Развитие креативности школьников в процессе обучения
Развитие креативности школьников в процессе обучения
Проблемами развития творческой личности ребенка занимались такие выдающиеся исследователи как Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, К.Роджеро, П.Эдвардо. В настоящее время этой темой занимаются также Г.В.Ковалева, Н.Ф.Вишнякова, Л.Дорфман, Н.А.Терентьева и другие. По данной проблеме проведено много исследований в изучении общих способностей: интеллекта, обучаемости, креативности, но до сих пор нет четкого определения креативности как способности, недостаточно методик для ее диагностики, мало проводится исследований в области психологии творчества. В связи с этим и была определена тема исследования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие креативности школьников в процессе обучения»
МБУ ДО «ДШИ им. И.К. Архиповой»
Методическое сообщение
Тема: «Развитие креативности школьников в процессе обучения»
( представлено Пестряевой С.Б.)
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-экспериментальные подходы к исследованию проблемы развития креативности
Природа креативности
Креативность в развитии личности
Роль креативности в развитии познавательных процессов и творческих способностей
Выводы
Введение
«Способность» - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С.Л.Рубинштейн понимал под способностями «…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются».1
Обучаемость является способностью к приобретению знаний, а креативность – способностью к преобразованию знаний. С креативностью связано воображение, фантазия, порождение гипотез и пр.
Креативность – латинский термин, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего». На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. В российской языковой культуре креативность воспринимают гораздо шире, поскольку это совсем новое и еще непонятое большинством явление. До начала информационной эпохи мало кто знал о креативности и креативных технологиях. Обществу было достаточно понятия творчества – творчество стало высоко цениться еще в эпоху античности, культ творчества сохранялся в Средние века, Новое время. Творчество не потеряло собственной значимости и в ХХ веке. Креативность вне творчества невозможна.
В процессе любой творческой деятельности главную роль играет творческое воображение, креативность.
По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования креативности можно использовать для личностного ориентирования школьников в учебной деятельности.
Проблемами развития творческой личности ребенка занимались такие выдающиеся исследователи как Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, К.Роджеро, П.Эдвардо. В настоящее время этой темой занимаются также Г.В.Ковалева, Н.Ф.Вишнякова, Л.Дорфман, Н.А.Терентьева и другие. По данной проблеме проведено много исследований в изучении общих способностей: интеллекта, обучаемости, креативности, но до сих пор нет четкого определения креативности как способности, недостаточно методик для ее диагностики, мало проводится исследований в области психологии творчества. В связи с этим и была определена тема исследования.
Глава 1. Теоретико-экспериментальные подходы к исследованию проблемы развития креативности 1.1. Природа креативности
На сегодняшний день существует множество подходов к определению креативности. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворило бы всех исследователей.
Некоторые определения креативности были сформулированы в терминах продукта, результата деятельности; другие – в терминах процесса, личностных свойств или необходимых внешних условий. Одни авторы подчеркивают, что термин «креативный» применим только к редко встречающемся специальным видам способностей, в то время как другие считают, что этот термин подразумевает общую креативную способность, которой в определенной степени обладают все здоровые индивиды.
Креативность часто рассматривается как нечто противоположное конформности, обыденности предполагающее нестандартные подходы в отличие от общепринятых. К.Спирмен считал, что это – «сила человеческого ума, создающая новое содержание путем изменения и создания новых связей». Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления».2 Несмотря на разные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывается с изобретением чего-то нового (для личности или для общества).
В англо-американской психологии в середине 50-ых годов выделилось и приобрело большую популярность изучение особых интеллектуальных способностей, названных креативностью (от латинского creation – создание, сотворение).
Нет единого мнения и в отношении мотивационных характеристик креативности. Согласно одной точке зрения креативный индивид пытается наилучшим образом реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям, выполнить новые, непривычные для него виды деятельности, применить новые способы деятельности. Согласно другой точке зрения мотивация креативных детей основана на стремлении к риску, к проверке предела своих возможностей.
Исследование целого направления в психологии творчества, известного под названием креативность, проводили следующие ученые: М. Воллах, Д.Б.Богоявленская, Дж. Гилфорд, Б. Гизелин, С. Медник, В. Смит, П. Торренс, К. Тейлор, Х. Трик, Д. Халперн, Н.Т. Алексеев, С.М. Бернштейн, А.Н. Лук, А.Я. Пономарев, Н.Г. Фролов, Э.Г. Юдин, М.Г. Ярошевский и другие).
В последние годы креативность активно исследовалась такими психологами как Л.Н. Алексеева, А.Г. Виноградов, Н.В. Кипиани, В.Р. Пятрулис, И.Н. Семенов, Т.А. Ребеко и другими.
В нашей стране исследования по психологии творческих способностей проводятся в рамках программы «Одаренные дети».
Поводя итог вышесказанному, отметим, что особый тип интеллектуальных способностей, называемый креативностью, рассматривается как нечто противоположное конформности, обыденности, предполагающее нестандартные подходы в отличие от общепринятых. Признается связь креативности с творческими достижениями личности, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена. Нельзя пока с полной уверенностью отделить его от интеллекта в традиционном понимании.
1.2. Креативность в развитии личности
Исходя из положений о природе и формулировок креативности, необходимо отметить, что под этим понятием всегда идет речь о творческих способностях индивида.
Б.М.Теплов предложил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами: 1) способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.3
В последнее время распространение получила концепция Р.Стернберга. Он рассматривает интеллектуальную деятельность в трех аспектах. Первый из них - механизмы функционирования интеллекта (отражение решения, когнитивные стили, знания). Второй аспект - связи интеллекта с типами задач. Третий аспект - отношение интеллекта с внешним миром. Согласно Р.Дж. Стернбергу «интеллект участвует и при решении новых задач, и при автоматизации действий. По отношению к внешнему миру интеллектуальное поведение может выражаться в адаптации, отборе или преобразовании внешней среды. Если человек реализует третий тип отношения, то при этом он проявит творческое поведение».
Творческость (креативность) порождается всем нашим организмом, а не только интеллектом. Творчество есть часть всего нашего существа, нашего тела, разума, эмоции, духа.
Креативность предполагает, с точки зрения Стернберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих.4 Проявление креативности невозможно, если отсутствует творческая среда.
Человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, поэтому реализация индивидуальности – это и есть творческий процесс. Творчество подразумевает, что человек сам создает некую идею, а не заимствует ее у кого-то. Он сам наблюдает процесс рождения идеи в своем мозге. Творческий подход может проявиться где угодно: в решении проблемы, в новой идее, в удовлетворении функциональной потребности. Однако акт творчества может вовсе и не служить практическим целям, а восполнять эмоциональные или эстетические потребности. В чем бы не проявлялось творчество – в проектировании моста, создании нового рецепта, составлении автобиографии, - для создания нового произведения требуется прилежание и мастерство.
Таким образом, креативность зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Эту способность назвали креативностью и стали изучать независимо от интеллекта – как способность, отражающую свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Креативность связывают с творческими достижениями личности.
1.3. Роль креативности в развитии познавательных процессов и творческих способностей
Исходя из вышесказанного, можно определить основные направления в развитии творческих способностей, которые формируют креативность:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления.
Особое значение в творческом процессе приобретает образное представление ситуации, опирающееся на воображение и дающее начало интуитивным догадкам и гипотезам, не осознаваемым до определенного момента решениям. Используемые воображением ассоциации и аналогии приводят к порождению новых оригинальных комбинаций и сочетаний, ложащихся в основу открытий и изобретений.
Важнейшее значение воображения состоит в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.
Различие видов воображения производится по степени активности и осознанности человеком создания им новых образов. В зависимости от этого различают пассивное и активное воображение. Такое деление отчасти относительно, потому что каждый из этих видов содержит элементы другого.
Итак, пассивное воображение – это воображение, характеризующееся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь и не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности.
Пассивное воображение делится на преднамеренное и непреднамеренное.
Преднамеренное воображение создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь.
Непреднамеренное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.
Активное воображение характеризуется созданием новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. К активному воображению относятся мечты и фантазии.
Активное воображение, в свою очередь, подразделяется на воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение – это воображение, которое развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами. Воображение имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.
И, наконец, творческое воображение. Об этом виде можно говорить долго и очень много.
Прежде всего, хочется отметить, что творческое воображение – это воображение, которое предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются:
- новизна объективная, то есть, образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в опыте других людей;
- новизна субъективная, то есть, образы и идеи повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными.
Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека появляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, он учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с развитием воображения и мышления.
1.4. Развитие креативности в процессе обучения
Развитие креативности проходит как минимум две фазы:
- развитие «первичной» креативности как общей творческой способности. Сензитивный период этого этапа, по данным ряда авторов, наступает в 3-5 лет. В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности.
- подростковый и юношеский возраст (от 13 до 20 лет). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности.5
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.
При обучении детей искусству развивается такая способность, которая, имея эстетическую природу, является универсальной для жизни и деятельности людей. Это способность воображения, или фантазии. Способность воображения, с одной стороны, универсальна по отношению к любому виду человеческой деятельности, с другой – она наиболее полно и успешно развивается именно в искусстве. Последнее относится и к школьному обучению, где предметы художественного цикла (литература, музыка, изобразительное искусство) потенциально обладают значительно большими возможностями для развития творческого воображения детей, чем другие предметы.
Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец.
В связи с вышесказанным можно говорить о положительном влиянии дополнительного обучения на развитие креативности у детей.
В связи с вышесказанным можно говорить о положительном влиянии дополнительного обучения на развитие креативности у детей.
1 Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.-с.59.