Просмотр содержимого документа
««Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»»
«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»
* Цель: обосновать целесообразность групповых технологий для развития коммуникативных компетенций.
* Задачи: создание мотивации сотрудничества; формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других; обучение правилам эффективной организации совместной работы; развитие эмоциональной сферы личности.
Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. И хотя уровень развития реальной коммуникативной компетенции школьников различен, в целом он далёк от желаемого. Это и побуждает разработчиков Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования. В условиях перехода на новые стандарты, крайне необходимо формировать у детей ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности. Одной из важнейших ключевых компетентностей младших школьников считаю коммуникативную компетентность. В реальной жизни ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах, дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. Я считаю, что в современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему я учу своих учеников, формируя коммуникативные учебные действия.
* ^ Сущность коммуникативных учебных действий:
- социальная компетентность;
- умение строить взаимодействие;
- умение участвовать в коллективном обсуждении;
- умение интегрироваться;
- умение слушать и вступать в диалог;
- учёт позиции других.
Для развития коммуникативных учебных действий необходимо создавать условия для совместной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время, опираясь на следующие принципы:
* -обучение в деятельности;
-предоставление всей возможной самостоятельности в деятельности;
-обеспечение позитивного опыта деятельности;
-работа педагога в стиле сотрудничества;
-приоритетное внимание учителя к отношениям, которые складываются между детьми по ходу работы;
-привлекательность содержания деятельности.
Работа в данном направлении должна вестись систематически на уроках любой дисциплины, при изучении любой темы, где целесообразна совместная деятельность обучающихся в группах. Совместная деятельность эффективна тогда, когда учебный материал соединяет известное ученикам с неизвестным. Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом: обращению за помощью, обсуждению возникшей догадки.
* Выделяют несколько уровней групповой работы: -фронтальная работа в классе, направленная на достижение общей цели;
-работа в парах;
-групповая работа (на принципах дифференциации);
-межгрупповая работа (каждая группа имеет своё задание в общей цели);
-фронтально – коллективная деятельность при активном участии всех школьников.
При организации совместной деятельности существует ряд этапов, на каждом из которых, идёт формирование определённых коммуникативных учебных действий.
* 1 этап.
Целью первого этапа является формирование у детей мотивации взаимодействия и сотрудничества. Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе обучающихся. Здесь можно использовать следующие приёмы:
- в случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе помощника;
- для оценки своего ответа ученик сам назначает «учителя»;
- вводятся приёмы несловесного общения;
- игры, развивающие умение слушать собеседника.
Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. Дети готовятся к тому, что им предстоит вступать в спор. Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Они учатся общаться друг с другом, работать в парах.
На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения:
- готовность учащихся участвовать в урочном общении;
- отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ; -задавать вопросы, следя за темой;
- делать сообщения.
* 2 этап: парная работа.
Работу в парах я ввожу в первом классе. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. Учу внимательно прочитывать задания, ставить учебные цели, поэтапно выполнять и контролировать, давать оценку своим действиям. После того, как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинаем учиться работать в парах. Знакомимся с правилами общения: тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание, учим тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).
Условия выполнения парной работы: -наличие способа;
Ученик 1 чернилами своего цвета выполняет первую операцию. Он является исполнителем. Ученик 2 выступает в роли контролёра и оценщика: он может задавать вопросы, соглашаться, спорить. Эта деятельность позволяет учиться детям общаться между собой. Если наступает согласие, то переходим к следующей операции. Во 2 операции, тот кто был исполнителем становится контролёром, а тот кто был контролёром- исполнителем, и т. д., всё время меняются ролями.
После введения новой темы я ввожу парную работу - сильные ученики учат слабых.
В парной работе надо не делать за кого – то, а объяснять, говорить, показывать, как действовать.
* На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:
- простота и чёткость речевого высказывания;
- отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;
После того, как организовали работу в парах, переходим к организации работы в группе. Сначала учу детей выполнять единую групповую работу (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп), а затем - и дифференцированную групповую работу (у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели). Первые задания для групповой работы даём на хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом.
* На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:
а)знакомство с материалом, планирование работы в группе.
б)распределение заданий внутри группы.
в)индивидуальное выполнение задания.
г)обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
д)обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения,
обобщения)
е) подведение итогов группового задания.
3.Заключительная часть.
а)сообщение о результатах работы в группах.
б)анализ познавательной задачи, рефлексия.
в)общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
* Основные достоинства совместной деятельности в группах: возникновение различных мнений и необходимость обоснования доказательства своей точки зрения, объяснения того, что другим непонятно, возможность получать помощь в случае неудачи. * Большое значение для развития навыков общения младших школьников имеет внеурочная деятельность. Она расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создаёт ситуацию успеха для всех учеников, и сильных, и слабых. Виды, использованных мною внеклассных мероприятий различны: викторины, конкурсы, тематические классные часы, праздники. При подготовке этих мероприятий я стараюсь использовать метод творческих проектов: в 1 – 2 классах составляю сама или привлекаю родителей, в 3 – 4 классах обучающиеся учатся выполнять самостоятельно, а я только направляю. Творческие группы формируются в зависимости от вида деятельности: артистическая, танцевальная, вокальная, художники . * Успех проводимых мероприятий зависит от общих усилий детей, от их совместного творчества и дружной работы. На мой взгляд, подобные формы иногда более нацелены на формирование коммуникативной компетенции, чем традиционный урок.
* Какова же результативность?
Во – первых, неуклонно повышается успеваемость и качество знаний обучающихся.
Уровень успеваемости стабильный и составляет 100 %.
Во – вторых благодаря психологической диагностике было выявлено увеличение количества обучающихся с высоким уровнем коммуникативности. Увеличилось количество обучающихся с адекватной самооценкой.
В – третьих, сформированность показателей учебной деятельности: продуктивность, компетентность, успешность.
В условиях развития коммуникативных компетенций благодаря совместной деятельности каждый обучаемый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. У него повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей. Мои ученики – творческие, активные, они коммуникабельны, общительны, свободно высказывают свою точку зрения по различным вопросам, но при этом уважают мнение других, умеют вести диалог. Они готовы к непрерывному познанию и творчеству. Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?
^ Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность. ^ Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения. В – третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучия его будущей жизни.