием музыки), между аллегро и адажио (быстрым и медленным темпом), между диминуэндо и крещендо (понижением и нарастанием силы звука). Все эти элементарные оттенки и акценты музыкального развития ребенок должен осваивать, начиная с самых первых уроков. Также важно проверить, насколько глубоко воспринимает каждый из воспитанников музыку, не только как импульс к

  4. «моторному» движению, но и как источник той или иной эмоциональной окраски движения, того или иного настроения.

  5. Именно музыка, хорошо подобранная, позволит с первого урока избегнуть формального подхода к самым простым упражнениям.

  6. Музыкальное содержание урока - дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда уроков ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению.

  7. Преподаватель должен с особой ответственностью подходить к отбору музыкальных произведений. Не всякая пьеса может быть использована в работе по движению, а лишь та, которая представляет собой художественную ценность, имеет ясную форму, выразительна и доступна для детского восприятия.

  8. Квалифицированное, выразительное исполнение музыкальных произведений концертмейстером - залог успеха ритмических занятий. Преподавателю ритмики следует заблаговременно сообщить концертмейстеру план урока, раскрыть цель того или иного упражнения, прослушать произведения, которые подобрал концертмейстер для урока.

  9. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, ее можно подвергнуть определенной аранжировке, несколько упростив. Музыка должна подбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса, как в подлинном виде, так и в обработанном.

  10. Диапазон музыкальных возможностей очень широк - это фрагменты балетных спектаклей, камерные миниатюры, инструментальная музыка, сочинения, написанные специально для детей и т.д.

  11. Подбирая материал, надо помнить об огромном балетном музыкальном материале, созданном композиторами прошлого и настоящего. Здесь немало фрагментов, живо воспринимаемых ребенком. Прежде всего, это те музыкальные композиции, которые сами предполагают участие детей. Например, веселые марши и польки детей из первого действия балета Чайковского «Щелкунчик», финальная мазурка детей в «Коппелии» Делиба, живые танцы «детей-амуров» из картины сна в «Дон-Кихоте» Минкуса, танцующие маки из балета Глиэра «Красный мак».

  12. И такими «детскими ансамблями» возможности подбора музыкального материала не исчерпываются. Так как дети увлекаются всем сказочным, волшебным, необыкновенным, то и музыка, связанная с персонажами сказок, с ожившими игрушками, играми всегда окажется близкой и понятной ребенку. Это танцующие игрушки в «Щелкунчике», Золушка и принц Фортюне, Волк и Красная Шапочка, Людоед и Мальчик-с - пальчик из «Спящей Красавицы», игра в лошадки из «Тщетной предосторожности». Во время урока педагог должен найти время, чтобы кратко рассказать детям о балете, музыку которого они слушают. Рассказать в живой и краткой форме о том, кто, когда написал эту музыку, каков сюжет спектакля.

















Развитие музыкальных способностей ребёнка средствами музыкального сопровождения на уроках ритмики.

Искусство танца – это одна из самых интересных и динамично развивающихся сторон человеческой культуры. Растут поколения, меняются вкусы, обычаи, но жизнь людей, как в прошлом, так и в настоящем невозможно представить без танцевальной стихии. В процессе исторической эволюции танец выделился как род искусства, который обладает различными жанрами и направлениями. Во всех фазах своего развития основные функции танца раскрываются в неразрывном единстве музыкального сопровождения и хореографической постановки, отражении национального характера каждого народа, основных черт его мировосприятия. Нахождение новых форм, музыкальных и пластических произведений подготавливает рождение новых танцев. Среди огромного музыкального материала, концертмейстер должен уметь найти произведения или части, отрывки из них, наиболее полно отвечающие замыслу хореографа. Воспитывая эстетическое восприятие музыки, ритма, нужно подбирать музыкальные отрывки, согласованные с движениями, с характером танца, яркие по звучанию. Роль концертмейстера незаменима. Его работу следует рассматривать как неотъемлемую часть процесса обучения искусству танца, а содержание музыкального репертуара и его исполнение – как основу развития эмоционально-творческого начала учащихся, формирование их эстетического вкуса. Для успешной организации такого процесса обучения необходима четкая координация совместных образовательно-воспитательных действий педагога-хореографа и концертмейстера.

Функциональная роль концертмейстера на уроке заключается в посредничестве между музыкой и хореографией. Концертмейстер – активный участник в решении задач, поставленных педагогом-хореографом перед учениками. При этом важно чтобы в сознании юных артистов танцевальные движения не просто следовали за метроритмической структурой и темпом музыкального сопровождения, но будили их воображение, раскрывали им суть взаимодействия музыки и пластики, раскрывая их творческий потенциал. Постоянная совместная деятельность педагога-хореографа и концертмейстера в одном классе подчас затруднена из-за отсутствия у концертмейстеров специальной подготовки для работы с хореографическим коллективом, а у педагогов – необходимых музыкальных знаний. Поэтому, кроме необходимых в практике любого аккомпаниатора творческих исполнительских навыков – импровизации, подбора по слуху, читки с листа, умения работать с клавирами и партитурами, концертмейстеру для работы именно в хореографическом коллективе нужно иметь представление о структуре урока классического танца, о последовательности упражнений у станка, ориентироваться в характере и темповых возможностях, свойственных каждому танцевальному движению. Подбирая музыкальный материал, надо ориентироваться на совершенно определенный вид музыки – музыкальное сопровождение движений, логически заданных замыслом хореографической постановки. Не полностью подходит учебный репертуар музыкальных школ, училищ, так как он призван, в первую очередь, обучать исполнять сольные произведения, отрабатывать пианистические приемы и звуковые нюансы. Произведения учебного характера в редких случаях могут послужить аккомпанементом к танцу или маршу. Иногда эти произведения могут отвечать каким-либо художественным замыслам хореографа, например, для исполнения характерного танца, или танца романтического плана (пример – “Романс” Свиридова). Как правило, подбор осуществляется в специальном музыкальном материале, который, к сожалению, является редкостью в музыкальных библиотеках и задача концертмейстера не только найти соответствующие ноты, но и выбрать из них именно то, что пригодится на уроке хореографии. Существует такое понятие у хореографов как “квадрат”. Это ни что иное, как период, состоящий из восьми или шестнадцати тактов, на логической законченности которого строится движения танца. Не все выбранные вальсы, польки, марши могут быть одобрены хореографом. В этой работе важен контакт между педагогом – постановщиком и пианистом, подбирающим нотный материал. Все произведения должны быть прослушаны педагогом-хореографом, исполнение должно проходить на высоком уровне, чтобы максимально быть понятыми хореографом, который, как правило, образно видит танец, или его отдельный фрагмент целиком и связывает движения с той или иной музыкальной фразой. Стоит упоминания тот факт, что пианист-концертмейстер должен уметь читать ноты с листа и исполнять произведения в нужном темпе. Также заслуживает внимания большой опыт, так как начинающий концертмейстер не имеет необходимого музыкального багажа.

Обращение к балетной музыке, особенно на первых порах, может стать хорошей школой в изучении ее специфической природы. Нужно всегда исходить из того, насколько музыкальное произведение или отрывок из него соответствует характеру танцевального движения, и насколько оно оказывает на учащегося необходимое воздействие в его творческом росте и эмоциональном развитии. Необходимо, чтобы уже с первых шагов начинающий танцор воспринимал музыку и хореографию в их единстве, привыкал ощущать присутствие музыки в каждом движении и откликаться своим исполнением на изменение ее интонаций, практически постигая связь музыки и хореографии, чтобы изучение и отработка элементов танца шла с эмоциональной окраской каждого движения. Нередко музыкальное сопровождение, особенно на начальном этапе обучения , используют лишь в качестве “заменителя подсчета”, отдавая предпочтение ритму и темпу. Оно зачастую сводится к ритмической группировке, невыразительной, монотонной мелодии. Такой подход представляется крайне опасным, поскольку музыкальное сопровождение танца должно прививать учащимся эстетические навыки, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике, чтобы уже на первых ступенях обучения формировались и развивались образные музыкально-пластические представления, расширялся музыкальный и эмоциональный кругозор, накапливались музыкальные впечатления, в целом – обогащался художественный опыт. Музыкальный репертуар необходимо постоянно пополнять. Действительно, частое звучание на уроке одного и того же марша или вальса ведет к механическому, не эмоциональному выполнению упражнений учащимися. Однако слишком частая смена сопровождения рассеивает внимание, не способствует усвоению и запоминанию движений.

Традиционно урок классического танца состоит из нескольких разделов: тренаж для постоянного разогрева мышц, экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, экзерсис на пальцах, вращения, этюдная работа и постановочная часть. В тренаж для разогрева мышц входят: ходьба, бег и наклоны. В качестве музыкального сопровождения хорошо подойдут: марш – к ходьбе, полька – к бегу, вальс – к наклонам. Каждое упражнение экзерсиса начинается с подготовки, выполняемой под вступление, состоящее обычно из двух или четырех последних тактов аккомпанемента к исполняемому упражнению. Все вступления следует исполнять точно в соответствии с темпом и характером отобранной музыки. Наиболее сложным для концертмейстеров является подбор музыки к разделу “Прыжки”. Характер музыкального сопровождения предполагает сочетание плавности и четкости прыжка. При этом концертмейстер не должен “помогать” танцевать, но должен максимально содействовать правильному выполнению прыжков, подобрав удобный темп, соответствующий танцевальному движению и не искажающий характера и образа музыки. Необходимость сохранения пластического и музыкально – ритмического строя прыжковой комбинации обязывает исполнять музыку легко, без специальных подчеркиваний долей такта. Для любого произведения принципиально важно качество исполнения. Ведь донести до учащихся содержание музыки, можно только исполнив их на высоком профессиональном уровне. Знакомство с репертуаром различных хореографических направлений, многократное разучивание и проигрывание произведений дает ту необходимую свободу исполнения, которая заметно сказывается на уровне аккомпанирования урокам хореографии. Важно также запомнить и изучать движения танца, его композицию, отдельные фрагменты или целые части, так как нужно уметь начать играть там, где в этот момент происходит разучивание движения. Для этого концертмейстер должен быть свободен от нотной партитуры, свободен в том смысле, что партитура не должна постоянно фиксироваться его взглядом, внимание его должно быть направлено на танцующих. Для этого необходимо заучивание музыкальных номеров наизусть, что в общем-то, не является проблемой. Существует также большое различие между аккомпанементом для вокала или для уроков хореографии. Во-первых, это обилие музыкального материала, так как буквально каждое движение должно сопровождаться соответствующим музыкальным отрывком. Во-вторых, аккомпанемент на уроках хореографии должен звучать более четко и громко, чем в аккомпанировании певцу, где нужно следовать нюансам голоса и не “солировать” самому. Аккомпанемент на хореографии – это музыкальный “голос” танца, его красочное оформление, без которого танец будет просто спортивным показом отдельных движений. Музыка связывает движения в красивую логическую последовательность, которая имеет свое начало, красочное развитие, приводящее к кульминации и в музыкальном звучании и в танцевальном движении, и образную завершенность, которая диктуется музыкальной формой. Любой урок начинается с поклона-приветствия. Существует поклон в классическом стиле в размере ?, так называемый вальсовый поклон , музыка которого выбирается из окончания любого приемлемого классического вальса, как правило, последние восемь тактов, либо поклон сочиняет концертмейстер произвольно в соответствии с жанром темы урока. Поклон-приветствие для урока ритмики берется либо вальсовый, либо из польки, также последние восемь тактов. Для темы урока “Народный танец” берется поклон из какого-либо русского народного танца, например: хоровод “Рябинушка”, “Северный хоровод”, “Лирический хоровод”. И, наконец, для урока бального танца или темы “Историко-бытовой танец” исполняется поклон в стиле менуэта или бального вальса. Основное требование – музыка должна быть выразительной, легко узнаваемой и ритмически понятной. Среди обилия маршей следует выбирать четкие выразительные марши с красивой мелодией. Марши-песни мало подходят для урока хореографии. Существуют специальные хореографические марши, или это могут быть выбранные марши балетов и опер, например, марш из оперы “Аида”, марш из балета “Чиполлино” и т.д. Хорошо подходят также для начала урока и для последующей разминки марши И. Дунаевского, которые своим выразительным звучанием вызывают чувство подъема у учащихся, заставляют их более четко, красиво выполнять движения, например, “Спортивный марш”, “Весенний марш”. Замечательны эти марши тем, что в их средней части, как правило, аккомпанемент в левой руке играется в два раза быстрее, что очень хорошо подходит для бега “лошадки”, “подскоков” по кругу, с последующим возвращением в прежний темп. Далее идут упражнения, соответствующие построению урока, которые также сопровождаются приемлемым музыкальным материалом. Первый раздел обучения хореографии – ритмика. Это начальная форма обучения, элементарное познание танцевальных форм движения. Это во многом определяет подбор музыкальных произведений. Как правило, музыкальные отрывки еще не требуют на уроках ритмики углубленного подхода к хореографическим формам, поэтому они не должны быть чересчур сложным по звучанию, размеру и характеру. Это несложные марши с легкой фактурой для хорошего усваивания учащимися ритма. Для упражнений по кругу используются несложные польки с ярко выраженным ритмом, например, чешская полька или белорусская полька “Янка”. В упражнениях по кругу хореографом часто применяется изменение темпа в музыке, которое служит более точному восприятию музыки учащимися, воспитывает точную реакцию на увеличение темпа или замедление, либо на внезапный переход к быстрому или медленному движению. Музыка, движение и слово – эти “три кита” лежат в основе урока ритмики. Их триединство является исторически обоснованным явлением, в древности оно составляло синтетическую основу искусства. Синтез музыки и движения нашел свое отражение в теории воспитания Платона. В своей работе “Законы” он описывает форму этого синтеза, представляя ее как специфический вид искусства, своеобразие которого связано с выражением чувственной сферы человека. В педагогической реальности синтез музыки и движения, нашел свое воплощение в таких понятиях как “ритмика”, “ритмическая гимнастика”, “эвритмия”, “свободное движение”. Ритм в содержании этих понятий выступает как организующее и объединяющее начало. Появление этих терминов связано с развитием “нового искусства движения”. Создателем новой концепции движения стал французский педагог и композитор Ф. Дельсарт (1811-1871). Понятие ритмика (от греч. – порядок движения) прочно вошло в педагогику. Это понятие используют в названии школьного урока или при обозначении формы музыкальной деятельности детей. Ритмика связана с именами Э. Жака-Далькроза, А. Аппиа (Швейцария), А. Дункан (США), Р.Штайнера (Германия), Г. Крэга (Великобритания): в их педагогических разработках музыкальная форма соединилась с пластикой движения. Поиск эффективных форм, методов воплощения синтеза музыки и движения продолжается на всех исторических этапах развития музыкальной педагогики. К. Орф дополнил синтез музыки и движения словом, разработал на основе этого тройственного союза свою концепцию музыкального воспитания детей. Ее стержнем стал ритм. По мнению К. Орфа, именно ритмическая сторона должна стать начальной ступенью музыкального воспитания человека. Идеи К. Орфа нашли свое продолжение в деятельности Эдит Нотдорф, создательницы программы и методики “Введение в музыку”, позволяющей дать детям элементарные знания о музыкальной грамоте, а также в методике Т. Э. Тютюнниковой, цель которой – “открыть музыку в ребенке”. Сегодня они широко используются в работе с детьми старшего, дошкольного и младшего школьного возраста. Таким образом, синтез музыки. движения и слова конституциирован в самом понятии “ритмика”. Сегодня существуют различные виды занятий ритмикой: коррекционная, фонетическая, хореографическая ритмика. Ритмика в сочетании с другими понятиями определяет свое функциональное предназначение в образовательном процессе. В числе основных задач уроков ритмики можно выделить следующие: развитие музыкальности ребенка, развитие внутреннего ощущения музыкальной ткани и музыкальной формы. Музыкальность, как комплекс качеств, поможет открыть ребенку, прежде всего, музыку “для себя”. Ощущение музыкальной ткани и музыкальной формы поможет ощутить музыку в себе и себя в музыке. Занятия ритмикой должны помочь ребенку войти в огромный мир искусства.

Термин “ритмическая гимнастика” впервые был введен Эмилем Жаком-Далькрозом основателем первого в мире Института ритма. Ритм рассматривался им как “универсальный символ всеобщей упорядоченности и организованности”. Увлечение Жака-Далькроза проблемами ритма началось с поиска рациональной методики преподавания сольфеджио. Найденный им метод он назвал ритмической гимнастикой. Метод (от греч. – путь к чему-либо) – способ взаимосвязанной деятельности педагога и ребенка, ребенка и музыки, осуществляемый на основе правил, которые являются объективными закономерностями человеческой деятельности (обучения, восприятия человеком искусства, творчества, усвоения информации и т.д.) При этом способ следует понимать как систему действий. Метод ритмической гимнастики стал основным стержнем в системе музыкального образования Жака-Далькроза. Обращенный к индивидуальности ребенка, данный метод позволяет привести человека к самопознанию, к ясным представлениям о своих силах и творческих возможностях, помочь избавиться от физических психологических комплексов и зажимов, обрести радость жизни. Ритмическая гимнастика служит воспитанию собственного “ритмического разума”, воли и самообладания, дисциплинирует чувственное восприятие. По мнению Жака-Далькроза, ритмическая гимнастика призвана раскрепостить творческую энергию человека и через движение под музыку влиять на развитие музыкальных способностей. Идея Жак-Далькроза основана на том, что человеку присуща природная склонность к ритму, которая выражается в непроизвольных движениях на услышанную музыку (так называемый “динамический эквивалент” ритма). “Чувство ритма найдет свое полное развитие и всецело перейдет в плоть и кровь учащегося лишь при условии, что ритм будет воспринят отдельно, как нечто совершенно самостоятельное по отношению к музыке”. Свою систему музыкального образования он предложил построить на последовательном освоении трех элементов музыки: движения, звука и инструмента. Последовательная концентрация на каждом элементе является основой процесса обучения. Движение является начальным звеном в этой цепочке, т.к. вначале необходимо подготовить тело к восприятию музыки. Тело человека Жак-Далькроз считал уникальным инструментом, отзывающимся на звуки музыки: чем совершеннее пластика движений под музыку, тем тоньше сопереживание человека музыкальным образам. Физические упражнения помогают освоить не только азбуку движений, но и соотносить эти движения адекватно звучанию музыки. Организационными формами в уроках К.Орфа были выделены танец, ритмопластика, инструментальное музицирование, то есть те формы взаимодействия с музыкой, которые построены на основе ритма. Организационные формы обучения – это специально организованные конструкции определенных отрезков урока, основанные на способах организации взаимодействия педагога и учащихся на уроке ритмики. О.Т.Леонтьева, исследователь творчества К.Орфа, отмечает, что в основе его педагогической концепции лежит постулат “вначале был барабан” (барабан здесь является метафорой ритма). “Ритму нельзя научить. Его можно освободить, “развязать” в человеке. Это не умственная абстракция, это живая сила организма и всей биологической жизни” (О.Т.Леонтьева). Согласно идее К.Орфа, в музыкальном развитии ребенка идти надо не к ритму, а от ритма, в связи с чем и осуществляется выбор форм, средств для музыкально-ритмического развития ребенка. На этой идее строится вся педагогическая система К.Орфа. Для реализации своих идей К.Орф выделил основные средства: слово, музыку, инструменты, движение под музыку. Все они сочетаются со словом “элементарный”. Элементарное – начало всех начал. Таким образом, элементарная музыка, элементарные движения – это изначальные средства, которые составят основу взаимодействия ребенка и музыки. Элементарные движения – это те умения, которыми ребенок владеет на момент обучения хореографии. На основе принципа элементарности К.Орфа выделяет основные методы, в их числе: танцевальные композиции, импровизация. В основе всех методов лежит синтез звука и жеста.

Более сложные занятия ритмикой требуют и более значительных произведений, когда учащиеся уже научились слышать ритм музыки, улавливать малейшие нюансы в характере звучания, в целом оценили богатство музыкальных красок. Для более сложных ритмических движений или их многочисленных комбинаций можно исполнять такие шедевры музыкального наследия как польки И. Штрауса, которые прекрасно накладываются на движения и способствуют более детальному запоминанию танцевальных композиций. Также прекрасное применение могут найти такие произведения как полька “Танечка и Ванечка” из балета “Доктор Айболит” Морозова или “Вальс” из этого же балета. Это интересная, изысканная музыка, с очень выразительным ритмом требует от концертмейстера некоторого опыта в силу сложности фортепианной фактуры. Партерные упражнения включают в себя многообразие вальсовой формы, так как исполняются на размер ?. Примером могут служить вальсы из балетов “Дон Кихот”, “Раймонда”, “Щелкунчик”, концертные вальсы Чайковского, Рубинштейна, Глазунова. Известно, как велика сила эмоционального и нравственного воздействия танца, воплощенного в высокохудожественной форме. Танцам отдают свой досуг школьники и студенты, рабочие и ученые, люди различные по возрасту и статусу. И очень важно постоянно иметь в виду, что именно в дружественном союзе музы танца Терпсихоры и покровительницы музыки Эвтерпы рождаются великие творения Танца. Творческая подготовка уроков, тщательный подбор упражнений и музыкального сопровождения, их соответствие возрастным особенностям и музыкальной подготовке учащихся, постепенное нарастание сложности упражнений и музыкального сопровождения приводят к успешному решению задач обучения, развивают у занимающихся способность ценить в музыке прекрасное.

Список литературы:

  1. Баренбойм Л.А. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. – Ленинград: Музыка, 1970.

  2. Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика, 2001.

  3. Затямина Т.А. Музыкальная ритмика. – М.: Глобус, 2009.

  4. Леонтьева О.Т. Карл Орф. – М.: Музыка, 1984.

  5. Руднева С. Д. Ритмика. – М.: Просвещение, 1972.

Поделиться…






































РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ

С ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ

Лебедева А.С.

Концертмейстер МБОУДОД «ЦДТ»



Классический балет по средствам эстетической выразительности особенно много родственных черт обнаруживает с музыкой. Их единство и взаимопроникновение создают ёмкую художественную форму, способную передать самое сложное содержание. И для музыки и для танца свойственны обновление и повторность материала, наличие темы (музыкальной, хореографической) и её развитие, многотемность, конфликтность взаимодействия тем, родственность драматургических рельефов. Поэтому танец тесно связан с музыкой, часто вдохновляем ею и зависим от неё.

Музыка играет особо важную роль на уроках классического танца, особенно на начальном этапе обучения. Но в практическом осуществлении этой идеи встречаются определённые трудности. Так, необходимо, чтобы уже с первых шагов начинающий танцор воспринимал музыку и хореографию в их единстве, привыкал ощущать присутствие музыки в каждом движении и откликаться своим исполнением на изменение  её интонаций, практически постигая связь музыки и хореографии, чтобы изучение и отработка элементов танца шла с эмоциональной окраской каждого движения, ибо только в таком сочетании музыки с характерными хореографическими жестами и движениями постигается выразительный, гибкий и содержательный язык пластической поэзии.

Нередко музыкальное сопровождение, особенно на начальном этапе обучения, используют в качестве «заменителя подсчёта», отдавая предпочтение ритму и темпу. Оно зачастую сводиться к ритмической группировке, невыразительной, монотонной мелодии. Такой подход представляется крайне опасным, поскольку музыкальное сопровождение танца должно прививать учащимся эстетические навыки, осознанное отношение к музыкальному произведению- умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, чтобы уже на первых ступенях обучения формировались и развивались образные музыкально- пластические представления, расширялся музыкальный и эмоциональный кругозор, накапливались музыкальные впечатления, в целом- обогащался художественный опыт. И здесь незаменима роль концертмейстера, работу которого следует рассматривать как неотъемлемую часть процесса обучения искусству танца, а содержание музыкального репертуара и его исполнение - как основу развития эмоционально-творческого начала учащихся, формирование их эстетического вкуса.

Для успешной организации такого процесса обучения необходима чёткая координация совместных образовательно-воспитательных действий педагога-хореографа и концертмейстера, организация их творческого взаимопонимания. И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что не малую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и педагога-хореографа. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, взаимопонимания, непринуждённости. Важно, чтобы концертмейстер был другом и партнёром. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических классов. Функционально роль концертмейстера на уроке заключается в посредничестве между музыкой и хореографией. Концертмейстер - активный участник в решении задач, поставленных педагогом-хореографом перед учениками. При этом важно чтобы в сознании юных артистов танцевальные движения не просто следовали за метроритмической структурой и темпом музыкального сопровождения, но будили их воображение, раскрывали им суть взаимодействия музыки и пластики, развивая их творческий потенциал. Постоянная совместная деятельность педагога-хореографа  и концертмейстера в одном классе подчас затруднена из-за отсутствия у концертмейстера специальной подготовки для работы в хореографическом коллективе, а у педагога-необходимых музыкальных знаний. Поэтому, кроме необходимых в практике любого аккомпаниатора творческих исполнительских навыков- таких, как импровизация, подбор по слуху, читка с листа и так далее,- концертмейстеру для работы именно в хореографическом коллективе нужно знать или, по крайней мере, иметь представление о структуре урока классического танца, о последовательности упражнений у станка, ориентироваться в характере и темповых возможностях, свойственных каждому танцевальному движению.

Плодотворный результат каждого урока зависит от того, насколько серьёзно сумел концертмейстер овладеть музыкальным материалом, его содержательной стороной. Только хорошо знать и исполнять музыку - недостаточно, ибо музыка существует не сама по себе, а как составная и неотъемлемая часть синтетического целого- хореографического спектакля.

Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению-умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребёнок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познаёт их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей и жанров. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по характеру, метроритму, темпу, динамике. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие музыкальности танцевальных движений.

Задачи музыкального воспитания:

1.Умение согласовывать характер движения с характером музыки.

2.Музыкальное восприятие метроритма.

3.Ритмичное исполнение движений под музыку.

4.Эмоциональное восприятие музыки.

5.Расширение музыкального кругозора детей.

В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности. Ему приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих школьников до выпускников), с педагогами разных танцевальных направлений - народной хореографии, классического и современного танца. Наполнить музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной возрастной категории, не просто. На своём опыте я убедилась, что не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по метроритму, в равной степени воспринимается воспитанниками. С педагогической точки зрения необходимо, чтобы она нравилась ребятам, была бы настроена «в унисон» с их вкусами. В значительной мере это зависит от возрастных особенностей. Так, например, у младшего возраста детей превалирует наглядное мышление, эмпирические представления о мире. Поэтому для них подбираю музыку с чёткими простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определённостью: марш, полька, вальс и другие. Ещё нужно учитывать, что дети дошкольного и младшего школьного возраста в силу своих возрастных особенностей увлекаются всем сказочным, волшебным. И поэтому я играю мелодии из сказок, мультфильмов, так как они более близки и понятны ребёнку. Все мы знаем, что наиболее ярко запоминается то, что испытывается в состоянии сильного эмоционального переживания. А музыка, как никакое другое искусство ,способна вызывать яркие, высокой интенсивности эмоции. Когда ребёнок испытывает сильные эмоции, его восприятие активизируется. Поэтому, чем ярче, эмоциональней музыка, тем больше она способствует усвоению танцевальных движений. В подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности; подросток претендует на роль взрослого. Значит необходимо повышать уровень музыкального репертуара. На этом этапе появляется уже изысканность образов, более сложная фактура, развитая мелодия, неоднозначный ритм. Главным критерием отбора музыкального материала является степень художественности исполняемой музыки, и чтобы музыкальное произведение доставило удовольствие своей гармоничностью. Следовательно, в своей работе я стараюсь использовать проверенные временем классические образцы. А для того, чтобы слуховой багаж детей был, возможно, более полным и разносторонним, мой репертуар ориентирован на исторические стили. Так, например, с классической эпохой дети знакомятся на материале музыки В.Моцарта, Л.Бетховена, романтизм представлен музыкой Ф.Шопена (вальсы, ноктюрны).С русской классикой дети знакомятся на музыке М. Глинки и П.Чайковского (вариации и отрывки из балетов, «Детский альбом»). Советская музыка представлена отрывками из балета К. Хачатуряна « Чипполино», « Детской тетрадью» и « Танцами кукол» Д. Шостаковича. За годы работы накапливается большой музыкальный багаж. Но для меня очень важно, каждый раз, выбирая музыку, чётко и конкретно представлять себе , как то, или иное упражнение будет «ложиться» на музыку. Музыкальное сопровождение на деле всегда должно помогать танцевать.

Обязанности концертмейстера:

1. Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных особенностей.

2. Знакомство с новыми методиками «движения под музыку».

3. Изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей в хореографических коллективах.

4. Систематическая работа по музыкальному развитию танцоров, потому что музыкально образованные дети намного выразительнее в танцах.



Для развития «музыкальности» исполнения танцевального движения применяются следующие методы работы:

1. Наглядно - слуховой (слушание музыки во время показа движения педагогом);

2. Словесный (педагог помогает понять содержание музыкального произведения, побуждает воображение);

3. Практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений).

Основополагающими дисциплинами в хореографии являются классический и народно-сценический танец. Изучение классического танца обычно начинается с разучивания классического экзерсиса, именно он занимает основную часть урока (экзерсис у палки, на середине зала и allegro).

Подбор музыкального материала на занятиях хореографии ведётся концертмейстером в соответствии с программными требованиями хореографа. Экзерсис у палки состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои определённые музыкальные требования.

На первом году обучения дети занимаются ритмикой. На уроках ритмики вырабатывается постановка корпуса, головы, рук, правильная координация движений, развивается мускулатура ног. В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком польки, марша, вальса, на несложных музыкальных примерах. На следующем этапе обучения дети снова сталкиваются с этими танцами или движениями, но уже на более сложном музыкальном материале. На  втором году обучения хореографии вводится классический танец, как основа всего последующего обучения, построенного на лучших образцах мирового хореографического искусства.

В первый год обучения классическому танцу детям даются основные начальные представления о нём. На начальном этапе это делается на знакомом или несложном музыкальном материале, чтобы учащимся было легче организовать свои движения в соответствии с музыкой. Далее комбинации усложняются, усложняется и музыкальный материал. Музыкальное сопровождение уроков танца должно быть очень точным, чётко и качественно организованным. Умело подобранная музыка, красивая мелодия, сочная гармония, эмоциональное исполнение, взаимопонимание детей и хореографа - всё это помогает выполнять урок с максимальной отдачей. Естественно, что такая работа приносит соответствующие плоды. Концертмейстер должен знать ряд правил, придерживаться которых на уроке классики очень важно:

1. Недопустимо играть слишком громко, форсированным звуком. Точно выверенный звук учащиеся лучше слушают.

2. Вся балетная лексика идёт на французском языке - ею приходится пользоваться. Она абсолютно международна и всеми принята. Пианист обязан знать точный перевод каждого движения и характер его исполнения.

3. Музыкальное сопровождение урока должно прививать ученикам определённые эстетические навыки, а также осознанное отношение к музыке: оно приучает слышать музыкальную фразу, разбираться в характере музыки, динамике, ритме. Все движения выполняются на музыкальном материале - поклоны в начале и в конце урока, переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала. Это приучает к согласованию движений с музыкой.

4. Для танцевальной музыки характерна «квадратность» построения музыкальной фразы. Она состоит из четырёх, восьми, двенадцати, шестнадцати и т.д. тактов. «Неквадратность» построения большинства музыкальных произведений создаёт дополнительные сложности использования их в экзерсисе. Можно использовать темы из этих произведений как основу для импровизаций.

5. Концертмейстер не должен бояться оторваться от нот, смелее играть свою импровизацию.  Пусть поначалу она будет примитивной и схематичной, бедной по мелодике и гармонии, но точно соответствовать характеру, темпу и ритму каждого упражнения. Концертмейстер должен видеть класс, дышать вместе с ним, помогать эмоционально в сложных движениях. Тогда дети и ногу поднимут повыше, и прыгнут полегче, и рукой «допоют» музыкальную фразу.

6. Когда педагогом задаётся комбинация, пианист должен запомнить её так же, как и дети у палки. Полезно схематично записать ритм комбинации.

7. Не следует «засорять» аккомпанемент обилием лишних звуков - трелями, форшлагами, арпеджио. Это особенно важно в младших классах: одно движение - одна нота, два движения- две ноты. Музыка является своеобразной подсказкой.

8. Очень важно обратить внимание на акценты: одни движения выполняются на сильную долю, другие - из-за такта.

Это общие рекомендации, предваряющие непосредственную работу над музыкальным материалом для урока классического танца.

Концертмейстер постоянно находиться в поиске, ведь урок классического танца требует постоянного внимания, нужна хорошая интересная музыка, музыкальная литература. Профессия концертмейстера хореографии представляет собой особенный, уникальный и ни с чем несравнимый комплекс. Комплекс умений и навыков, комплекс необычайно развитых слуховых и зрительных ощущений и представлений, основанный на глубоких знаниях музыкально-хореографической природы предмета. Музыка в руках концертмейстера - это тот фундамент, на котором держится сегодня искусство хореографии. Это профессия,  необходимая хореографической сцене, профессия, требующая от пианиста творческой самоотдачи и даже актёрского перевоплощения.

Используемая литература.



  1. Дубинина В., «Дошкольники в учреждении дополнительного образования: Сборник программно-методических  материалов» – Новосибирск, 2006.

  2. Олех Ю.М.,  «Музыкальное   оформление   уроков   классического   танца» - методическое пособие в 2-х частях, 2000.

  3. Ревская Н. «Классический танец. Музыка на уроке. Музыкальное оформление    урока классического танца», Санкт- Петербург, 2004.

  4. Фирилева Ж.Е., Е.Г.Сайкина «Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое  пособие  для педагогов. Санкт-Петербург. «Детство пресс» 2003.

  5. Фиш Э., Руднева С.. «Музыкальное движение»  Методическое   пособие  для педагогов музыкально-двигательного воспитания. Издательский центр «Гуманитарная академия» Санкт- Петербург, 2000.
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Ритмика основа хореографии

Автор: Афендулиди Елена Наилевна

Дата: 17.03.2021

Номер свидетельства: 575729

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Творческий отчет по теме самообразования «Роль хореографии в  творческом развитии детей» "
    ["seo_title"] => string(98) "tvorchieskii-otchiet-po-tiemie-samoobrazovaniia-rol-khorieoghrafii-v-tvorchieskom-razvitii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "118933"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413295629"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Методика обучения ритмики и основам хореографии детей младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "metodika_obucheniia_ritmiki_i_osnovam_khoreografii_detei_mladshego_shkolnogo_voz"
    ["file_id"] => string(6) "506557"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1554787239"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "программа "Ритмика""
    ["seo_title"] => string(18) "proghramma-ritmika"
    ["file_id"] => string(6) "292519"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455290239"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
    ["file_id"] => string(6) "545938"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1586444397"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) ""Методические и практические рекомендации музыкального оформления занятий хореографии""
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskiieipraktichieskiieriekomiendatsiimuzykalnoghooformlieniiazaniatiikhorieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "290775"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455022126"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства