kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способность чётко и ясно излагать свои мысли требуется каждому человеку. Поэтому одна из важных задач школы – обогащение словаря учащихся и развитие речевых умений и навыков. В статье описываются направления работы по развитию речи младших школьников, методы и приёмы, приведены примеры заданий и упражнений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе »

Язык есть важнейшее орудие общения между людьми.

Умело и с наибольшей пользой применять любое орудие

может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучает,

кто знает, как оно устроено, из каких частей состоит,

как работает, какого обращения требует с собой.
Л.Успенский

Способность чётко и ясно излагать свои мысли требуется каждому человеку. Речь является средством коммуникации, основой всякой умственной деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Богатство словаря – признак высокого уровня развития человека. Поэтому одна из главных задач школы – обогащение словаря учащихся и развитие речевых умений и навыков.

Эти умения и навыки развиваются в процессе активной речевой деятельности, то есть через восприятие речи и говорение.

Свою работу по развитию речи учащихся я строю по следующим направлениям:

  • работа над звуковой стороной речи (сводится к формированию правильного произношения слов);

  • работа над лексическим значением слов и их правильным употреблением, а также наблюдение за отношениями между словами по характеру выражаемых значений, по фонетическому оформлению (многозначные слова, омонимы, омофоны, омоформы, антонимы, паронимы, синонимы и пр.);

  • развитие связной речи;

  • развитие культуры речи.

Все эти направления одинаково важны, взаимосвязаны, взаимообусловлены и могут прослеживаться на любых уроках, будь то математика, окружающий мир, русский язык, литература...

Часто свои уроки начинаю с речевой разминки (работы над звуковой стороной речи, правильным произношением слов). На уроках русского языка и чтения использую чистоговорки, скороговорки (проговариваем в разном темпе, с разной интонацией), хоровое чтение предложений и текстов. Очень эффективно задание «Говори правильно»: «Прочитайте слова, соблюдая ударение: столяр, позвонит, ворота, документ, квартал, нанял, наняла, облегчить, родились, баловать». Аналогичную работу можно организовать в рамках любого предмета. Например, на уроке математики можно предложить такие слова: километр, сложить, наименование, перпендикуляр, параллелепипед. Фалес, Декарт, Пифагор, Ньютон. Большое значение придаю работе над словарем учащихся, предполагающей

  • обогащение и уточнение словаря (усвоение учащимися новых слов и их значений, оттенков, эмоционально-экспрессивной окраски слов, сфер их употребления, многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов и т.д.);

  • активизацию словаря (использование новых слов в собственных высказываниях ученика, включение их в число постоянно используемых слов).

Особенность словарной работы состоит в том, что она прослеживается в процессе всей учебно-воспитательной деятельности. Школьники усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, музыки, изобразительного искусства, общественной жизнью, играми, спортом и т.д. По разным данным дети семи лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к окончанию обучения в начальной школе словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами, причём более половины новых слов младший школьник получает на уроках русского языка – чтения, грамматики.

При работе над лексическим значением новых слов использую следующие варианты их введения и закрепления. Новое слово произношу чётко, показываю его написание и раскрываю значение через показ предмета (его иллюстрации), признака или действия. Значения многих слов объясняю через анализ их морфологической структуры и словообразования. Некоторые слова становятся понятными детям, если ввести их в предложение. Для активизации слова даю примеры использования слов в речи и прошу детей составить предложения с новыми словами (выражениями). Для закрепления новых слов предлагаю творческие домашние задания: составить предложения, рассказ или сказку, кроссворд, используя новые слова, дополнить однокоренными, подобрать к ним синонимы и антонимы. Стараюсь воспитывать у детей привычку замечать в текстах неизвестные им слова и потребность выяснять их значение, обращаясь к учителям, родителям, используя словари.

Работу над лексическим значением слов организую на каждом уроке. Например, на уроках математики особое внимание уделяю работе над терминологией. Для объяснения значений математических терминов, их лучшего усвоения и понимания обращаюсь к этимологии слов, опираюсь на ассоциативное запоминание, подбираю сказки и стихи, в которых упоминаются математические термины и их происхождение. Мои ученики используют словарики для записи математических терминов. Ниже приведены некоторые задания, направленные на правильное применение и понимание терминов.

  • Найдите верные высказывания: произведение 8 и 3 равно 11; произведение 3 и 4 больше суммы 5 и 3.

  • Прочитайте выражения, используя термины: 325+17; 97 2 – 453; 432 : 3.


Наиболее слабым звеном в общей системе обучения языку является работа по развитию связной речи учащихся. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. При работе над предложением использую следующие приемы:

  • составление предложений с использованием заданных слов (по теме сочинения, рассказа);

  • составление предложений заданного типа по схемам-моделям;

  • распространение предложений, перестройка их структуры;

  • выражение одной и той же мысли в различных вариантах;

  • редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении.

Развитие связной речи происходит при рассматривании картин, других наглядных пособий, при чтении художественных текстов и их пересказе. Воспроизведение прочитанного является эффективным приёмом развития не только речи, но и мышления. При обучении пересказу особое внимание обращаю на последовательность изложения, выразительность, умение увлечь, заинтересовать слушателей. В работе над связной речью эффективны следующие упражнения:

  • развернутые ответы на вопросы;

  • анализ прочитанных текстов;

  • устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям;

  • записи по наблюдениям, ведение рабочих тетрадей по окружающему миру;

  • рассказывание художественных текстов, заученных на память;

  • импровизация сказок;

  • разыгрывание ситуаций, диалогов;

  • различные виды драматизации, словесное рисование;

  • письменное изложение образцовых текстов;

  • письменные сочинения разнообразных типов;

  • составление отзывов о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах;

  • деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и т.д.

  • различные виды пересказа (подробный, выборочный, краткий, с перестройкой текста, с творческим дополнением).

Одним из важнейших качеств связной речи является умение кратко формулировать и передавать свои мысли другим, кратко воспроизвести прочитанное, кратко рассказать об увиденном эпизоде. С целью развития этого умения предлагаю учащимся попытаться представить себе в наглядной, образной форме ситуацию, описанную в тексте. Смысл задания заключается в том, чтобы помочь детям сформулировать у себя чёткие наглядные представления, отражающие наиболее чёткие моменты содержания текста, а затем уже на их основе сформулировать соответствующие словесные обобщения.

Нужно помнить, что ребёнок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека. Для меня очень важно, чтобы все задания дети выполняли с интересом: только тогда обучение будет успешным, а усвоение знаний – прочным. Заинтересовать, организовать и направить учебную деятельность каждого ученика на поиск личностного смысла на уроке непросто, так как мыслить человек начинает только тогда, когда есть любопытство, удивление, когда он сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него большое значение. А чтобы они были для него значимы, они должны находиться в мире его детства. Поэтому тщательно отбираю материал для уроков, стараюсь использовать игровые упражнения, детские высказывания, забавные сюжеты сказок, мультфильмов. Использование занимательного материала и творческих заданий позволяет разнообразить уроки, делает их интереснее, способствует общему развитию ребёнка.

Большие возможности по развитию речи учащихся открываются при интеграции уроков. Интегрированное обучение способствует глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогает формированию навыков грамотной устной и письменной речи, способствует гармоничному развитию личности.

Использование разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас.

Целенаправленная, последовательная и систематическая работа позволяет формировать у учащихся речь, отвечающую следующим требованиям:

  • ясность речи (должна быть доступна слушателю, ориентирована на восприятие адресатом, учитывать его возможности, интересы и другие качества; речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложненность синтаксиса;

  • выразительность речи;

  • правильность речи (соответствие литературной норме - грамматической, орфоэпической);

  • богатство языковых средств (умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы и структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание);

  • точность речи (умение не просто говорить, но и выбрать для поставленной цели оптимальные языковые средства – такие слова, словосочетание, фразеологические единицы, которые наиболее точно передают мысль и чувства);

  • логичность речи (последовательная, четко построенная, связанная в своих частях);

  • содержательность речи;

  • чистота речи (устранение из активного словаря учащихся диалектных, просторечных, вульгарных слов);

  • знание норм речевого этикета.


Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают комплексно. Каждый педагог может внести что-то, присущее своей специальности: математик приучать к краткому и логически полноценному изложению, литератор – к выразительной и эмоционально насыщенной речи, историк – к последовательному изложению и умению приводить отдельные факты в систему и т.д. Главное помнить, что забота о чистоте, правильности, выразительности речи должна быть общим делом всех учителей, работающих в школе.


6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Автор: Мухамеджанова Гюзель Валерьевна

Дата: 24.07.2015

Номер свидетельства: 223484

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Развитие творческих способностей в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(58) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "218611"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433850373"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Тема по самообразованию: «Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе »"
    ["seo_title"] => string(80) "tiema_po_samoobrazovaniiu_razvitiie_riechi_na_urokakh_russkogho_iazyka_i_litiera"
    ["file_id"] => string(6) "409468"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1492329267"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Русский язык: преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено "
    ["seo_title"] => string(104) "russkii-iazyk-prieiemstviennost-pri-pieriekhodie-uchashchikhsia-iz-nachal-noi-shkoly-v-sriednieie-zvieno"
    ["file_id"] => string(6) "177421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424631259"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-2-klassa-po-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "225713"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439831250"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства