kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие орфографической грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Развитие орфографической зоркости одна из основных проблем формирования навыков грамотного письма. Эта проблема формирования навыков грамотного письма волнует всех учителей. И, чтобы добиться результатов, необходима постоянная работа в определенной системе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие орфографической грамотности»

Методические приемы формирования навыков

грамотного письма

выполнила учитель начальных классов Абдуллина А.Г. г. Туймазы, республика Башкортостан

В обучении и общем развитии младших школьников предмету «Русский язык» принадлежит очень важная роль. Первые шаги на пути познания русского языка самые сложные. Еще Я.А. Каменский призывал: «… всеми возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию и учению».

Развитие орфографической зоркости одна из основных проблем формирования навыков грамотного письма. Эта проблема формирования навыков грамотного письма волнует всех учителей. И, чтобы добиться результатов, необходима постоянная работа в определенной системе.

С чего же следует начать? Прежде всего, научить слышать звуки, определять их количество в слогах, затем словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные.

Часто бывает так, что ученик знает правило, а все же допускает ошибки при письме. Второй этап – выработка орфографической зоркости. Значит, задача учителя – научить видеть и узнавать орфограммы. И третье, что необходимо для достижения грамотного письма – это научить детей самоконтролю, то есть, ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.

Умение обнаруживать орфограмму развивается у учащихся в результате целенаправленных упражнений. Работу по формированию у детей умения видеть орфограммы я начала со знакомства основных признаков «трудных мест».

Знакомство начиналось еще в период обучения грамоте.

Основные признаки «трудных мест» для гласных: любая гласная без ударения; для согласных: парные звонкие и глухие согласные;

а) оглушение на конце слова, кроме р, л, м, н;

б) оглушение в середине слова перед другой согласной, кроме р, л, м, н (луг, ложбинка, деревца, дубки);

в) непроизносимые согласные.

Ребенок в звучащем слове не слышит непроизносимую согласную, а значит, и не определит трудное место. Чаще встречаются слова с сочетаниями сн – зн. Эти сочетания и будут тем «трудным местом».

чес…ный - … мес…ный -

чудес…ный - … опас…ный -

Подбор проверочных слов поможет ребенку в написании непроизносимой согласной т или д. Непроизносимые согласные в и л встречаются редко.

Чу…ство, здра…ствуй сол..це.

Какие же задания помогают развивать орфографическую зоркость? Вот эти упражнения:

  1. Определите на слух: а) какие гласные (согласные) ты слышишь; б) определи безударную гласную (звонкую или глухую согласную, непроизносимую согласную).

  2. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записано предложение. Ученики «зажигают огоньки» под изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложение в тетрадь.

  3. Необходимо с первого класса вести такую работу, как письмо с проговариванием. Учитель диктует предложение, произнося каждое слово орфографически. В первом классе он диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем , во втором и третьем классах по слогам, четко проговаривая каждое слово, так как артикуляция является составной частью в процессе письма.

  4. Расставь знак ударения в словах, подчеркни или выдели зеленой пастой безударные гласные.

  5. Определи место оглушения.

  6. Определи слова с сочетаниями (чк – чн, сн – зн, жи – ши и т.д.)

  7. Подбери к данным словам проверочные слова (к.са - …, н. ра - …, ду. ки - … и т.д.).

  8. Среди данных слов найди проверяемые и проверочные слова (поле, полянка полевой).

  9. Письмо слов и предложений с пропусками:

а) р.ка, тр.ва, тра.ка.

б) Тр.щат на м.розе ств.лы б.рез.

10. Найди в предложении или тексте только безударные гласные (непроизносимые согласные и т.д.).

11. Найди все изученные орфограммы в тексте или предложении.

Мороз одарил деревья в лесу пушистым инеем.

12. Определи орфограмму и объясни правильность ответа.

Как п.шли наши п.дру.ки в лес по яг.ды гулять.

13. Мини-диктанты с пропусками или выделением орфограмм зеленой пастой.

Ж.т.ли ч.сто .ст.вляли на б.р.гу св.и ло.ки.

14. Найди ошибки в предложении ( в тексте).

15. Проверка работ у своих товарищей.

16. Распределительные диктанты по изученным орфограммам.

Если в письменных работах встречаются неизвестные орфограммы или орфограммы, вызывающие сомнение, ученики делают пропуски, а затем обращаются к словарю.

Все эти методические приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль и дают хорошие результаты, если ведутся целенаправленно и систематически.


Литература:

  1. Назарова Л.К. О проговаривании и комментировании в обучении правописанию. Начальная школа 2009, № 4.

  2. Чистякова Л.Н. Приемы работы по предупреждению орфографических ошибок. Начальная школа 2008, № 2.

  3. Бондаренко С.М. Беседы о грамотности. М. «Знание», 2001.

  4. Бондаренко С.М. Урок – творчество учителя. М. «Знание», 2001.

  5. Пономарева Л.Г. Развивающие упражнения по русскому языку. Начальная школа 2008, № 5.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие орфографической грамотности

Автор: Абдуллина Альфия Галимяновна

Дата: 06.03.2017

Номер свидетельства: 398067

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Методическое пособие «Методические рекомендации.  Роль диктантов в развитии орфографической грамотности учащихся. Виды диктантов» "
    ["seo_title"] => string(145) "mietodichieskoie-posobiie-mietodichieskiie-riekomiendatsii-rol-diktantov-v-razvitii-orfoghrafichieskoi-ghramotnosti-uchashchikhsia-vidy-diktantov"
    ["file_id"] => string(6) "131158"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416083056"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Методическая разработка на тему: "Развитие орфографической грамотности у обучающихся 5 класса""
    ["seo_title"] => string(108) "mietodichieskaia_razrabotka_na_tiemu_razvitiie_orfoghrafichieskoi_ghramotnosti_u_obuchaiushchikhsia_5_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "345538"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474690364"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Сборник разноуровневых заданий для уроков русского языка в 3 классе как средство развития орфографической грамотности обучающихся"
    ["seo_title"] => string(80) "sbornik_raznourovnevykh_zadanii_dlia_urokov_russkogo_iazyka_v_3_klasse_kak_sreds"
    ["file_id"] => string(6) "474264"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1529941679"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Развитие орфографической грамотности учащихся начальных классов на уроках русского языка"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitiie_orfoghrafichieskoi_ghramotnosti_uchashchikhsia_nachal_nykh_klassov_na_"
    ["file_id"] => string(6) "387433"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486136080"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "«Формы работы по развитию орфографической грамотности у младших школьников»"
    ["seo_title"] => string(80) "formy_raboty_po_razvitiiu_orfoghrafichieskoi_ghramotnosti_u_mladshikh_shkol_niko"
    ["file_id"] => string(6) "421727"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1497426968"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства