Развитие познавательной мотивации младших школьников в проектной деятельности
Развитие познавательной мотивации младших школьников в проектной деятельности
Данная статья поможет учителям начальных классов в изучении мотивации младших школьников, а также ее развитии. В разработке представлен пример проектной деятельности, который позволит сделать работу учителя по развитию познавательной мотивации младших школьников проще и доступнее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной мотивации младших школьников в проектной деятельности»
Развитие познавательной мотивации младших школьников в проектной деятельности
В современном мире все чаще встречается проблема низкой познавательной мотивации школьников. С каждым годом все больше учащихся не хотят учиться. У них пропадает интерес к получению знаний, отсюда происходит спад познавательной активности. Ребенка не устраивает сам процесс обучения, ему скучно, неинтересно. И внешние мотивы обучения становятся доминирующими. Ребенок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания. И соответственно учится он с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения.
Учителю, стремящемуся к психологическому изучению и формированию учения школьников, важно опереться на общую стратегию и ход этой работы. Психологическое изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. В настоящее время в психологических исследованиях доказано, что мотивационная сфера личности ребенка развивается с помощью различных занятий и увлечений ребенка. [4, 5]
Как сделать, чтобы учение приносило удовольствие от полученных знаний, чтобы каждый день, проведенный в школе, стал открытием чего – то нового, неизвестного, необходимого именно сейчас, а не годы спустя. В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя. Отсюда вытекают новые идеи вовлечения школьников в процесс обучения. Одной из таких новых идей является проектная деятельность. [1, 2, 6]
Мы решили провести работу на тему того, как проектная деятельность может развивать познавательную мотивацию младших школьников. Данный эксперимент проводился в 3 классе Сосновской средней школы №1 Нижегородской области. В эксперименте приняли участие 29 школьников.
Свою работу мы начали с изучения теории. В первую очередь, мы изучили весь материал, касающийся познавательной мотивации. А именно, изучили трактовки данного понятия различными учеными, виды познавательной мотивации, особенности ее развития у младших школьников. Второй ступенью нашего изучения стала проектная технология. Это достаточно широкая и увлекающая учителей, школьников и их родителей деятельность. Свое внимание в данной области мы уделили различным трактовкам этого понятия, этапам осуществления деятельности. Рассмотрели различные классификации проектов учащихся, специфику организации проектной деятельности и возможности ее развития.
После изучения теоретического материала, мы преступили к практической части. Она состояла из трех этапов – констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
В ходе констатирующего этапа, мы, с помощью методик М. В. Матюхиной и М. Р. Гинзбурга изучили уровень и вид учебной мотивации младших школьников. Как и следовало ожидать, у большинства школьников – средний и низкий уровень мотивации к учению. И преобладающим мотивом среди учеников является мотив достижения успеха. Школьники хотят учиться на «4» и «5» и в будущем добиться успеха. Их влечет внешняя сторона обучения, а внутренняя – получить хорошие знания, их не интересует.
Вторым этапом в нашей практической работе было проведение формирующего эксперимента. Нами было проведено три проекта с учениками третьего класса. Первый проект каждый из школьников выполнял индивидуально. Заключался он в составлении своего генеалогического древа. Для начала мы ознакомили школьников с видами генеалогических древ, рассказами о том, для чего нужно такое древо, в чем заключается его смысл. Затем, совместно со школьниками мы поставили цель проекта: расширить представления о своей семье, родословной, семейных традициях; создать генеалогическое древо. Данный проект проводился в короткие сроки – 2 недели. За это время школьники собирали информацию о своих предках, составляли древо, делали презентации. Продуктом данного проекта были готовые генеалогические древа каждого ребенка и презентации об интересных личностях своего рода.
Следующим краткосрочным проектом стало изготовление задачника по математике. На уроке математики школьникам предлагалось составить свои собственные задачи. И задался вопрос: «Какие задачи интереснее решать: из учебника или те, которые составили вы сами?». Естественно школьники ответили, что интереснее решать свои задачи. Отсюда поставлена цель проекта: создать свой задачник по математике. Школьникам было предложено разделиться на 4 группы по интересам: первая группа должна была составить или найти арифметические задачи, вторая – задачи на смекалку, третья – задачи – шутки, четвертая – сюжетные задачи. На поиск задач отвелось 2 недели. По истечению срока каждый школьник принес в свою группу по несколько задач. Совместно в группе выбирались самые интересные. На уроках технологии все вместе сделали обложку для задачника и вклеили отобранные задачи. Затем, на общем собрании, каждая группа делилась впечатлениями о проделанной работе, рассказывали, что понравилось, что не понравилось, что было трудным, а что наоборот – легким.
Таким образом, продуктом данного проекта стал общий задачник по математике для школьников 3 класса, которым с удовольствием пользуются не только дети, но и учитель.
Самым долгосрочным из всех проведенных проектов стал проект «Что за прелесть эти сказки!» Он проводился в течение трех месяцев и заключался в изучении сказок А. С. Пушкина.
Чтобы смотивировать школьников к проведению данного проекта потребовалось немало усилий. Задавались вопросы: как жили во времена Пушкина? Что надевали мужчины и женщины в его сказках? Что означают некоторые слова из сказок? Какие традиции, праздники и обряды были в XVIII веке? Школьников удивило то, что ни на один из поставленных вопросов они не знают четкого ответа. Отсюда была поставлена цель: изучить сказки А. С. Пушкина и представить свои исследования в различной форме.
Всем школьникам нужно было прочитать пять сказок поэта: «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане». Затем, школьники поделились на 4 группы по интересам. Каждая группа поставила для себя цель. Первая группа поставила перед собой цель: узнать значение старинных слов, встречающихся в сказках Пушкина и создать свой словарь старинных слов и словосочетаний. Работа школьников заключалась в прочтении пяти сказок поэта, расшифровке старинных слов и словосочетаний и их записи в свой созданный словарь.
Вторая группа занималась изучением одежды, головных уборов, украшений в сказках А. С. Пушкина. Продуктом данной работы могли стать рисунки героев сказок поэта в одеяниях, сшитые наряды по подобию пушкинских одежд, презентации, где отражена сущность темы.
Третья группа поставила перед собой цель: познакомиться с традициями, обрядами, праздниками во времена А. С. Пушкина и рассказать, что они обозначали. Данная информация черпалась так же из сказок и исторической литературы. Продуктом стали презентации, рассказы.
Четвертая группа знакомилась с постройками и зданиями, в которых жили люди во времена Пушкина. Продуктом из деятельности так же могли стать рисунки, презентации, макеты построек.
После сбора всей информации организовалось собрание по данному проекту. Каждая группа представляла свои продукты. Мы увидели в каких домах жили люди во времена Пушкина, что надевали царицы, царевичи и простые крестьяне, какие праздники отмечали в те времена, и какие сохранились до наших дней, расшифровали старинные слова и словосочетания. Все группы внимательно слушали выступающих, усваивали новую информацию, еще не знакомую. По итогам выступлений мы провели устный опрос, касающийся тем всех групп, где стало ясно, что сказки А. С. Пушкина школьники усвоили с интересом и охотой.
Заключительным этапом практической части нашего исследования стал контрольный эксперимент, где мы провели те же самые методики, которые проводили в констатирующем эксперименте. После сравнения этих двух экспериментов мы увидели явные отличия. В ходе контрольного эксперимента выяснилось, что практически у всего класса повысился интерес к учебной деятельности, ведущим мотивом стал мотив получения новых знаний, уровень мотивации к учебной деятельности повысился.
Таким образом, в завершении нашего исследования мы можем с уверенность сказать, что проектная деятельность значительно способствует развитию познавательной мотивации младших школьников.
Использованная литература:
Иванова Н.В. Личностно-развивающий потенциал проектной деятельности для младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2013. №6. – С.843.
Иванова Н.В. Формирование учебной мотивации младших школьников средствами проектной деятельности // Психология обучения. 2012. №10. – С. 52 - 60.
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
Парфенова, В. А. Методы формирования и развития познавательной активности и самостоятельности школьников.
Реализация проектной деятельности в начальной школе: Учебно – методическое пособие /[Н. В. Иванова, О. М. Балакирева и др.]; Под ред. Н. В. Ивановой. М.: Изд – во СГУ, 2013. 139 с.