kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие связной речи младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  работа посвящена важной проблеме совершенствования обучения младших школьников связной речи, поскольку свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи младших школьников.»

Развитие связной речи младших школьников»

 

«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в устной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета», - так считал К.Д. Ушинский.

Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строчки, но актуальность их не пропадает и сегодня. Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать окружающий мир. Для ребенка грамотная речь - залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе.

Тема моей индивидуальной инновационной  деятельности: «Развитие связной речи младших школьников».

Данная  работа посвящена важной проблеме совершенствования обучения младших школьников связной речи, поскольку свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

По результатам наблюдений многих педагогов и моих собственных,  особенности речевого развития наших детей обусловлены своеобразием познавательной деятельности. Для наших школьников характерны бедность и неточность словаря, ограниченный словарный запас, многократные повторы слов, они не чувствуют разницу в лексическом значении слов. В редких случаях дети бывают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом. Все это, безусловно, мешает их общению с окружающими людьми, вызывает затруднение в процессе обучения по любому предмету, замедляет творческий процесс развития его личности и требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы.

Целью моей работы стало: формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции; развитие связной речи, развитие речевого общения, через межпредметную деятельность, с использованием более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических приёмов, средств.

В работе с младшими школьниками очень важен выбор методов обучения. И главным методом обучения остаётся игра, как ведущая деятельность этого возраста. Игры должны быть в первую очередь обучающими и должны сосредоточить внимание детей на материале урока, давая новые знания, расширяя скудный кругозор. Поэтому я  использую на уроках игровые технологии, которые на практике оказываются эффективными. 

Моя работа в этом направлении позволяет поэтапно, от простого к сложному, проводить работу по развитию речи и добиться хороших результатов в развитии речевых навыков через развитие словесного творчества детей.

Начальный этап работы включает психолого-педагогическую диагностику речевой деятельности детей по следующим критериям:

- Словарный запас (методика по Парамановой, Баландиной, Богданова Т.Г., Корнилова Т.В)

- Словесное рисование (стихотворное произведение)

- Образное мышление (методика «Исключение предметов», «Классификация предметов», «Последовательность событий»)

- Творческое воображение (тест Е. Торренса «Неполные фигуры»)

- Память, внимание (методики «Найди и вычеркни», «Запомни и расставь точки», «Корректурная проба», «Треугольники»).

Далее строю свою работу  в следующих направлениях:

1.  Наблюдения за трудом взрослых, за животными, растениями, детьми.

2.  Экскурсия

3.  Рассматривание картины и составление рассказов.

4.  Рассматривание предметов и составление рассказов.

5.  Загадки.

6.  Дидактические игры.

• Дидактические игры с наглядным материалом (игрушки, картинки, предметы).

• Словесные дидактические игры.

• Коллективные игры.

• Сюжетно-ролевые игры (инсценировки).

7.   Стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы).

8.  Фразеологизмы.

9.  Пословицы и поговорки.     

Система современных дидактических игр для  развития связной речи  - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают грамотно организованную речь тем полнее, чем шире ее можно применить на практике в различных условиях.

Одним из эффективных средств создания и поддержания интереса к обучению являются нетрадиционные методы обучения. К ним можно отнести ролевые игры и прием инсценировки. Ролевая игра обеспечивает активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Постановка проблемы и необходимость ее решения также служат развитию критического мышления у учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации развивает логическое мышление, умение убеждать собеседника. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь. Вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самостоятельно, ведь именно в диалоге проявляется сотрудничество. На уроках изо и технологии мы часто играем в словесную игру «Диалог». В самом начале обучения языку я предлагаю детям разыгрывать самые простые диалоги знакомства и приветствия. Затем, по мере расширения словарного запаса, учащиеся разыгрывают более сложные диалоги.

Учитывая речевые особенности учащихся, многие задания и игры на начальном этапе апробации программы вызывали у детей затруднения. Поэтому мною были введены мнемотаблицы, как один из видов мнемотехники  в развитии речи младшего школьника. Так как наглядный материал у младшего школьника усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает следующие задачи:

• развитие ВПФ (внимание, памяти, логического мышления, воображения);

• развитие связной речи и обогащение словарного запаса;

• упорядочить и систематизировать познавательную информацию об окружающем;

• учит логичности, полноте, последовательности и связности изложения;

Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов,  заучивании стихов, в дидактических и сюжетно-ролевых играх. При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А. Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К. Воробьёвой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их.

Заключение

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Уже сейчас можно сказать, что разработанная система даёт положительные результаты:

• выполнение различных заданий, развивающих связную речь учащихся, способствует повышению уровня у детей собственной речевой активности и её применения на практике;

• организуется накопление необходимых знаний, впечатлений;

• формируется умение поиска и сбора информации, что формирует информационно-коммуникативную компетенцию.

 

Библиографический список

1. АксёноваА.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры» на уроках русского языка 1-4 классов:Кн. Для учителя.- 2-е издание., доп.- М.:Просвещение, 1991,-176 с.

2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

3. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение»;

4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие связной речи младших школьников.

Автор: Жиленкова Светлана Владимировна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377709

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "piedagogichieskii_proiekt_modiel_ispol_zovaniia_mniemotiekhniki_v_tsieliakh_razv"
    ["file_id"] => string(6) "415684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494874816"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) ""Роль сказки в развитии устной речи младших школьников"- из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(73) "rol-skazki-v-razvitii-ustnoi-riechi-mladshikh-shkol-nikov-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "109905"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405197519"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Развитие связной речи(презентация) "
    ["seo_title"] => string(41) "razvitiie-sviaznoi-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "219513"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434254902"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Статья на тему: «Развитие связной речи младших школьников» "
    ["seo_title"] => string(64) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "227684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440868785"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Особенности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития"
    ["seo_title"] => string(101) "osobiennosti-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "300594"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761246"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства