В связи с проблемой внедрения новых образовательных стандартов возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением, культурной речью для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса в процессе школьного обучения.
Речь — очень широкая сфера познавательной деятельности человека. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением.
Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, сочинения и т. п.— представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения — и в области словаря, и на уровне предложения, и, по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико-орфографические умения.
Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям,— систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Каждое новое упражнение, будучи связано с предыдущими, в то же время должно вносить что-то новое, хотя бы небольшой элемент нового.
Важно предусмотреть определенную, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение по сравнению с уже усвоенным сформирует это упражнение. Так, одно сочинение знакомит детей с элементами описания, следующее — с более сложными зарисовками по наблюдению, а затем может быть задано и такое сочинение, где описательные элементы занимают уже значительное место («Осень в саду»).
Необходимо также разнообразие видов упражнений. Одно из требований систематичности состоит в том, чтобы в процессе обучения были более или менее равномерно представлены все доступные возрасту виды работ. Например, все виды устных монологических упражнений: пересказ, близкий к тексту, пересказ сжатый, пересказ с творческими дополнениями, рассказ по наблюдениям, рассказ по серии картин и по одной картине, рассказ по аналогии с прочитанным и пр.
Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.
Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребенка. Ученик 1класса должен различать звуки речи (фонемы) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. Это важно не только для формирования правильного произношения, но и успешного обучения чтению и письму.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи и памяти младших школьников»
Развитие речи и памяти младших школьников
как средство повышения познавательной деятельности
в условиях внедрения новых образовательных стандартов
(обобщение опыта)
Учитель начальных классов
Чернявская В.И.
В связи с проблемой внедрения новых образовательных стандартов возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением, культурной речью для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса в процессе школьного обучения.
Речь — очень широкая сфера познавательной деятельности человека. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением.
Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, сочинения и т. п.— представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения — и в области словаря, и на уровне предложения, и, по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико-орфографические умения.
Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям,— систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Каждое новое упражнение, будучи связано с предыдущими, в то же время должно вносить что-то новое, хотя бы небольшой элемент нового.
Важно предусмотреть определенную, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение по сравнению с уже усвоенным сформирует это упражнение. Так, одно сочинение знакомит детей с элементами описания, следующее — с более сложными зарисовками по наблюдению, а затем может быть задано и такое сочинение, где описательные элементы занимают уже значительное место («Осень в саду»).
Необходимо также разнообразие видов упражнений. Одно из требований систематичности состоит в том, чтобы в процессе обучения были более или менее равномерно представлены все доступные возрасту виды работ. Например, все виды устных монологических упражнений: пересказ, близкий к тексту, пересказ сжатый, пересказ с творческими дополнениями, рассказ по наблюдениям, рассказ по серии картин и по одной картине, рассказ по аналогии с прочитанным и пр.
Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.
Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребенка. Ученик 1класса должен различать звуки речи (фонемы) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. Это важно не только для формирования правильного произношения, но и успешного обучения чтению и письму. Для того чтобы дети различали звуки речи на уроках обучения грамоте, провожу следующие упражнения.
1. Хлопки в ладоши. Хлопни тогда, когда услышишь слово, которое отличается от других.
голос, голос, колос, голос
палка. палка. палка, балка
рама, рама. лама, рама
2. Будь моим эхом (повтори за мной)
ма-ха-ма-ла
га-ка-ха-ка
да-та-да-та
3. Подними флажок. Когда услышишь звук ш.
м, л, в, ш, и, ш, б, ш, к
па, да, ша, ро, лу, шу, ду, ши.
малыш, парта, школа, юла, шум.
Одной из сторон развития речи является обогащение словарного запаса детей. Работа над словарем – это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль. Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации. Над уточнением словаря веду работу постоянно, на всех занятиях. Учащиеся часто не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по привитию навыка вникать в смысл слова. Дети совершенно не думают о смысле слова, у них нет образа за словом. Хороший результат дают такие задания:
От какого слова образовались эти слова?
Спишите, вставляя пропущенные безударные гласные.
с…сновые (шишки) – сосны м…рская (волна) - …
м…сные (блюда) - … т…желая (ноша) - …
с…леный (огурец) - … к…тенок (маленький) - …
поставьте ударение, выделите безударную гласную.
назовите проверяемое и проверочное слово.
2)К проверочным словам подберите проверяемые однокоренные слова с безударной гласной в корне. Выделите корень.
зверь - …(звериная, зверьки)
сад –… (садовые, садить, садовник)
гриб - …(грибной, грибок)
тащит - …(тащить)
Такие упражнения заставляют детей вникать в смысл слова, они помогают отрабатывать навык проверки слов с безударной гласной в корне. Проводить их необходимо систематически, чтобы достигнуть хороших результатов.
Активный словарь у детей невелик, однако и этот небольшой запас слов многие не всегда умеют использовать в своей речи. Поэтому передо мной стоят такие задачи:
расширить детский словарь;
пассивный словарь сделать активным;
обогатить речь ученика образными словами и выражениями.
Все это имеет большое значение для общего развития ребенка. Работа над словарем на уроках по развитию речи ценна тем, что словарь детей закрепляется не только в устной, но и в письменной речи.
Расширение словаря учащихся должно идти не за счет увеличения речевых единиц, а за счет усовершенствования семантики каждого слова. Увеличение количества слов в речи детей происходит прежде всего за счет работы с синонимами.
Уже в 1 классе в работе со словом земляника я провожу работу с синонимами, предложив детям загадку: какое растение может о себе так сказать?
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
Эта загадка требует словообразовательного анализа, но здесь есть и прилагательные, требующие работы с синонимами. Подбираем к слову родная близкие по смыслу слова: близкая, любимая. Используя лексический материал этой загадки, дети составляют различные рассказы о землянике, употребляя имена прилагательные:
Земляника – это лесное растение.
Растет на солнечных полянках.
Земляника – это капелька лета на тоненькой ножке.
Имя дала ей родная землица.
Можно спросить детей, какого цвета земляника, почему она красная. Можно предложить детям с помощью учителя подобрать синоним к слову красный (румяный, алый, багряный, пунцовый, кумачовый, рубиновый), выясняя оттенки значения слова (красный – цвета крови, алый – ярко-красный, багряный – красный, кумачовый – цвет кумача, рубиновый – цвет рубина), попутно нацеливая учеников на то, что красный и покраснела – это не синонимичные слова (синонимами могут быть слова одной части речи).
Хочу поделиться одним интересным видом работы, который повышает познавательную деятельность обучающихся, развивает речь, тренирует память. Это исследование слова.
Дети знакомятся с основными лексическими понятиями: слово, значение слова, многозначные слова, слова-«родственники», слова-«друзья» (синонимы); слова противоположные по значению (антонимы); группа «волшебных» слов, используя все виды словарей. Наблюдают, как живет слово в сказке, в маленьком рассказе, стихотворении, песне.
Например: слово дождь.
Работаем по плану.
Лексическое значение слова (в толковом словаре).
Дождь. Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.
Дождь льет как из ведра.
Слова-родственники.
дождик
дождичек
дождище
дождинка (капля дождя)
дождевой
дождливо
Слово и его друзья-синонимы (в словаре синонимов).
Слово и его «враги»-антонимы (в словаре антонимов).
Омонимы (в словаре омонимов).
Дождевик – пальто из непромокаемой ткани.
Дождевик – шарообразный гриб, быстрорастущий в дождливое время.
Слово – во фразеологических оборотах.
« Как грибы (после дождя)». Расти, появляться очень быстро и в изобилии.
Слово – в русском фольклоре: пословицах, поговорках, загадках, легендах, сказках, в русских народных песнях.
Загадки.
Ног-то нет, а он идет,
Глаз-то нет, а слезы льет,
А как придет, да как расплачется,
Все под крышу прячутся.
Пословицы.
Весенний дождь лишним не бывает.
Дождь не потеря, а находка.
Как в мае дождь, так будет рожь.
Веселые стихи.
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому. (Е.Благинина).
Заклички.
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь, поливай!
Потешки.
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить.
Слово в названиях произведений литературы. А.А.Фет «Весенний дождь».
Слово в названиях картин художников. Картина Ф.А.Васильев «Перед дождем».
Слово в детском речевом творчестве. ( Собственные стихи, рассказы, сказки).
Слово в иллюстрациях, рисунках. (нарисуй свое слово).
Это кропотливая и трудоемкая работа, к которой можно привлечь семью детей. На уроках создается атмосфера творческого поиска, высокого эмоционального тонуса. А это так нравится детям!
С большим интересом дети составляют интеллектуальные карты.
Интеллектуальные карты можно составлять каждый день. Они бывают: информационные (по правилам), творческие (словарные слова), карты систематизации знаний (проводятся на обобщающих уроках), карты силы (на классных часах). Дети работают в парах или индивидуально. Интеллектуальные карты играют большую роль в развитии речи каждого ребенка. Благодаря им литературные произведения принимаются с душой. Детям работать интересно, т.к. составлять их можно фломастерами, цветными ручками. Работает фантазия детей, они придумывают новые формы карт. Сокращается время при проведении определенных этапов урока.
Как ребенку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов? Что посоветовать родителям, чтобы их дети и после школы сознательно стремились к творческому самовыражению в слове. Ответом на вопросы должна быть продуманная, без занудства и скуки, система работы, которую мы, учителя, могли бы предложить своим ученикам. Каждый ребенок по природе – творец, мечтатель и фантазер. Нужно сделать так, чтобы школьник учился с интересом и желанием.