РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ОРФОГРАММЫ.
РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ОРФОГРАММЫ.
Многие орфографические ошибки объясняются не столько знанием правил, сколько неумением практически разобраться в звуковом составе слова, в несоответствии звуков и букв, в неумении различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
Соотнесение звуков и букв – один из важнейших способ усвоения орфографии, овладение которым начинается в период обучения грамоте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ОРФОГРАММЫ. »
РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ОРФОГРАММЫ.
Часто можно наблюдать такую ситуацию: ученик знает, какая буква в тексте написана, знает правило, умеет подобрать проверочное слово, но в диктанте и в творческих работах в этих же словах допускает ошибки, пишет безграмотно. Даже если ученику разрешить спрашивать о написании того или иного слова, он не станет этого делать, потому что считает, что ему все ясно.
В вышеупомянутой ситуации («вставить букву») внимание ученика было направленно на решение орфографической задачи: выделить орфограмму. А этот самый главный шаг в решении этой задачи, и делать его ученик обязан научиться сам. Только тогда ученик сам обнаруживает расхождение между правописанием и произношением, ответит на вопрос написание каких букв надо проверять, в какой части слова они находятся, он сможет написать самостоятельно грамотно, без ошибок.
Многие орфографические ошибки объясняются не столько знанием правил, сколько неумением практически разобраться в звуковом составе слова, в несоответствии звуков и букв, в неумении различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
Соотнесение звуков и букв – один из важнейших способ усвоения орфографии, овладение которым начинается в период обучения грамоте.
- К-О-Т. С какого звука начинается? Какой буквой обозначим?
- К-О-Н-Ь. Сколько звуков в этом слове? Какие это звуки? Назови их по порядку?
- Сколько букв мы возьмем для написания этого слова? Какие буквы?
Упражнения аналитического и синтетического характера, выполнявшиеся в период обучения грамоте, нашли место и на уроках русского языка при подготовке к той или иной теме.
Систематическая работа по развитию фонематического слуха подготовила детей к усвоению понятия ударные и безударные гласные. Для решения орфографической задачи надо самостоятельно научиться определять, в каких случаях надо проверять себя, чтобы не ошибиться на письме. Ступеньки для развития самоконтроля на уроках русского языка:
Ударение. Этот навык должен быть взят на контроль сразу, как только дети, познакомились с понятием «ударение». При ежедневных упражнениях уже к концу обучения грамоте он может быть доведен до автоматизма.
Ударные и безударные гласные. Дети ежедневно находят в словах ударные и безударные гласные.
Воспитание внимания к звучащему слову. Учащиеся устанавливали в словах несоотнесение между написанием и произношением. При анализе идти не только от звука к букве, но и наоборот: искать буквы, обозначающие звуки, которые стоят под ударением.
Понятие корня.
Правило проверки безударных гласных в корне слова.
Приемы проверки безударных гласных в корне слова.
Упражнения проводить ежедневно. Дети на слух распознают гласные, обозначение которых на письме вызывало орфографические трудности. Всем нравится произносить и слушать себя, становится ясно, написание каких букв надо проверять. В процессе этой работы возникают другие трудности – подбор проверочных слов. Чтобы ученики не думали, что существует только одно проверочное слово их надо подбирать как можно больше, подходящих для данного случая.
Большое внимание нужно уделять приемам проверки. Если ученик знаком с различными способами проверки, то он легче подбирает проверочные слова. При подборе этих слов нужно обязательно называть, какой способ проверки он применил (например, выделил корень, изменил форму слова, подобрал родственное слово).
Аналогично проводить над орфограммой «парные звонкие и глухие согласные», в основе которой тоже лежит умение соотносить звук, букву.
Чтобы довести орфографические навыки детей до автоматизма, нужна постоянная тренировка в применении полученных знаний. Для формирования орфографического самоконтроля использовать разные упражнения. Одно из них – диктант «Проверяю себя». Это один из самых продуктивных видов работы, который приучает детей задумываться над грамотностью своего письма, помогает видеть орфографические трудности, вырабатывает навык самоконтроля. Отличие этого диктанта от других: пропуск букв, представляющих трудности для написания. Продиктовать слово, дети произносят орфоэпически и записывают, пропуская трудные орфограммы. Когда все записали, ответить на вопросы детей (желающие поднимают руку). Например:
- Какой буквой надо обозначить звук гласный в корне в слове «скворечник»?
- А ты сам как думаешь?
- Я думаю «о». И т.д.
Если ученик сам затрудняется подобрать проверочное слово, ему помогают товарищи. Так постепенно от слов перейти к предложению. В скобках записывать количество вопросов, которые возникли при написании. Например: «Мы все х..тим п..бывать на Луне» (2 вопроса). После записи предложения проводить работу, аналогичную вышеописанной.
В этом моменте очень важно не упрекать детей за незнание простейших правил, чтобы не отбить желание спрашивать. Такой вид работы использовать систематически.
Раз в месяц по такой методике можно проводить диктант ( текст обычного диктанта).
Чтобы спросить грамотно, надо иметь очень хорошую теоретическую подготовку и практические навыки. Этот вид диктанта ценен тем, что учит контролировать свое письмо, но и закрепляет на практике полученные знания.
Все виды диктантов желательно проводить без спешки. Если ученику не дать времени подумать, он махнет рукой и не станет прислушиваться к себе, не увидит орфографические трудности в слове.
Так же методично работать над умением употреблять заглавную букву. На начальном этапе можно использовать квадратики.
Пишущий всегда отправляется от слышимого слова. Очень важно развивать у детей фонематический слух, развивать навыки самоконтроля при письме, научить их видеть орфографические трудности, писать вдумываясь.
Здесь же прием «самоконтроль по собственной инициативе», прием «разноцветные поправки».