Просмотр содержимого документа
«"Рекомендации по организации инклюзивного обучения детей с нарушениями речи"»
Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют развёрнутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным и тогда у детей отмечаются различные отклонения, которые нарушают нормальный ход речевого развития. Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта.
Речевые нарушения можно условно разделить на 3 большие группы:
1. Фонетические нарушения речи.
Они выражаются в дефектах произношения отдельных звуков или групп звуков.
2. Фонематические нарушения речи.
Они выражаются в том, что ребёнок не только искаженно произносит те или иные звуки, но и не достаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками.
3. Общее недоразвитие речи (ОНР).
Выражается в том, что недоразвитие распространяется как на звуковую (включая фонематические процессы), так и на смысловую сторону речи.
Дисграфия - специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Дислексия- специфическое расстройство чтения, проявляющееся в многочисленных ошибках (замены, пропуски букв, несоблюдение их последовательности) стойкого характера. Дислексия встречается у мальчиков в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.
Рекомендации родителям
1. Вам необходимо постоянно помогать педагогам (логопеду,
дефектологу).
2. Вам не следует ограждать ребенка от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес ребенка к речевому общению.
3. Говорить с ребенком рекомендуется негромко, медленно, спокойно, мягко.
4. Нельзя допускать, чтобы другие передразнивали речь ребенка.
5. Для ребенка необходимо создать обстановку душевного покоя,
ограничить участие в шумных, играх, оберегать ребенка от утомления
6. Необходимо ограничить ребенка от сильных впечатлений, страшных сказок и рассказов, ограничить просмотр телепередач
7. Большое значение имеет пение, чтение стихов.
8. Поддерживайте дома четкий распорядок дня.
9. Полезны ежедневные физические занятия на свежем
воздухе, длительные прогулки, бег.
10. Необходимо закаливать организм ребенка.
11. Превратите прогулки ребёнка в увлекательные путешествия,
эмоционально рассказывайте ему о происходящем на улице
Рекомендуется использовать на уроках речевые разминки:
- для уроков русского языка: проговаривание отдельных слов, трудных для произношения, правил, терминов;
- для уроков математики: проговаривание терминов, выводов, правил, названий инструментов, измерительных приборов, мер, геометрических фигур, тел, названий действий и их компонентов, чтение примеров и т.д.;
- для уроков истории: проговаривание дат, названий государств, городов, название войн и других исторических терминов;
- для уроков географии: проговаривание географических названий, терминов, понятий, названий инструментов и приборов;
- для уроков ИЗО: проговаривание названий инструментов, красок, видов работ, терминов, проговаривание плана предстоящей или проделанной работы
Ейск 2023
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»
Отделение Школьного образования и прикладной информатики. Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Рекомендации по организации инклюзивного обучения детей с нарушением речи