Развитие орфографической зоркости младших школьников
Развитие орфографической зоркости младших школьников
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Умение обнаруживать орфограммы, именуемой орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие орфографической зоркости младших школьников»
Развитие орфографической зоркости младших школьников
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Умение обнаруживать орфограммы, именуемой орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Ребенок должен уметь быстро в процессе письма обнаружить орфографические трудности, осознать их и определить орфограмму. Эта способность должна специально воспитываться. Основными условиями является знание правила и приема применения. Очень важна последовательная работа с орфограммой: от простого к более сложному, а затем к обобщению и систематизации (4 класс)
Работу над формированием орфографической зоркости начинаю с первых дней ребёнка в школе.
Чтобы ребёнок мог правильно и грамотно писать, в 1 классе его надо научить слышать звуки. Считаю, что задачи уроков обучения грамоте и письму в 1 классе – это развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами.
К нам приходят дети с нарушением или несформированностью фонематического слуха и восприятия. К сожалению, с каждым годом всё больше и больше. Но все мы знаем, что:
- несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения;
- такие дети часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно;
- для них также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов);
- несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений.
Всё это может привести к нарушению коммуникативной и учебной деятельности ребёнка, к отсутствию орфографической зоркости в частности.
Поэтому проблему формирования фонематического слуха у детей считаю фундаментальной в начальной школе. Тем ценнее для нас помощь логопедов.
Что же я стала делать:
Каждый урок обучения грамоте включал в себя обязательную артикуляционную работу над звуками. Я акцентировала внимание детей на правильном произнесении изучаемых звуках, анализируя способы образования того или иного звука, отличия или схожесть в произношении звуков. Работа на уроках письма продолжала работу начатую на уроках обучения грамоте.
Пока мы не учили буквы, а только звуки, знакомились со схемами слов, я для детей придумала игру про Буквоеда.
Он приходил к нам на урок и приносил схемки, он мог подарить звёздочки только тем детям, которые правильно называли слог, 1-й и 2-й звуки.
Сначала я им говорила слоги. Когда мы познакомились с гласными и согласными звуками, твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими, то и задание усложнилось, дети должны были назвать не только звуки, но и их охарактеризовать.
Например: слог ля, 1 звук [л'] – согласный звонкий мягкий, 2 - [а] - гласный, а вместе ля.
Когда все без исключения дети научились подбирать правильно слоги к схемкам и характеризовать звуки в словах, я задание усложнила.
Например: слово мама, 1 звук [м] – согласный звонкий твёрдый, 2 - [а] - гласный, 3 звук [м] – согласный звонкий твёрдый, 4 - [а] - гласный, а вместе мама.
Особое внимание нужно обратить на работу по составлению схем слова.
На 1 этапе работу эту веду фронтально.
У всех детей на парте есть фишки, обозначающие гласные и согласные звуки. На доске такие же фишки.
Разбираем слово жук.
Вместе: Вызываю первый звук жжжжжук. Какой 1 звук?
Ребёнок отвечает: 1 звук [ж]- согласный, звонкий, твёрдый и идёт ставит фишку на доске. Такая же работа идёт над всеми звуками слова.
На 2 этапе у доски ученик, но вызываем звуки все вместе, а ребёнок называет звук и составляет схему.
На 3 этапе вызываем звуки вместе, но каждый самостоятельно составляет схему, на обратной стороне доски ученик также составляет схему, а потом проверяем.
На 4 этапе каждый из детей самостоятельно вызывает звуки и составляет схему.
Здесь важна система, если она отработана, то к концу изучения грамоты все дети умеют составлять схемы слов.
И каждый раз Буквоеда дарил детям звёздочки за правильные ответы. Они их складывали, потом подсчитывали у кого больше.
Что это мне дало?
Дети слышат звуки, значит, они правильно пишут те слова, которые не отличаются по письму и произношению, не пропуская и не заменяя другими буквами. А такая ошибка у детей встречается часто.
Когда дети начинают читать слоги, то им уже легче соединять два звука в слог.
Дети легко самостоятельно печатают слова, данные учителем.
Когда знакомятся с фонетическим разбором, усваивают его без труда.
Конечно же , грамотного письма не будет у ребёнка, если он плохо читает.
Обучая детей в 1 классе, я пришла к такому выводу: чтобы развить у детей фонематический слух, а от этого зависит грамотность ученика надо:
ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе;
постоянно показывать образец анализа звучащего слова (аксиома – что в опыте ребёнка нет, надо дать этому образец);
использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ын; сы-ы-ы-ы-н;
на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получиться?) коса-оса;
при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может работать в паре со своими модельками;
подбор слов к звуковым моделям;
использовать задания - ловушки (сколько звуков в слове “ два”?; какое слово длиннее: час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове “вата” мягкие?
Игровые приёмы: “Найди одинаковый звук”, “Определи место звука в слове”, “ Найди предметы с заданным звуком”, “ Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест сразу по слуху;
''Найди опасное место''.
Когда изучили Азбуку, начинается работа над орфограммами (ча,ща,чу,щу, жи,ши и т.д.) Выучив каждое правило, договариваемся выделять его зелёной пастой везде, где бы мы не писали это слово.
Сразу же начала вводить на уроках русского языка орфографические минутки. Под диктовку, игровые. Продолжаю эту работу и во 2, 3, 4 классах.
Какие орфографические минутки бывают:
«Буквы спорят»(показываю карточку примерно такую – сне(ж-ш)ки, шу(б-п)ка, слё(з-с)ки; заб(о-а)лел, прил(е-и)тел и т.д.), а ученики показывают на веерах нужную букву;
«Вставь пропущенную букву»(на ветк.., у дорог.., о друг.., к лошад..)
«Раздели на два столбика»(диктую слова, дети письменно делят их на группы; в это время можно двоим предложить записывать слова на доске самостоятельно, каждому только одну группу). Например, когда мы повторяем 1-е и 2-е спряжение глаголов, я диктую слова: наступает, гоните, носит, думаешь, плавает, водишь, выгоняет,
покормим, засветит, одеваешь. Все ребята пишут в тетрадях по столбикам, а двое у доски, каждый – «своё» спряжение. Такую работу можно проводить с разными орфограммами.
«Напиши под диктовку».Например, в 4 классе: слева, налево, справа, направо, влево, вправо (правописание наречий).
«Выпиши слова, где есть только корень и суффикс» (и т.п.).
А также игровые орфографические минутки:
Русский футбол – на мячах слова с пропущенной орфограммой. Забейте гол в ворота соперника (ученик читает слово, называет орфограмму, проверяет её и забивает гол)
Наряди ёлку – на доске слова с пропущенной буквой. Вместо буквы ёлочная игрушка. Слова записаны в 2 столбика и рядом 2 ёлки. Дети с 1 и 2 рядов цепочкой подбегают к слову, убирают игрушку, вставляют пропущенную букву, а игрушку вешают на ёлку.
Поймай рыбку – читают на рыбке слово с пропущенной орфограммой, называют её, проверяют, говорят правило и забирают на урок рыбку. Также проходят игры Подарю цветок, Собери грибы в корзинку.
Определи маршрут корабля – выходят к доске 2 капитана. На доске 2 корабля и слова с пропущенными орфограммами и сами буквы. Капитаны направляют свои корабли к тем буквам, которые пропущены.
Десантники – выходят к доске столько детей, сколько десантников на доске.
Читают слово, находят пропущенную орфограмму и стрелочкой показывают место приземления десантников.
Для орфографических минуток я использую детские стихи, считалки, загадки, поговорки, отрывки из сказок, из изучаемых на уроке литературы произведений.
Хочется отметить, что сама я очень люблю «Орфографические минутки», и дети тоже оживают на них, для детей это не утомительный процесс, а увлекательная игра. Эта работа оживляет урок, не даёт превратить его в скучный и монотонный.
Очень часто даю задание: в тексте найти слова с данной орфограммой или все изученные орфограммы. Цепочкой их назвать. Такая работа развивает орфографическую зоркость детей, настраивает на то, чтобы прежде чем писать слово, его надо проверить.
Систематически проводимая работа по формированию орфографической зоркости на основе графического и цифрового обозначения дает положительные результаты: дети определяют место в слове, где возникла орфографическая задача.
Начиная со 2 класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого ставлю на полях палочку (у более слабых учеников – номер орфограммы). Ученик, получив работу, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы). Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с ''Памяткой'' (в списке орфограмм с номерами дается способ ее объяснения и проверки). После того, как выполнена работа над ошибками, выставляется отметка. Каждый раз, работая с ''Памяткой'', ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему запоминанию орфограмм и повышению орфографической грамотности.
Какие ещё виды работы я использую для формирования орфографической зоркости?
Письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически, диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем.
Письмо с комментарием, которое помогает детям избежать возможных ошибок и содействует наиболее прочному усвоению материала. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы.
Повторение изученной орфограммы. Дети сами формулируют и задают вопросы по данной орфограмме одноклассникам (в парах, цепочкой). В результате такой работы, учащиеся повторяют теоретический материал и закрепляют практические навыки и умения.
Рецензирование домашней работы в паре. Для успешного выполнения домашней работы я предложила памятку "Как выполнить домашнее задание по русскому языку"(слайд 12)
"Как выполнить домашнее задание по русскому языку"
Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
Выучи или повтори заданное правило. Подбери свои примеры на это правило.
Прочитай задания упражнения.
Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.
Выполни упражнение письменно.
Проверь всю работу
Для родителей провела инструкцию по организации домашнего задания и контролю за его выполнением.(слайд13) Предлагаю краткую памятку для родителей:
Выполняя задание по русскому языку, обращайте внимание на выполнение упражнения полностью (ведь заданий может быть несколько).
Если ребенок затрудняется, вместе выполните вслух все задания, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении упражнения ребенок еще раз все вспоминает.
Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной.
Не сердитесь на своего ребенка, если есть оплошности в выполнении упражнения, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово "ошибка". Не высмеивайте ошибки своих детей.
Успех всей работы по развитию орфографической грамотности зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:
четкое планирование всей работы;
систематический и разносторонний характер работы по орфографии;
разнообразные тренировочные упражнения;
постоянный контроль над усвоением пройденных орфограмм