Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет о внедрении измений в преподавание и учение»
Рефлексивный отчет о внедрении измений в преподавание и учение
21 век время современных технологий, время больших перемен, перемены происходят везде и конечно же в сфере образования. Для любой страны в современном мире самое ценное будет это мыслящие и образованные люди. Сегодня ученику нужно быть востребованным временем, умеющий критически рассуждать и принимать решения самостоятельно. Изучая и осваивая Программу «Эффективное обучение», убедилась в необходимости внесения изменений в мою практику, внедрения в нее новых подходов, основанные на конструктивистской теории (Hattie 2009).
Изучив теорию поняла, что мне необходимо:
-осознать, что каждый ученик думает и знает, как формирует свое понимание предмета; конструирует знания и применяет знания в жизни.
- знать мне и моим ученикам цели обучения и критерии успешного урока, в какой степени они соответствуют этим критериям и знают, что делать далее, для устранения пробела между имеющимися знаниями и эталонами успешности: «Куда двигаться дальше?», «Как действовать?», «Что делать дальше?».
-основной ценностью являются убеждения учителя, т.к.они влияют на формирование установок, по которым потом мы принимаем решение и в итоге- действия в классе(Пажарес 1992)
Основное содержание программы представлено в контексте семи модулей, которые изучались нами, которые в ходе обучения изучаются во взаимосвязи. Все семь модулей Программы взаимосвязаны между собой и использование одного из модулей автоматически задействует реализацию другого. Через применения различных приёмов смогу:
-обучить детей как надо правильно работать с информацией (обучение тому, как учиться (Flavell 1976.Vygottsky 1978),в процессе диалога на уроках дети нарабатывают практику убедительной аргументации (обучение через диалог.М1).
-наблюдать и анализировать, делать выводы (обучение критического мышления.М2)
-научить учеников правильно оценивать свои возможности в обучении и контролировать свой процесс обучения саморегуляции в обучении (оценивание для обучения и оценивание обучения.М3).
-актуализировать активные способы обучения в соответствии возрастных особенностей (М4).
-способствовать проявлению у учеников творческого мышления и выявлять способных и одаренных детей.М5).
-дать основу для работы с информационными технологиями и ориентирование в мире современной информации (использование ИКТ в преподавание и обучении.М6).
-выявлять лидеров в классе и направлять их лидерство в обучении (М5).
Изучив программу курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан поняла, что при составлении среднесрочного планирования буду внедрять все эти модули для эффективности уроков.
Я–учитель начальных классов, решила написать свое среднесрочное планирование по познанию мира в 4 классе т.к. именно этот класс не обладает высокой мотивацией к этому предмету, ученикам было скучно и неинтересно на уроке. В классе была проблема с развитием речи, умением вести диалог, неумением отстаивать свою точку зрения, неумение аргументировать свои ответы, в классе царила недружная атмосфера, не чувствовалась сплоченность в классе. Поэтому, основное внимание уделила развитию критического мышления.
Думаю, что постоянное развитие критического мышления у учеников в процессе обучения в школе научит их не только владеть информацией, но и осмыслить, оценить и применить в жизни. Научит работать самостоятельно ,слушать чужое мнение, защищать свое мнение, осуществлять рефлексию своей работы.
Мне всегда хотелось, чтобы мои ученики были высокообразованными людьми. Всегда тщательно готовилась к урокам, на уроке всегда старалась дать как можно больше информации.
Иногда меня огорчало то, что рассказывая и обьясняя весь урок у доски новую тему, а когда спрашивала у учащиеся, большинство из них не могли мне ничего рассказать. Это теперь поняла, что лекция составляет лишь пять процентов удержания полученной информации (Бефель, шт.Мэн,США) И пришла к выводу, что раньше на уроке в основном я задавала учащимся простые вопросы, ответы на которые можно рассматривать только как воспроизведение информации.
По окончании первого этапа курсов получив огромную теоретическую базу. Мне хочется непременно попробовать, а работают ли все эти идеи на практике, и действительно ли приду к желаемому результату. На уроке раньше говорила в основном сама. И не предоставляла учащимся возможность высказаться, а уж о том, чтобы учащиеся могли общаться в процессе урока и речи быть не могло. Большая часть школьников не понимала то, о чем говорят учителя, о чем они сами читали в учебнике. Поэтому учителям надо было так изменить методы и формы обучения и преподавания, чтобы знания добывались самими учениками и были востребованы ими в реальной жизни.
«Мне необходимо перестроить процесс обучения, чтобы я не управляла, а направляла процесс формирования знаний.
Мерсер и Александер утверждали, что для развития критического мышления необходимо развивать речь, а значит необходимо присутствие диалогового обучения на уроке. «Нужно учить учеников задавать вопросы при решении задач, учить вести диалог». (Халперн Д. 2000).
Планируя серию последовательных уроков буду все формы работ ИР,ГР,ПР. Постараюсь сделать так, чтобы после выполнения того или иного задания ученики озвучивали свои вопросы, или выполненные задания, отвечали на них, читали, комментировали, делали выводы, совместно отвечали на вопрос .
Именно такая работа позволит вовлечь учащихся в разговор для развития речи и как следствие - развитие навыков критического мышления.
Для развития навыков критического мышления учащихся урок можно разделить на три стадии: вызов, осмысление и рефлексия.
На стадии вызова учителю необходимо направить работу на актуализацию и обобщение имеющихся знаний, вызвать интерес учащихся к изучаемой теме. На стадии осмысления ученик, получив новую информацию, осмысливает ее, соотносит с уже имеющимися знаниями. На этапе рефлексии учащиеся целостно осмысливают информацию, имеют собственное отношение к изучаемому материалу.
А так же при планировании уроков для развития критического мышления использую исследования в социально-культурной теории Л. Выготского зона ближайшего развития (ЗБР) для выяснения его актуальных знаний, иерархическую модель мотивации А. Маслоу, которая дает понять прежде чем, самовыразится, нужно удовлетворить потребности нижнего уровня, исследования Б.Блума «Таксономия образовательных целей» обучение по развитию у учащихся мыслительных навыков.
Успех обучения зависит как от правильного определения его целей и содержания, так и от способов достижения целей, т. е. методов обучения и использование разных видов вопросов на уроках. Вопросы по таксономий Блума нужны для выявления: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка и все эти виды вопросов буду применять на своих уроках.
Переосмыслив свои подходы к организации учебного процесса, внедрив модуль «Новые подходы в обучение», известные как «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как обучаться», для развития данного модуля использую стратегию: «Послушать-сговориться-обсудить», «Микрофон», «Диалог», «Групповая работа». Надеюсь, что групповая работа, упражнения, разные тренинги раскроют учеников, научат взаимодействовать с друг другом, высказывать свое мнение, принимать критику. Учителю нужно стремится к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении учеников.
Модуль «Обучения критическому мышлению» представляет собой способность синтезировать информацию и идею, выражать суждения об их достоверности и относительной важности, делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. Для развития критического мышления можно использовать различные стратегии такие как: «До-После»,«Толстые и тонкие вопросы».
Модуль «Оценивание обучения и оценивание для обучения» также интегрирован в серии последовательных уроков. Для того чтобы определить на какой ступени находится ученик, понять на сколько он знает и что умеет, использую формативное и сумативное оценивание, и убедилась что традиционная форма оценивание не способствует развитию мотивации учащихся обеспечению обратной связи.
Использовать дифференцированные задание для слабомотивированных учащихся и работу с более успешными учениками, подготовить задание с учетом возрастных особенностей учеников. Так для обучения талантливых и одаренных учеников использую такие задания и упражнения как: «Фантастическая добавка», «Эссе».
Каждый урок будет сопровождаться наличием «Информационно - коммуникативных технологий», которые позволят облегчить объяснение и понимание учащимися научных понятий, раскрыть тему и цели урока.
Модуль управления лидерства прослеживается при групповой работе, где в каждой группе думаю выявится лидеры, которые смогут регулировать и саморегулировать учебную деятельность. Формируя лидерские качества, в первую очередь мне нужно начать с самой себя. Потому что учитель должен быть примером для всех учеников.
В начале урока буду создавать коллабаративную среду предлагая учащимся объединиться в группы, потому что это способствует созданию атмосферы сотрудничества друг с другом. Затем при помощи приемов»Послушать-сговориться-обсудить», «Микрофон», «Тонкие-толстые вопросы», «Добавь следующее» я проверю то, что знает ученик, для того чтобы знать с какой точки мне «отталкиваться».
Далее в группах будет изучение нового материала, используя различные стратегии. Учащиеся других групп будут задавать вопросы, для построения диалога по типу «ученик-ученик».На этапе осмысления учащиеся работая с информацией, начнут анализировать и составлять алгоритм. Защищали свои проекты, делились своими идеями.
Чтобы проверить, усвоили ли учащиеся данный материал, мною был использовано ФО и СО. Планирую научить учащихся составлять и задавать друг другу вопросы не только однозначные, но и такие на которые нет однозначного ответа. нестандартной ситуации.
На последнем... из серии запланированных уроков мне необходимо было обобщить весь ранее изученный материал. И планирую использовать прием «ЗХУ».Этот прием позволит учащимся проанализировать весь материал по разделу и выполнить сравнение.А так же работа по карте используя прием «Найди меня»позволит подвести итоги по серии уроков.
Однажды я прочитала высказывание «Только учителя, умеющие критически мыслить, смогут воспитать критически мыслящего ученика»
Если мы хотим воспитать и обучить ученика «нового века», то мы должны помнить, что навык развития критического мышления является одним из самых важных. Это навык, который позволит ученикам быть востребованным и через двадцать лет. Он позволит детям умело работать с информацией, обрабатывать ее, аргументировать, делать соответствующие выводы.
Информация меняется с такой скоростью, что выучить один раз и на всю жизнь невозможно. Я попробовала внедрить в серию последовательных уроков некоторые приемы для развития критического мышления. После проведения уроков, надеюсь увидеть, что мои дети смогут выражать свое мнение, аргументировать его. Критическое мышление позволит на имеющиеся у детей знания нанизывать новые знания, которые они добыли самостоятельно. В этом и состоит суть конструктивистского подхода в обучении.
Модуль обучение критическому мышлению позволит учащимся:
Формировать своё мнение и защищать его.
Задавать вопросы высокого уровня.
Критически относиться к мнению других.
Анализировать и классифицировать информацию.
Работать самостоятельно.
Осуществлять рефлексию своей деятельности.
И хочется закончить свой отчет словами великого созидателя Абая «Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет».