Уроки чтения в большей мере, чем какие-либо другие предметы в начальной школе, способствуют воспитанию развитой личности культурного человека, ибо чтение – составной элемент культуры. Обучать чтению - значит готовить ребёнка к жизни, формировать определённое отношение к ней, обогащать жизненный и эмоциональный опыт растущего человека. Перед школой стоит задача не только обучать чтению своих воспитанников, но и сделать из них читателей, сформировать у них интерес к чтению.
От умений детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы, зависят их успехи в учении. Научить детей читать, конечно же трудно, но ещё труднее научить их полюбить чтение. Одна из причин «глухоты» детей к художественным произведениям – неумение ученика или отсутствие у него возможности соотнести художественный образ с личным жизненным опытом, личными переживаниями. То, что читает ребёнок должно быть для него ясно и ощутимо.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие интереса у младших школьников к чтению.»
Развитие интереса к чтению.
( из опыта работы).
Уроки чтения в большей мере, чем какие-либо другие предметы в начальной школе, способствуют воспитанию развитой личности культурного человека, ибо чтение – составной элемент культуры. Обучать чтению - значит готовить ребёнка к жизни, формировать определённое отношение к ней, обогащать жизненный и эмоциональный опыт растущего человека. Перед школой стоит задача не только обучать чтению своих воспитанников, но и сделать из них читателей, сформировать у них интерес к чтению.
От умений детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы, зависят их успехи в учении. Научить детей читать, конечно же трудно, но ещё труднее научить их полюбить чтение. Одна из причин «глухоты» детей к художественным произведениям – неумение ученика или отсутствие у него возможности соотнести художественный образ с личным жизненным опытом, личными переживаниями. То, что читает ребёнок должно быть для него ясно и ощутимо.
Заинтересовать ребёнка книгой - это проблема, которая стоит перед учителями, родителями и обществом. Каждый раз, когда я приступаю к обучению детей чтению, меня тревожит вопрос: « С чего начать? Как привить интерес к чтению?» Поэтому готовясь к уроку продумываю, что это будет за урок, каковы его цели и какое место он занимает в системе других занятий, в чём сущность его идейного содержания, какими понятиями и нравственными качествами будут овладевать воспитанники, какова роль урока в формировании мировозрения ребят, какие теоретико-литературные сведения они получат или закрепят, какие навыки будут у них вырабатываться. Поэтому с большой тщательностью подбираю материал ,использую разнообразные формы и методы обучения ,планирую каждый из этапов урока, продумываю систему вопросов, методические приёмы направляю на активизацию внимания, использую эмоциональную речь. Особое внимание уделяю коллективной и индивидуальной работе, исходя из этого выбираю разные виды работы: краткий или подробный , выборочный или творческий пересказ, подбор иллюстративного материала, различного рода творческие задания. Практикую такие виды чтения, как тихое и чтение про себя, которые сопровождаю определёнными заданиями, связанные с осмыслением содержания текста.
Первый шаг на пути приобщения детей к чтению это овладение техникой чтения, умение правильно прочитать слово, понимать смысл текста, читать выразительно, выдерживать оптимальный режим чтения, а также формирование связной речи, логической стройности и речевой выразительности устных ответов. Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребёнок свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно – познавательные мотивы. Поэтому необходимо работать над формированием младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего навыками чтения.
Как же помочь ребёнку полюбить книгу? Стараюсь укрепить в сознании учеников понимание того, что книга обязательно покажет то, чего дети могли и не заметить, даст объяснение тому, что вызывает удивление , интерес; воспитать в них внимательных читателей, способных правильно разобраться в эстетической и художественной стороне произведения; научить читать целенаправленно, полюбить книгу, лучше её понять , глубоко осознать прочитанное.
Начиная работу над темой важно выяснить какие у учащихся есть представления о читаемом. Такое предварительное ознакомление с пониманием детьми часто является залогом успешной работы на занятии. На уроках чтения необходимо использовать жизненный опыт младших школьников, а также обогащать его новыми конкретными примерами, яркими живыми образами, чем сильнее «подкрепляется» этот опыт условиями обучения, тем интереснее кажется то новое, что предлагают вниманию воспитанников, тем сильнее проявляется потребность к усвоению знаний.
Большое внимание отвожу работе ребёнка с книгой. Начиная с первого класса, совместно с библиотекой провожу всевозможные праздники, организую викторины, читательские конференции, выставки книг, беседы о прочитанном, привлекаю старшеклассников с выступлениями для малышей, даю прямые задания прочитать ту или иную книгу. Особый интерес на уроках у воспитанников вызывает занимательный материал: загадки, кроссворды, ребусы, игры, пословицы, поговорки.
Решению данной проблемы способствует использование информационных технологий, умелое применение которых заметно повышает интерес к чтению. Уроки, проводимые с использованием мультимедиа-проектора, в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала. Учитель разумно сочетающий новейшие технические средства и методику применения современного комплекса средств обучения, создаёт возможность воспитанникам, попасть в новый, возвышенный мир книги, искусства слова, экрана, звука. Особый интерес к чтению формируется при работе с произведениями: через яркие образы героев, через оценку различного рода отношений к поступкам, товарищам, другу, матери, через умение видеть , чувствовать, понимать « что такое хорошо и что такое плохо». Инсценирование произведений с подготовкой очень простых костюмов вызывает бурное оживление в классе, приносит детям радость и желание прочесть книгу. Глубокий интерес к произведению вызывает у учащихся внимание к личности писателя, знание интересных эпизодов из его жизни.
Мои ученики любят уроки чтения, во внеурочное время много читают, умеют выделять в прочитанном главное, охотно заучивают наизусть предлагаемые стихи. Это способствует не только повышению качества навыков чтения, но и общему развитию и воспитанию учащихся. Надо стремиться так, организовать уроки чтение, чтобы они будили не только ум ребёнка, но и его добрые чувства – двигатель благородных человеческих дел!