Развитие одаренной личности через внеурочную деятельность
Развитие одаренной личности через внеурочную деятельность
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я».
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие одаренной личности через внеурочную деятельность»
Развитие одаренной личности через внеурочную деятельность
Педагогической науке понятие Личность определяется как
1.структурный феномен, состоящий из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих подструктур, наиболее существенными из которых являются направленность личности, ее убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления;
2. человек (ребенок), имеющий свою жизненную историю, интегрированный в определенную культурную среду, обладающий свойствами субъектности и индивидуальной самобытности, самореализующийся в свободно избираемых видах жизнедеятельности, находящийся в процессе саморазвития, поиска смыслов и собственной индивидуальности;
3. способность человека « быть личностью», то есть проявлять свое отношение к миру и себе.
Личностью можно назвать человека, который достиг такого уровня социального развития, который позволяет ей находить и выбирать среди ценностей культуры личностные смыслы, сознательно, самостоятельно и ответственно действовать согласно выбранным смыслам.
Происходящие в настоящее время изменения в обществе требуют развития новых способов педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативности, умения самостоятельно работать с различными видами информации, формирования обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я».
Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.
Модель внеурочной деятельности нашей школы основана на оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения – программе внеурочной деятельности для младших школьников, воспитательных программах классных руководителей.
Это стало возможным, т.к. в практике прошлых лет в школе сложились прочная система воспитательной деятельности, которая органично легла в новую схему и находит своё отражение во внеурочной деятельности.
Воспитание в школе - это не специальные разовые мероприятия. Как подчёркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), «подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников. Это приводит к снижению жизненного потенциала ребёнка, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям».
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Виды и направления внеурочной деятельности.
Спортивно-оздоровительное.
Художественно-эстетическое
Духовно-нравственное
Социальное
Общеинтеллектуальное
В последствие, проведя анкетирование среди родителей , мы предложили определить приоритет того или иного направления и получили результаты, которые показали, что мы не ошиблись в выборе этих направлений.
Внеурочная деятельность составляет 20% всей учебной деятельности, поэтому, выбирая программы, по направлениям мы учитывали:
-возрастные особенности учащихся,
-пожелания родителей;
-возможности, особенности нашего образовательного учреждения.
Ориентиры в организации внеурочной деятельности в классах начальной школы:
запросы родителей, законных представителей учащихся;
приоритетные направления деятельности школы;
интересы и склонности педагогов;
рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.
Согласно ФГОС в нашей школе внеурочная деятельность состоит из 5 направлений, представленных программами
Спортивно –оздоровительное направление
«Подвижные игры»
Подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых и полезных занятий детей данного возраста. Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряжённой умственной работы, способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках.
Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Формы проведения занятий:
Весёлые старты
Спортивные эстафеты
Фестиваль игр
Спортивные праздники
День здоровья
Художественно-эстетическое направление
«Сувенир» и «Волшебная кисточка»
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Программы способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей художественных материалов и народными традициями .
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Обще-интеллектуальное направление
Программа «Юный эрудит»
Практическая значимость программы состоит в развитии познавательных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся. Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску. Вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Принципы построения программы
системность: задания располагаются в определённом порядке;
принцип спирали: через каждые 7 занятий задания повторяются;
увеличение объёма материала;
наращивание темпа выполнения заданий;
принцип «от простого – к сложному»: задания постепенно усложняются;
смена разных видов деятельности.
Духовно-нравственное направление
«Я и моя семья»
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Актуальностьданной образовательной программы заключается в том, что изучение истории родного края вызывает большой интерес у детей, развивает активно-познавательную деятельность, готовит к исследовательской и научной деятельности.
В учебно-воспитательный процесс, включены нетрадиционные формы проведения занятий:
экскурсии по городам области и городам России
посещение выставок, музеев;
просмотр видеофильмов;
защита проектов;
исследовательская деятельность;
викторины;
игры;
конкурс сочинений, сказок.
Социальное направление
«Полезные привычки»
----------------------
Принципы построения программ:
-соответствие возрастным особенностям;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
-опора на традиции и положительный опыт;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.
Виды внеурочной деятельности:
- игровая;
- познавательная;
-проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная;
- художественное творчество;
- социальное творчество;
- трудовая деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
1 уровень
Школьник приобретает социальные знания.
2 уровень
Школьник получает опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
3 уровень
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни.