kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реферат по теме «Развитие мышления и воображения в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

С началом обучения мышление выдвигается в центр психологического развития ребёнка (Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психологических функций, которые под его влиянием интеллектуализируется и приобретают произвольный характер.

Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно -образного к словесно - логическому, понятийному мышлению, что придаёт мыслительной деятельности ребёнка двойственный характер: конкретное мышление, связное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально - логические рассуждения детям ещё недоступны.

К моменту поступления в школу у ребёнка 6-7 лет уже должно быть сформулировано наглядно - действенное мышление, которое является необходимым базовым образованием для развития мышления наглядно образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. У детей этого возраста уже должны быть элементы логического мышления. Т.о., на этом возрастном этапе у ребёнка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реферат по теме «Развитие мышления и воображения в начальной школе» »

МБОУ СОШ № 15













Реферат

по теме «Развитие мышления и воображения в начальной школе»

















Учитель

Ночёвкина Людмила Николаевна



Ростов-на-Дону

2015 г.




С началом обучения мышление выдвигается в центр психологического развития ребёнка (Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психологических функций, которые под его влиянием интеллектуализируется и приобретают произвольный характер.

Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно -образного к словесно - логическому, понятийному мышлению, что придаёт мыслительной деятельности ребёнка двойственный характер: конкретное мышление, связное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально - логические рассуждения детям ещё недоступны.

К моменту поступления в школу у ребёнка 6-7 лет уже должно быть сформулировано наглядно - действенное мышление, которое является необходимым базовым образованием для развития мышления наглядно образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. У детей этого возраста уже должны быть элементы логического мышления. Т.о., на этом возрастном этапе у ребёнка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.

Что такое сформированное наглядно - действенное мышление?

Ребёнок с высоким уровнем развития наглядно - действенного мышления хорошо справляется с любыми видами продуктивной деятельности, где для решения поставленной задачи требуется умение работать по образцу, соотносить размеры и формы предметов (блоков конструктора, деталей механизмов).

Для наглядно - образного мышления характерно умение решать задачу прежде всего в плане представлений и лишь затем - на конкретной предметной основе. Логическое мышление предполагает наличие у ребёнка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации.

Наглядно - действенное мышление формируется а дошкольном возрасте в процессе овладения игровой деятельностью, которая должна быть определённым образом организованна и протекать под контролем и специальном участии взрослого. Только полноценное развитие дошкольника обеспечивает формирование необходимого уровня наглядно - действенного мышления.

Дети приходят в школу с разным уровнем общего психического развития, поэтому у них могут не только отсутствовать зачатки логического и наглядно - образного мышления, но и быть недостаточно развито мышление наглядно - действенное, формирование которого к моменту поступления в школу в норме должно быть завершено.

Что же делать, если у ребёнка не сформировано наглядно -действенное мышление?

Самым эффективным способом его развития является предметно -орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования.

Желательно, чтобы в каждой группе, классе был набор разных конструкторов (пластмассовый, металлический, деревянный и т.д.).

Развитию этого этапа способствуют задания и упражнения со спичками (выложить фигуру из определённого числа спичек, перенести одну из них, чтобы получить другую фигуру), задания с ножницами и бумагой.

Развитию наглядно - образного мышления способствуют следующие виды заданий:

- рисование,

- прохождение лабиринтов,

- работа с конструкторами, но не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребёнка.

Помощь в развитии логического мышления окажут упражнения: - «Четвёртый лишний» (исключение предмета, не имеющего признака общего для всех остальных)

- придумывание недостающих частей рассказа, когда из частей пропущена

- загадки и логические задачи, головоломки.


Практика показывает, что разделение мышления на отдельные виды является искусственным и используется только в целях диагностики уровня психического развития, поскольку в решении любой задачи участвуют все виды мышления, развести которые зачастую невозможно.

Можно предложить целый ряд развивающих заданий, которые хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления в целом, в том числе его творческой стороны.

1. Составить 2 равных из 5 палочек.

2. Составить 2 равных из 7 палочек.

3. Составить 3 равных из 7 палочек.


Эти упражнения помогают развитию пространственного мышления.

С этой целью можно использовать простейшие задания с бумагой и ножницами, условно называемые «Одним разрезом»: каждую из нарисованных геометрических фигур превратить в квадрат, сделав только один разрез ножницами (по прямой линии).

Игра «Составление предложений».

Игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Озер карандаш медведь Медведь опустил в озеро карандаш.

Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере.

Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь.

Игра «Исключение лишнего».

Собака помидор солнце

Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, и «лишнее» не обладающее этими свойствами исключить; самым простой вариант - исключить «собаку», поэтому что помидор и солнце круглые.


Игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи, но и легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит удерживать в поле мышления несколько предметов и сравнивать их между собой. Игра формирует установку, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним - единственным правильным решением, а искать их множество.

Игра «Поиск аналогов»

Слово «вертолёт»

Выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходным с ним по различным признакам.

Например:

Птица, бабочка (летают и садятся)

Автобус, поезд (транспортные средства)

Штопор (важные предметы вертятся)

Побеждает тот, кто назвал наибольшее число аналогов.

Игра учит выделять в предметах разнообразные свойства и оперировать в отдельности каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

Игра «Способы применения предмета»

Предмет «книга».

Назвать как можно больше его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и др. Победить - кто больше способов назовёт.

Игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывают в обычном предмете, неожиданные возможности.

Развитие воображения.

Своеобразие развития младших школьников таково, что примерно до 10 лет у детей активизируется преимущественно правое полушарие и правая сигнальная система.

Поэтому большинство младших школьников младших школьников относятся не к мыслительному, а к художественному типу. Учитывая это, целенаправленное развитие теоретического мышление детей следует сочетать с их менее целенаправленным совершенствованием мышления образного. В связи с этим особое внимание направлено на развитие воображения младших школьников.

Воображение развивается постепенно по мере приобретения реального опыта. Чем богаче опыт ребёнка, чем больше впечатлений от окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества, которое активнее и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, рисовании.

Незаконченные фигуры.

Листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, различными ломаными линиями). Предлагается за 5-10 минут пририсовать к фигуркам всё что угодно, но при этом постараться, чтобы не было одинаковых фигурок.

Каждый рисунок можно подписать необычным названием.

Завершение рассказа.

Детям предлагают начало какого-либо рассказа.

«Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг от куда не возьмись...»

Придумать продолжение рассказа, который оценивается по следующим критериям:

- законченность;

- яркость и оригинальность образов;

- неожиданность поворота и сюжета;

- неожиданность концовки.

Изучение географической карты.

Хорошей школой воображения, проверки уровня особенностей его развития, служит изучение географической карты.

Ребёнку дают карту - туристическую маршрутную схему с изображением реки. По берегам реки - схематические изображения городов, деревень, железной дороги, мостов и пр.

«Видишь, по реке плывёт теплоход. Представь, что ты стоишь на палубе и смотришь на берега. И вот обо всем, что ты видишь и чувствуешь, расскажи, пожалуйста, мне.

Варианты рассказов:

  1. добросовестно перечисляют всё, что видят на карте, ничего не добавляя
    от себя, никаких образов у них не возникает.

  2. сюжетный рассказ отсутствует, но дети рассказывают много, очень
    эмоционально, свободно представляют себя плывущем на пароходе.

  3. дают связный рассказ.

Такие рассказы эмоциональны, красочны, в них большую роль играет воображение, но оно постоянно контролируется сознанием.

Составление рассказа

с использованием определённых слов.

Детям предлагают слова.

A. Девочка, дерево, птица

B. Ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.
Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

Волшебные кляксы.

На середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается и можно начать игру. Играющие говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных её частях.

Мобилизация движущих сил развития происходит у ребёнка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение всё более и более трудных задач и проблем. У М.М. Пришвина есть очень точное высказывание: тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Реферат по теме «Развитие мышления и воображения в начальной школе»

Автор: Ночёвкина Людмила Николаевна

Дата: 20.02.2015

Номер свидетельства: 176503

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Олимпиадные развития как инструмент поддержки творческих способностей младших школьников "
    ["seo_title"] => string(100) "olimpiadnyie-razvitiia-kak-instrumient-poddierzhki-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "129478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415716201"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Формирование творческих компетентностей младших школьников на уроках и во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(106) "formirovaniie-tvorchieskikh-kompietientnostiei-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "148291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419626219"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая  программа основного общего образования по литературе для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-litieraturie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "249680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446960728"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства