kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие зрительной памяти на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школьной практике учителя сталкиваются с тем, что у учащихся недостаточно развиты некоторые психические процессы. Это, прежде всего, память и внимание. Учителя, работающие по традиционной системе обучения используют повторение изученного материала, как традиционный способ запоминания. Повторение является известным принципом работы памяти. Это способ, который дети совершенно естественно используют, когда начинают чему-нибудь учиться.

Повторение - это сильный фактор запоминания. Оно может позволить вам, вводя в действие механические рефлексы вашего мозга, запомнить вещи, к которым вы не проявляете никакого интереса и с которыми у вас нет никаких ассоциаций. Таким образом, вы можете — в силу повторений - запомнить поэму на языке, который вам совершенно неизвестен.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие зрительной памяти на уроках математики »

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.


В школьной практике учителя сталкиваются с тем, что у учащихся недостаточно развиты некоторые психические процессы. Это, прежде всего, память и внимание. Учителя, работающие по традиционной системе обучения используют повторение изученного материала, как традиционный способ запоминания. Повторение является известным принципом работы памяти. Это способ, который дети совершенно естественно используют, когда начинают чему-нибудь учиться.

Повторение - это сильный фактор запоминания. Оно может позволить вам, вводя в действие механические рефлексы вашего мозга, запомнить вещи, к которым вы не проявляете никакого интереса и с которыми у вас нет никаких ассоциаций. Таким образом, вы можете — в силу повторений - запомнить поэму на языке, который вам совершенно неизвестен.

Эта чисто механическая память намного лучше у детей, чем у взрослых. Она уменьшается с возрастом. И наоборот, способность делать различные ассоциации с годами возрастает. Следовательно, то, что теряется с одной стороны, широко восполняется с другой.

Независимо от этой механической памяти, повторение играет важную роль в фиксации воспоминаний - и это в любом возрасте. Повторите все, что вы только что узнали и сделайте это через какие-то промежутки времени. Не пытайтесь все запомнить за один раз. Наоборот, возвращайтесь к заданию многократно.

Когда вы выучите что-нибудь, проверьте по возможности, что вы узнали.

Чтобы удержать в памяти фамилию, адресу повторяйте их в уме много раз, одновременно пытайтесь найти ассоциации.

Томас Аквинский дал нам этот же совет в своей книге: "Необходимо часто обдумывать то, что мы желаем удержать в памяти".

Наши воспоминания постепенно стираются временем, если мы ничего не делаем для их сохранения. Способ сохранения простой - повторение.

Повторяйте то, что вы узнали, и память получит новую энергию.

Но для того, чтобы повторение не было слишком долгим, необходимо его готовить. Личные тетради, содержащие стихи, даты, цифры, мнемотехнические фразы, сводные таблицы и. т.д., помогут вам освежить в короткое время воспоминания, которые начали стираться.

Так же, помечая карандашом основные идеи произведения, вы можете повторить его за час - вместо полного перечитывания.

Закон Жоста.

Психолог Жост изучил скорость запоминания текста в зависимости от количества его прочтений. Он показал, например, что, если перечитывать текст 6 раз подряд, запоминается намного меньше, чем если прочитать его с промежутком в пять минут.

Пьерон и другие психологи пытались установить оптимальный промежуток между повторениями. Мы сами провели различные опыты, которые доказывают, что, в зависимости от того, что надо запомнить, идеальный промежуток между прочтениями колеблется от 10 минут до 16 часов. Перечитывание с промежутком менее 10 минут является бесполезным, а при промежутке более 16 часов часть текста уже бывает забыта.

Не надо понимать это в буквальном смысле слова. Это правило просто доказывает, что, если необходимо что-то выучить как можно скорее, повторите вечером то, что учили утром.

Предположим, что вы изучаете таблицу умножения: выучите урок вечером и повторите его на следующее утро, а следующим вечером - перед или после изучения нового урока. Если вы одновременно изучаете русский язык, математику, историю разделите вашу работу на достаточно короткие сеансы, например на получасовые, таким образом, чтобы они чередовались и повторялись достаточно часто.

В практическом плане закон Жеста можно выразить следующим образом: необходимо повторять достаточно часто, чтобы предыдущее чтение имело еще довольно глубокий след, но и достаточно редко, чтобы это повторение не представляло собой бесполезные усилия. Для текущей учебы психологи советуют повторять изученный материал через 5-6 часов. Затем, в зависимости от конкретного случая, через 3 недели и, наконец, через 5-6 месяцев.

Очень важно для вас точно определить оптимальный режим повторения. Посредством последовательных опытов вы определите, когда надо повторить выученный в 17 часов урок: около 22 часов или на следующее утро. Урок, выученный утром между 9 и 10 часами, можно повторить около 15-16 часов или около 18 часов, согласно вашим наблюдениям.

Ассоциативная память в школе используется гораздо реже, но её развитие помогает ребенку лучше представить задачу, разобраться в ней, запомнить, «увидеть» смысловые связи. Данные упражнения развивают слуховую и зрительную память. Эти упражнения не требуют специальной подготовки, их можно проводить на любом учебном материале.


1 УПРАЖНЕНИЕ.


Для этого упражнения понадобятся палочки или их изображение (не более 10 штук) на листе бумаги в произвольном порядке.

- Сейчас я покажу счетные палочки. Вам дается очень мало времени, чтобы посмотреть на них.

Через 1-2 секунды я их накрою листом бумаги. Вы должны сказать, сколько палочек на столе (доске).

- Сколько палочек? Кому было легко?

-Давайте сделаем это упражнение вместе. Представьте, что вы фотографы. Когда я показываю вам палочки, вы постарайтесь их как бы сфотографировать. Бросьте на них взгляд и закройте глаза. Теперь представьте снимок перед глазами. На этом снимке – палочки. Теперь посчитайте их.

- Не огорчайтесь, если у вас не получается. Не торопитесь. Вам может помешать слишком быстрое желание увидеть ответ. Немного терпения – и вас все получится.


2 УПРАЖНЕНИЕ.


Для этого упражнения понадобятся вырезанные из бумаги цифры. Я располагаю их в произвольном порядке на доске (боком, лежа, вверх ногами, друг на друга).

- Посмотрите на доску, запомните цифры и их расположение на доске ( показ длится 1 – 2 секунды). Зарисуйте положение цифр.

- Давайте вспомним, как надо запоминать: « Я смотрю на фигуры, закрываю глаза, через некоторое время появляется картинка с фигурами. Она стоит перед глазами до тех пор, пока я не нарисую их в тетради»

3 УПРАЖНЕНИЕ.

Показываю ученикам магический квадрат на 9 чисел.

- Посмотрите на магический квадрат. Какое число спрятано в этом квадрате?

- Настройте свой «фотоаппарат» и сфотографируйте его.

- Зарисуйте квадрат в тетради.


4 УПРАЖНЕНИЕ.


- Послушайте задачу.

На ветке сидели 3 голубя. Прилетело еще 5 голубей. Сколько голубей стало?

-Закройте глаза. Представьте, что картинки оживают, и вы видите фильм на экране. Он может быть грустным или смешным.

- Нарисуйте или напишите, что вы увидели.

- Если не получается, ты не можешь сразу увидеть фильм, не торопись. Иногда надо подождать некоторое время, чтобы образ появился.


5 УПРАЖНЕНИЕ.


Вы уже знаете, что задачи могут «оживать» в вашем воображении, превращаться в цветные и объемные картинки или даже в целые фильмы. Некоторые картинки при этом могут оживать настолько, что вы даже услышите их звучание.

Давайте попробуем представить и услышать задачу. Закройте глаза и представьте все о чем я сейчас буду говорить.

Школьники играли в футбол. Команда 4 «А» класса забила 4 гола, а команда 4 «Б» класса в 2 раза больше. Сколько голов забила команда 4 «Б» класса?

Что вы увидели? Какие звуки вы услышали? У кого получился фильм? У кого не получается не огорчайтесь, послушайте задачу еще раз.

- Кто видит как наяву то, о чем я читала?

- Кто видит как на экране?

- Кто видит смутно, как в тумане?

- Помог ли вам способ «оживления» запомнить задачу? Решите её.


6 УПРАЖНЕНИЕ.


При решении следующей задачи постарайтесь не только представить ее, но и почувствовать запах. Прочитайте задачу.

Мама испекла 30 пирожков. 10 из них – с яблоками, 6 - с мясом, а остальные с рисом. Сколько пирожков с рисом испекла мама?

А сейчас расскажите, что вы видели и чувствовали?

- Кто не почувствовал запах?

- Кто чувствовал его не отчетливо?

- Кто хорошо чувствовал запах?

Помог ли вам запах запомнить задачу? Решите её.


7 УПРАЖНЕНИЕ.


При решении этой задачи постарайся не только увидеть то, о чем говорится в задаче, но почувствовать все руками. Чтение любой задачи из учебника. Обсуждение того, что почувствовали руками дети.


8 УПРАЖНЕНИЕ.

При решении следующей задачи постарайтесь не только представить фильм, но и «войти» в него, при этом почувствовать движение. Давайте попробуем вместе. Прочитайте задачу.

В художественной галерее выставили 20 картин, из них 6 портретов, а остальные пейзажи. На сколько больше выставили пейзажей, чем портретов?

« Я смотрю на задачу и представляю картинную галерею. Я чувствую, как иду. Я рассматриваю портреты и пейзажи».

- Кто почувствовал движение отчетливо?

- Кто почувствовал все как наяву?

- Кто чувствовал движение неотчетливо, попытайтесь представить себя в галерее еще 1 раз.

Запомнили задачу? Что помогло вам?


9 УПРАЖНЕНИЕ.


Давайте посчитаем до 40 хором. Как только вы дойдете до числа, которое делится на 4, надо вместо названия числа сказать « Ай да мы! Будет…». Надо вместо числа назвать, сколько будет, если мы его разделим на 4. Например, повторим таблицу на 3. Считаю 1,2, Ай да мы! Будет 1. Почему я сказала 1? Продолжаю: 4,5, Ай да мы! Будет …помогите мне. Правильно -2. Задание вам понятно? А теперь повторим табличные случаи деления на 4.

4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Развитие зрительной памяти на уроках математики

Автор: Мушта Светлана Ивановна

Дата: 19.06.2014

Номер свидетельства: 107280

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "конспект урока математики на тему "Отрезок" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-otriezok"
    ["file_id"] => string(6) "208913"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430937121"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока математики ,презентация для урока. "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-matiematiki-priezientatsiia-dlia-uroka-4"
    ["file_id"] => string(6) "159867"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421952830"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики как условие успешности обучения "
    ["seo_title"] => string(128) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-matiematiki-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "192981"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427549272"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Интегрированный урок  по занимательной математике "Мировой океан" (тренировка зрительной памяти)"
    ["seo_title"] => string(100) "intieghrirovannyi-urok-po-zanimatiel-noi-matiematikie-mirovoi-okiean-trienirovka-zritiel-noi-pamiati"
    ["file_id"] => string(6) "286496"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454344519"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок математики в 7-м классе по теме "Вынесение общего множителя за скобки" "
    ["seo_title"] => string(88) "urok-matiematiki-v-7-m-klassie-po-tiemie-vyniesieniie-obshchiegho-mnozhitielia-za-skobki"
    ["file_id"] => string(6) "135620"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416939247"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства