Развитие орфографической зоркости одна из основных проблем формирования навыков грамотного письма. Эта проблема формирования навыков грамотного письма волнует всех учителей. И, чтобы добиться результатов, необходима постоянная работа в определенной системе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие орфографической грамотности»
Методические приемы формирования навыков
грамотного письма
выполнила учитель начальных классов Абдуллина А.Г. г. Туймазы, республика Башкортостан
В обучении и общем развитии младших школьников предмету «Русский язык» принадлежит очень важная роль. Первые шаги на пути познания русского языка самые сложные. Еще Я.А. Каменский призывал: «… всеми возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию и учению».
Развитие орфографической зоркости одна из основных проблем формирования навыков грамотного письма. Эта проблема формирования навыков грамотного письма волнует всех учителей. И, чтобы добиться результатов, необходима постоянная работа в определенной системе.
С чего же следует начать? Прежде всего, научить слышать звуки, определять их количество в слогах, затем словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные.
Часто бывает так, что ученик знает правило, а все же допускает ошибки при письме. Второй этап – выработка орфографической зоркости. Значит, задача учителя – научить видеть и узнавать орфограммы. И третье, что необходимо для достижения грамотного письма – это научить детей самоконтролю, то есть, ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.
Умение обнаруживать орфограмму развивается у учащихся в результате целенаправленных упражнений. Работу по формированию у детей умения видеть орфограммы я начала со знакомства основных признаков «трудных мест».
Знакомство начиналось еще в период обучения грамоте.
Основные признаки «трудных мест» для гласных: любая гласная без ударения; для согласных: парные звонкие и глухие согласные;
а) оглушение на конце слова, кроме р, л, м, н;
б) оглушение в середине слова перед другой согласной, кроме р, л, м, н (луг, ложбинка, деревца, дубки);
в) непроизносимые согласные.
Ребенок в звучащем слове не слышит непроизносимую согласную, а значит, и не определит трудное место. Чаще встречаются слова с сочетаниями сн – зн. Эти сочетания и будут тем «трудным местом».
чес…ный - … мес…ный -
чудес…ный - … опас…ный -
Подбор проверочных слов поможет ребенку в написании непроизносимой согласной т или д. Непроизносимые согласные в и л встречаются редко.
Чу…ство, здра…ствуй сол..це.
Какие же задания помогают развивать орфографическую зоркость? Вот эти упражнения:
Определите на слух: а) какие гласные (согласные) ты слышишь; б) определи безударную гласную (звонкую или глухую согласную, непроизносимую согласную).
Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записано предложение. Ученики «зажигают огоньки» под изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложение в тетрадь.
Необходимо с первого класса вести такую работу, как письмо с проговариванием. Учитель диктует предложение, произнося каждое слово орфографически. В первом классе он диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем , во втором и третьем классах по слогам, четко проговаривая каждое слово, так как артикуляция является составной частью в процессе письма.
Расставь знак ударения в словах, подчеркни или выдели зеленой пастой безударные гласные.
Определи место оглушения.
Определи слова с сочетаниями (чк – чн, сн – зн, жи – ши и т.д.)
Подбери к данным словам проверочные слова (к.са - …, н. ра - …, ду. ки - … и т.д.).
Среди данных слов найди проверяемые и проверочные слова (поле, полянка полевой).
Письмо слов и предложений с пропусками:
а) р.ка, тр.ва, тра.ка.
б) Тр.щат на м.розе ств.лы б.рез.
10. Найди в предложении или тексте только безударные гласные (непроизносимые согласные и т.д.).
11. Найди все изученные орфограммы в тексте или предложении.
Мороз одарил деревья в лесу пушистым инеем.
12. Определи орфограмму и объясни правильность ответа.
Как п.шли наши п.дру.ки в лес по яг.ды гулять.
13. Мини-диктанты с пропусками или выделением орфограмм зеленой пастой.
Ж.т.ли ч.сто .ст.вляли на б.р.гу св.и ло.ки.
14. Найди ошибки в предложении ( в тексте).
15. Проверка работ у своих товарищей.
16. Распределительные диктанты по изученным орфограммам.
Если в письменных работах встречаются неизвестные орфограммы или орфограммы, вызывающие сомнение, ученики делают пропуски, а затем обращаются к словарю.
Все эти методические приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль и дают хорошие результаты, если ведутся целенаправленно и систематически.
Литература:
Назарова Л.К. О проговаривании и комментировании в обучении правописанию. Начальная школа 2009, № 4.
Чистякова Л.Н. Приемы работы по предупреждению орфографических ошибок. Начальная школа 2008, № 2.
Бондаренко С.М. Беседы о грамотности. М. «Знание», 2001.
Бондаренко С.М. Урок – творчество учителя. М. «Знание», 2001.
Пономарева Л.Г. Развивающие упражнения по русскому языку. Начальная школа 2008, № 5.