kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческого потенциала младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственные стандарты образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. В условиях ФГОС от традиций учебного познания необходимо перейти к всеобщему образовательному творчеству.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»

Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная Роговатовская школа

с углубленным изучением отдельных предметов»»

(МБОУ «СО Роговатовская школа с УИОП»)

















Развитие творческого потенциала младших школьников

в рамках реализации ФГОС НОО












Подготовила:

Лебединская Елена Владимировна,

учитель начальных классов





с. Роговатое

2016

«Раз в жизни мы бываем творцами,

именно в детстве и юношестве».

П. Блонский

Государственные стандарты образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. В условиях ФГОС от традиций учебного познания необходимо перейти к всеобщему образовательному творчеству.

Ориентация школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.

Творчество – один из видов работы по внедрению ФГОС в начальной школе.

Творчество – это создание нового и прекрасного, оно противостоит шаблону, тупости, отсталости, наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, усиливает заботу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска, создавая новые духовные и материальное ценности.

Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, узнает связь явлений закономерностей. Учиться исследовать – значит учиться самостоятельно, узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря творчеству существует религия, в науке совершаются важные открытия, а в искусстве создаются подлинные шедевры. Творчество, как и любая другая психическая функция человека, подразумевает наличие постоянной работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.

В современной педагогике и психологии под творчеством детей понимают деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ребенок воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел ребенка. Если их нет, нет и творчества. Стимулом к творческой деятельности ребенка служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся – данных традиционными способами.

Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от продуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их в развитии.

Наиболее успешно развивается творчество в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Как показывает практика, в тех случаях, когда в семье, в детских учреждениях уделялось значительное внимание специальным развивающим занятиям (сюжетно-ролевым играм, конструированию, лепке, изобразительной деятельности, музыке и др.) с включением заданий, требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций, их творчество оказывалось на более высоком уровне развития.

В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, свое умение владеть телом, голосом, речью и др. Детское творчество дает материал изучения возрастных особенностей детей, закономерностей формирования личности. Поощрение творческих проявлений особенно важно в младшем школьном возрасте. Ведь именно у них вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Если мы хотим воспитать в ребенке творческую личность, то на занятиях по любым методикам должны ставить перед собой цель: сформировать у детей способность анализировать объекты, выделять в них различные стороны, соотносить в них различные стороны, соотносить и увязывать эти стороны между собой в единое целое; объединять разрозненные представления об отдельных предметах и их свойствах в целостные знания об окружающем мире; разбираться в сложных противоречивых явлениях и принимать оптимальное решение.

Таким образом, в самой системе воспитания детского творчества должна быть заложена возможность достижения нескольких целей, а выбор их – дело учителя, который по своему усмотрению пользуется доступными ему способами активизации детей. Деятельность, которая необходима для развития творческих способностей в детском возрасте, не исчерпывается простой активностью, подвижностью, напряжением физических усилий.

Работа по развитию творчества должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности заданий. Занятия с детьми могут проводиться как фронтально, так и малыми группами (4 – 6 человек) или же индивидуально. В задачи таких занятий входит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов для создания более полной базы воображения, а также развитие и активизация речи, обучение детей комбинированию и перекомбинированию имеющихся образов и представлений и приемам оперирования ими для развития собственно воображения.

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах.

Творчество в детском возрасте

«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде,

где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое».

Л. С. Выгодский

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые чаще всего выражаются в играх детей. Ребенок, который, сидя верхом на стуле, воображает, что едет на лошади, девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью, ребенок, который в игре превращается в разбойника, в солдата, в моряка, – все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества. Конечно, в своих играх они воспроизводят многое из того, что они видели. Всем известно, какая огромная роль в играх детей принадлежит подражанию. Игры ребенка очень часто служат только отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и, тем не менее, эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Также точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.

Способы работы по развитию творческих способностей детей.

Задача развития творчества детей, воспитателей, учителей, преподавателей вузов была выдвинута как одна из центральных задач всей системы образования в нашей стране.

Для развития творческой личности на уроках используются различные приемы для того, чтобы дети могли проявить свои разнообразные способности, развить и удовлетворить их интерес в творческой деятельности.

Интеграция содержания обучения обусловливает создание максимально эффективных условий для развития творческого потенциала.

Следовательно, если учение ориентирует младшего школьника на непрерывный творческий процесс, то учебная деятельность становится процессом его творческой самореализации, саморазвития, где творчество выступает как «усиление себя». В рамках решения поставленных задач педагогическая практика столкнулась с необходимостью разработки новых методов и средств. Одним из таких методологических новшеств явилось создание концепции о возможности развития творческого потенциала в условиях интегрированного обучения. Интегрирую различные предметы.

Предметы «Технология», «Физическая культура» удовлетворяют главную потребность ребенка – потребность в движении. Они важны для гармоничного развития всех сил и способностей ребенка, они способствуют уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность ребенка активной физической деятельностью, снизить утомляемость в процессе обучения.

Труд как вид человеческой деятельности представляется очень богатым и сложным процессом, в котором участвуют основные функциональные комплексы нашего организма: органы чувств, мозг, моторика. Процесс изготовления вещи, кроме «схватывания» предмета и изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями, предполагает анализ и синтез, поиск вариантов достижения цели, сравнение результатов работы с оригиналом или замыслом, их корректировку. По мнению физиологов, наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами, поэтому физическая тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, имеет общеукрепляющее и развивающее значение. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности мелких движений пальцев рук. Развитие моторики может положительно повлиять на познавательные возможности детей со слабым интеллектуальным развитием.

Уроки трудового обучения аккумулируют в себе знания из всех предметов: русского языка, математики, изобразительного искусства, окружающего мира. Уроки трудового обучения дают возможность раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка.

Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся всех возрастов. Игра приносит наивысшую радость, так как включает в активную творческую работу, дает выплеск всех эмоций и знаний, полученных на уроках при изучении определенной темы. Элементы игры часто присутствуют на уроке. Дети любого возраста с удовольствием играют, участвуют в интеллектуальных соревнованиях.

Написание сочинений, изложений творческого характера. Особо хочу уделить внимание написанию сочинений по картине. Из программы этот вид сочинений практически исключен. Что считаю неправильным и работу активно продолжаю. Такая работа дает удивительные результаты. Дети учатся думать, анализировать, высказывать свое мнение.

На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого обучающегося, достижениям всего коллектива класса. Все это создает основу для воспитания в дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.


Список используемых источников

1. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации

2.Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 1992.

3.Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. М., 2002 г.

4.Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие творческого потенциала младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

Автор: Лебединская Елена Владимировна

Дата: 07.07.2016

Номер свидетельства: 337072

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Развитие творческого потенциала младшего школьника  в рамках введения ФГОС НОО."
    ["seo_title"] => string(81) "razvitiietvorchieskoghopotientsialamladshieghoshkolnikavramkakhvviedieniiafgosnoo"
    ["file_id"] => string(6) "316227"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460036851"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.  выступление на семинаре учителей начальных классов"
    ["seo_title"] => string(171) "organizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-riealizatsii-triebovanii-fgos-noo-vystuplieniie-na-sieminarie-uchitieliei-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "254214"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447705772"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Педагогический проект " Организация личностно-ориентированного обучения младших школьников на уроках литературного чтения" "
    ["seo_title"] => string(143) "piedaghoghichieskii-proiekt-orghanizatsiia-lichnostno-oriientirovannogho-obuchieniia-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "155062"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421238402"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Проблемное обучение как средство развития познавательных УУД младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(91) "probliemnoie-obuchieniie-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-nykh-uud-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "150719"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420548902"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства