Развитие логического мышления на уроках математики по ФГОС НОО
Развитие логического мышления на уроках математики по ФГОС НОО
Начальное образование призвано заложить базовые основы общего умственного развития детей, которые создали бы условия для воспитания самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, именно этот возраст является продуктивным в развитии логического мышления: дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления на уроках математики по ФГОС НОО»
Развитие логического мышления на уроках математики по ФГОС НОО.
Начальное образование призвано заложить базовые основы общего умственного развития детей, которые создали бы условия для воспитания самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, именно этот возраст является продуктивным в развитии логического мышления: дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. Значительное место вопросу развития у младших школьников логического мышления уделял в своих работах известнейший отечественный педагог В. Сухомлинский. Он наблюдал за ходом мышления детей, и наблюдения подтвердили, " что прежде всего надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними.… Изучая мышление тугодумов, я все больше убеждался, что неумение осмыслить, например, задачу - следствие неумения абстрагироваться, отвлекаться от конкретного. Надо научить ребят мыслить абстрактными понятиями".
К логическим универсальным действиям относятся:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепочки рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Развитие логического мышления в 3-4-х классах.
Я работаю по программе « Начальная школа XXI века ».
В 3-4-х классах школьники должны научиться выстраивать иерархию суждений, вычислять более обширные и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. К этому этапу развития логического мышления можно отнести и формирование умений давать определение понятий и на основе умения находить более общее родовое понятие и видовые отличительные признаки .
В 4-ом классе необходимо уделить внимание развитию аналитической деятельности, которая, как показано выше, в 1-2-х классах заключается в анализе отдельного предмета, а к 3-4-му классу – в умении анализировать связи между предметами и явлениями (часть и целое, рядоположенность, противоположность, причина и следствие, наличие тех или иных функциональных отношений и др.).
К окончанию начальной школы у ребенка должны быть сформулированы такие операции логического мышления как обобщение, классификация, анализ и синтез. Учащийся должен научиться таким элементам анализа как выявление и других связей между понятиями: противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое и т.д. Предлагаемые задания и упражнения:
Составление определений;
2.Формирование умения выделять общий признак в словах, понятиях;
3.Упражнения на развитие логической операции отрицания;
4.Упражнение на правильное употребление кванторов общности и существования “и”, “или”, “некоторые”, “всякий”, “каждый”;
5.Задания на умения классифицировать
«Что общего?»:
1) Борщ, макароны, котлета, компот.
2) Свинья, корова, лошадь, коза.
3) Италия, Франция, Россия, Беларусь.
4) Стул, парта, шкаф, табурет.
6.Логические задачи;
Тройка лошадей пробежала 4 километра. Сколько километров пробежала каждая из лошадей? (по 4 километра).
На столе лежало 5 яблок, одно из которых разрезали пополам. Сколько яблок лежит на столе? (5.)
Назовите число, в котором три десятка. (30.)
Если Люба стоит позади Тамары, то Тамара …(стоит впереди Любы).
7.Загадки, ребусы.
8.Шарады .
Сначала будет двойка. А рядышком мужчина,
В отличие от многих высокого он чина;
Соединяя вместе, мы тут же получаем
То, что всю книгу на части разделяет. (Пара-граф).
Возьмем число, а рядом ставим ноту,
И букву «р» поставим на конец,Развитие логики
Получим человека, чью работу,
Мы видим каждый день, он молодец! (Столяр)
В нем так много буквы «л»
Будто съесть он их хотел,
Деревянный и простой,
В каждом доме есть такой.
Можно за него присесть
И кусочек вкусный съесть. (Стол)
9.Задачи на продолжения ряда .
5,8,11,14,17…
48,40,32,24…
26,27,28, 36,37,38…
2,4,8,16,32…
работа — труд-…
бежать — спешить-…
Советы по решению задач
Отлично помогают в развитии логики не только текстовые или математические, но и графические задания. Чтобы мышление развивалось максимально эффективно, необходимо:
делать небольшие упражнения несколько раз в неделю;Развитие логики
выбирать задачи из разных областей, чтобы мозг постоянно
перестраивался, а не действовал по привычке;
использовать устные и письменные варианты заданий;
стартовать следует с более простых заданий, чтобы не снижалась мотивация;
ребенку обязательно объяснять различные возможные принципы выполнения задания, чтобы в следующий раз он мог выбрать подходящие.
10. Одним из самых эффективных способов развить логическое мышление в начальной школе является решение нестандартных задач.
Задачи со спичками :
1.Нужно составить 2 одинаковых треугольника из 5 спичек.
2.Нужно сложить 2 одинаковых квадрата из 7 спичек.
3.Нужно составить 3 одинаковых треугольника из 7 спичек
Без логики невозможно представить хорошего специалиста и отличного ученика. Несколько минут в день, посвященные логическим задачам, вполне доступны каждому. Своеобразная зарядка для мозгов может быть даже основой для увеличения продолжительности жизни и психического здоровья.
Занятия по логике можно проводить в форме самостоятельной индивидуальной работы. Над нерешенными задачами предложить подумать дома, соблюдать при этом принцип добровольности, но мотивируя детей на достижение результата. Усвоение многих тем может быть более успешным, если использовать форму “командной” игры.