Ресурсы современного урока и их эффективное использование для достижения нового качества образования
Ресурсы современного урока и их эффективное использование для достижения нового качества образования
Суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода, отражается в словах К.Д.Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ресурсы современного урока и их эффективное использование для достижения нового качества образования»
Ресурсы современного урока и их эффективное использование для достижения нового качества образования
УРОК является главным фактором и ресурсом, обеспечивающим качество образования. Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы ни совершались реформы и преобразования, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель.
Что же представляет собой современный урок?Это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ.
Три постулата современного урока говорят:
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
В современный период ведется активный поиск ресурсов современного урока. Каковы ресурсы современного урока?
№
Ресурсы урока
1
Временные ресурсы
2
Информационные ресурсы
3
Технологические ресурсы
4
Мотивационные ресурсы
5
Инновационные ресурсы
6
Здоровьесберегающие ресурсы
7
Ресурсы методической и психолого-педагогической компетентности учителя
8
Материально-технические ресурсы
Временные ресурсы
Самой распространенной причиной низкого качества знаний обучающихся, по мнению учителей, является недостаток времени на уроке на изучение содержания образовательной программы. Нацеленность
совместной деятельности учителя и обучающихся на достижение целевых
установок урока обеспечивает резерв времени, необходимый для их реализации. Временная ресурсообеспеченность создает предпосылки для реализации требований к подготовке и проведению урока, достижения его целевых установок, повышения эффективности образовательного процесса, а отсюда и повышения качества знаний.
Информационные ресурсы
Информационные ресурсы – существенный и неотъемлемый компонент инфраструктуры образования, инструментального сопровождения образования, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности учителя и ученика средствами информационно-коммуникационного сопровождения.
Грамотное использование этих средств развивает образовательные ресурсы современного урока и оптимизирует учебный процесс.
В области использования ИКТ в процессе обучения выделяют три основных подхода:
1) комплексное их использование на различных этапах урока;
2) частичное использование готовых электронных образовательных комплексов в учебном процессе;
3) использование инструментальных и прикладных программных средств для разработки авторских приложений.
4) дистанционное обучение.
Технологические ресурсы
Ресурс использования разнообразных моделей уроков и эффективных приемов, методов.
Если в традиционном обучении превалировал комбинированный урок, то в современной системе обучения учитель должен знать методику и структуру разных типов урока:
- урок изучения первичного закрепления новых знаний;
- урок закрепления знаний;
- урок комплексного применения знаний и умений;
- урок обобщения и систематизации знаний и умений;
- урок контроля оценки и коррекции знаний и умений.
- модели нетрадиционных уроков.
У каждого типа урока есть своя макроструктура, цели, частные дидактические задачи технологии, техники, методики, приемы.
Методически высоко эффективными, реализующими задачи обучения, развития и воспитания учащихся являются такие формы урока, как:
По мнению многих педагогов-практиков, одним из наиболее сложных условий является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных школьников.
По направленности и содержанию мотивы могут быть:
1.Социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества).
2.Познавательные (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).
3.Профессионально-ценностные (без знаний не будет хорошей профессии).
4.Эстетические (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои способности и таланты).
5.Коммуникативные (возможность расширять круг общения благодаря повышению интеллектуального уровня и новым знакомствам).
6.Статусно-позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своей группе и т. д.).
7.Неосознанные (основаны на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).
Таких детей становится всё больше.
Инновационные ресурсы
Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.
Внедрение в образовательный процесс инновационных ресурсов позволяет учителю:
отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.
Назову несколько инновационных ресурсов, способных сделать урок современным.
Проблемное обучение
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения
Работа по данной технологии дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Использование в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование коммуникативных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков (УУД).
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
их особенностей и возможностей, компетентностного подхода к организации учебно-воспитательного процесса.
Здоровьесберегающие ресурсы
Использование данных ресурсов позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Ресурсы методической и психолого-педагогической компетентности учителя
Сфера образования относится к тем сферам деятельности, где компетентность определяется сложным комплексом умений. Учитель должен в совершенстве владеть предметом, понимать предмет на уровне последних научных достижений и проблем. Но, кроме этого, он должен «владеть организаторскими умениями, пониманием философии своей профессиональной сферы и психологии человека, уметь руководить проектной деятельностью, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности своих коллег и т.д.»
Цель образования состоит не в том, чтобы давать знания, а в том, чтобы научить учащихся пользоваться теми средствами, которые помогут им порождать знания, необходимые при решении различных проблемных ситуаций в личной, общественной и профессиональной деятельности. Успех образовательного процесса во многом зависит от личностных качеств педагогов, профессионализма, способностей и развития их психолого-педагогических компетенций.
Материально-технические ресурсы
Должны быть усилены требования к школьной инфраструктуре, оборудованию. ОУ должно иметь информационно-библиотечные центры с медиатекой, учебные кабинеты с АРМ учителя и ученика, помещения для внеурочной деятельности, полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, цифровые образовательные ресурсы, ИКТ-оборудование.
Но повторю еще раз, что главным ресурсом был и остаётся сам учитель.
Сегодня учитель не освобождается от своей обязанности учить, он начинает учить по-новому. А урок остается, являясь по-прежнему основной формой организации учебного процесса.
Суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода, отражается в словах К.Д.Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – важная составляющая современного урока, влияющая на качество обученности школьников.
Экспресс-анкета педагогов(ответы «да» или «нет»)
Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.
Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.
Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам необходимо задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?
Заключение
Современный урок — это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все перечисленные ресурсы и возможности для развития личности ученика!