kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие функциональной грамотности у учащихся через чтение и письмо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Актуальность темы обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, формирование такого направления функциональной грамотности, как грамотности чтения, которое является необходимым условием социализации учащихся посредством формирования навыка работы с информацией, заключенной в текстах разного типа и формата.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности у учащихся через чтение и письмо.»

Развитие функциональной грамотности у учащихся через чтение и письмо.

Актуальность темы обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, формирование такого направления функциональной грамотности, как грамотности чтения, которое является необходимым условием социализации учащихся посредством формирования навыка работы с информацией, заключенной в текстах разного типа и формата.

А что же такое функциональная грамотность?

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».

Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.

Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Формы функциональной грамотности:

1. Общая грамотность.

2. Компьютерная грамотность.

3. Информационная грамотность.

4. Коммуникативная грамотность.

5. Грамотность при овладении иностранными языками.

6. Бытовая грамотность.

7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.

8. Общественно-политическая грамотность.

Отличительные черты функциональной грамотности.

В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности.

Функциональная грамотность

1) является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;

2) направлена на решение бытовых проблем;

3) обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;

4) связана с решением стандартных, стереотипных задач;

5) используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.

Компетенции функциональной грамотности:

1. Cпособность выбирать и использовать различные технологии.

2. Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения.

3. Cпособность учиться всю жизнь.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Компонентами функциональной грамотности являются:

  • знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

  • умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

  • готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т.е. в функциональную грамотность.

Как отмечалось выше, составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Для успешного формирования и развития функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:

  • обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире);

  • учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии (новый Стандарт соответствует данному условию);

  • учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;

  • учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

  • в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;

  • школы активно поддерживают исследования учеников в области сложных глобальных проблем.

  • Кроме того, для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности младших школьников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

  • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

  • технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

  • технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

  • обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;

  • уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;

  • информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;

  • технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Как известно, основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию; формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

В 50-60-е гг. XX века американский психолог Бенжамин Блум разработал таксономию категорий усвоения и классификацию целей обучения, согласно которой процесс обучения начинается на уровне знаний: запоминания и воспроизведения фактов, дат и т.д. Далее происходит понимание –усвоение полученной информации: ее связь с ранее полученной информацией, обобщение, перефразирование. Применение и использование новых идей в специфичных ситуациях позволяет ученику решать поставленные задачи, выбирать и изменять полученную информацию. При анализе происходит сравнение, проверка, необходимых для синтеза идей (планирование, прогонозирование). Наконец, на уровне оценивания ученик может отнестись к изучаемому материалу критически и взвесить аргументы, чтобы оценить ценность той или иной идеи.

Грамотность чтения проверяется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста.

В современном мире понятие грамотности изменяется и расширяется, но оно по-прежнему остается связанным с пониманием самых различных текстов. Наряду с печатными современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими.

Четко распределить тексты по определенным категориям или критериям

невозможно, так как один и тот же текст, как правило, имеет различные признаки и может относиться сразу к нескольким группам. В методических целях удобно использовать классификацию текстов, разработанную составителями теста PISA. Они делят тексты на сплошные и несплошные.

К сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе:

- описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.);

- повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);

- рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).


К несплошным текстам относятся:

- графики;

- диаграммы;

- схемы (кластеры);

- таблицы;

- географические карты и карты местности;

- план помещения, местности, сооружения;

- входные билеты;

- расписание движения транспорта;

- карты сайтов.


С целью обеспечить содержательность работы учитель должен при выборе учебного текста отдавать предпочтение информационно привлекательным текстам. Они должны содержать актуальную для ученика информацию и соответствовать его насущным запросам. Тексты должны опираться на содержание учебной программы и отражать межпредметные связи. В них должны отсутствовать недостатки, которые затрудняют чтение и не нацеливают учеников на активные поиски ответов на поставленные вопросы.

При отборе материала учителю следует объективно оценивать

1) информативную достаточность текста;

2) фактическую достоверность приводимых в тексте сведений;

3) языковую правильность текста;

4) стилевую органичность и оправданность употребления отдельных иностилевых или ненормативных языковых единиц в том или ином конкретном случае;

5) соответствие содержания возрасту учащихся.

В процессе отбора и подготовки текста к работе следует исходить из его функционально-стилевой принадлежности и учитывать параметры коммуникативно полноценного текста. В таком тексте

1) используются уместные языковые средства,

2) информативно-содержательные, логико-композиционные, языковые и эстетические (стилистические) элементы текста адекватны целям автора,то, что

называет автор, совпадает с понятиями и представлениями читателя,

3) использованы точные речевые формулы, соответствующие целям текста,

4) отсутствуют коммуникативно избыточные фрагменты,

5) классическая трехчастная структура: вступление, основная часть, заключение,

6) соблюдается пропорциональность композиционных частей,

7) материал представлен в логической последовательности.

Предпочтение рекомендуется отдавать таким текстам, в которых представлено то или иное сочетание разных типов речи: рассуждения, повествования, описания. Разнообразие типов речи в тексте не только активизирует внимание учеников, но и существенно облегчает учителю формулировку заданий.


Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

При условии успешности решения выше изложенных задач, мы выполним главную цель формирования функционально-грамотной личности, т.е. формирования в организациях образования интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина РК.


































КГУ «Опорная школа (ресурсный центр) на базе гимназии № 9 п. Осакаровка»













Доклад на августовскую конференцию

по теме

«Развитие функциональной грамотности у учащихся через чтение и письмо.»











Выполнила: Щёлокова Е. Н.

учитель начальных классов












п. Осакаровка 2015 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие функциональной грамотности у учащихся через чтение и письмо.

Автор: Щёлокова Елена Николаевна

Дата: 22.04.2016

Номер свидетельства: 321471

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Развитие функциональной грамотности учащихся младших классов на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(94) "razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "296363"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455983727"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. "
    ["seo_title"] => string(111) "razvitiie-funktsional-noi-gramotnosti-chtieniia-mladshikh-shkol-nikov-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "234102"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443350258"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Доклад:Пути  формирования функциональной грамотности учащихся по русскому языку."
    ["seo_title"] => string(79) "dokladputiformirovaniiafunktsionalnoighramotnostiuchashchikhsiaporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "275316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452538406"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Повышения функциональной грамотности учащихся"
    ["seo_title"] => string(56) "povyshieniia_funktsional_noi_ghramotnosti_uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "376390"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1483864425"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Развитие функциональной грамотности у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(62) "razvitiie_funktsional_noi_ghramotnosti_u_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "391951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487134270"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства