Развитие познавательной активности у детей младшего школьного возраста.
Развитие познавательной активности у детей младшего школьного возраста.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Сегодня мы, педагоги, должны строить педагогический процесс так, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитии школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности у детей младшего школьного возраста.»
Экспериментирование у детей младшего школьного возраста.
(из опыта работы)
В этом мудрость, в этом счастье – увлекаясь, увлекать.
Зажигать и в то же время самому светло сверкать.
Увлекая, увлекаться – мудрость сердца моего,
Этим я могу достигнуть слишком многого – всего.
К. Бальмонт
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Сегодня мы, педагоги, должны строить педагогический процесс так, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитии школьников.
Одним из эффективных методов является организация познавательно – исследовательской деятельности школьников. Строго придерживаюсь задачи – не подавлять учеников грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «что», «почему», «где», «когда» и «как». Основными условиями для развития познавательной активности считаю: интересы и потребности детей, осмысление и осознание себя в окружающем мире, индивидуальность каждого ученика, средства и способы добывания знаний. Предметно – развивающая среда организована на принципах доступности, новизны и с учетом личностно – ориентированной модели взаимодействия. Созданный в нашем классе уголок экспериментирования способствует формированию у детей любознательности, познавательного интереса. Здесь им предоставляется свобода для проведения опытов, исследований. В нем собраны различные материалы для исследования, тематическая литература для детей, иллюстрации, блокноты, плакаты, папки для фиксирования результатов опытов. В классе оформляются тематические выставки: «Природа и фантазия», «Камни и минералы», «В царстве морском», «Растения нашего края», «Какие разные часы».
Вместе с детьми провожу опыты, вместе размышляем над вопросами и обдумываем полученные результаты. Такие совместные исследования развивают в учениках наблюдательность, умение мыслить и анализировать. Мои ученики после проведения опытов готовят выставки рисунков, коллажи, оформляют поделки из природного материала.
Применяемые мной разнообразные методы и приемы способствуют повышению интереса у детей к экспериментальной исследовательской деятельности:
- беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе)
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдения опытов, экспериментов;
- художественное слово;
- дидактические игры, развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
В процессе детского экспериментирования учу школьников видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, высказывать суждения, делать выводы и умозаключения, фиксировать этапы действий и результаты. Отношения с детьми строю на основе партнерства.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Я стараюсь не торопиться с ответом, предлагаю обратиться за помощью к книгам, где они найдут ответы на свои вопросы, а затем рассказать всем о своих открытиях.
Результатами своей деятельности дети любят делиться не только со сверстниками, но и со своими родителями. Поэтому у родителей появилась возможность стать активными участниками проведения экспериментов, исследований. Дома заинтересованные родители проводят более сложные опыты, работают над проектами. Они учатся вместе с детьми ставить проблемы, выдвигают гипотезы и самостоятельно решают их. С результатами и ходом своих исследований родители делятся со всеми, оформляя работы в виде коллажей, фотовыставок, помещая их на специальный стенд в классе. Совместная деятельность педагога, детей и родителей способствует развитию как познавательной активности, так и творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, развивает коммуникативные навыки.