Развитие познавательных способностей младших школьников на основе интегративного подхода.
Развитие познавательных способностей младших школьников на основе интегративного подхода.
В работе рассмотрены возможности применения интегративного подхода для развития познавательных способностей младших школьников. Интегративный подход в начальной школе носит количественный характер, т.е. немного обо всём и это значит, что дети получают всё новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний. Интегрирование дает возможность снимать у детей переутомление, психологическую перегрузку, дает правильную дозировку заданий. Такие уроки раскрепощают детей, дают возможность им высказаться. Дети не боятся ошибаться, учат детей ориентироваться в потоке информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных способностей младших школьников на основе интегративного подхода. »
Развитие познавательных способностей младших школьников на основе интегративного подхода
Гимаева О. А., учитель начальных классов
МБОУ СОШ д. Нуркеево
Психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей, называются познавательными процессами или познавательными способностями. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Познавательные способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Они характеризуют их быстрое и качественное приобретение, прочное закрепление и эффективное использование на практике.
Идея развития познавательных способностей детей, как залога успешности обучения в дальнейшем, были заложены в глубокой древности и анализировались Аристотелем, Сократом и др.
В настоящее время в теории и практике развития образования встал вопрос о развитии познавательных способностей на основе интегративного подхода к преподаванию различных предметов в школе. Понятие «интеграция» сегодня широко используется в науке, образовании, производстве. Интерес к проблеме интеграции в наше время возрос в связи с ускорением научно-технического прогресса, усилением интегративных функций в развитии науки, образования, политики, производства, техники, экономики.
Буквальный смысл этого понятия (от латинского integration – восполнение, восстановление) – объединение, суммация определенных процессов, видов деятельности. Отсюда следует, что под интеграцией в широком смысле слова понимают процесс становления целостности.
Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий. А при переходе школы к профильному образованию, интеграция – одна из основных требований его успешной реализации.
Цель интегративного обучения - формирование целостного видения мира.
При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.
Школьнику важно посмотреть на предмет или явление с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта.
Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер. В теории и практике обучения наблюдается тенденция к интеграции учебных дисциплин (интегрированные курсы, интегрированные уроки), которая позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений и приближаться к построению модели общей картины мира.
Часто проводим интегрированные уроки, особенно при повторении и закреплении пройденного материала. На уроках математики можно использовать и географические карты, и таблицу Менделеева, и Книгу рекордов Гиннеса, энциклопедии, толковые словари и т.д. Что такое сталактиты и сталагмиты? Посмотрели определение в "Толковом словаре”, а затем решили задачу о них.
Интеграция на основе сюжетного построения урока позволяет побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их участие в групповых, парных и других формах коллективных занятий.
Очень часто мы используем интеграцию не на всем уроке, а только на каком-либо его этапе, т.е. интегрированным выступает только определённый фрагмент урока. Например, изучая новое словарное слово «медведь» мы не только запоминаем, как оно правильно пишется(орфография), но и разбираем его происхождение (этимология), выясняем его среду обитания (окружающий мир), подбираем пословицы, поговорки, загадки, можем сочинить или вспомнить сказки, в которых присутствует медведь (литературное чтение), рассматриваем иллюстрацию или рисуем, как мы себе представляем медведя (Изо).
Большую образовательную ценность несут в себе и такие задания: к тексту, над которым работает в данный момент ученик, нарисовать иллюстрацию. Тем самым учитель, не акцентируя внимания детей, добивается осмысленного понимания текста. Дети проникают в его суть. Начинают замечать мелкие элементы, которые при обычном прочтении могли бы просто не запечатлеться в памяти ребёнка. Сопоставляя свой рисунок с текстом, дети осваивают своеобразие художественной речи, в меру своих сил проникают в значение контекста, расширяют свое представление о переносном значении слов, о богатстве оттенков значений.
Интегративный подход в начальной школе носит количественный характер, т.е. немного обо всём и это значит, что дети получают всё новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний.
Интегрирование дает возможность снимать у детей переутомление, психологическую перегрузку, дает правильную дозировку заданий. Такие уроки раскрепощают детей, дают возможность им высказаться. Дети не боятся ошибаться, учат детей ориентироваться в потоке информации.
Идея интеграции обучения и воспитания естественным образом вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе, обществе и своем месте в них.
Кроме того, одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Посильно ли школьникам самостоятельно изучить такой объём материала? Ученики справятся с подобной работой только, если владеют приёмами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать своё время.
Таким образом, интеграция - это не простое объединение частей в целое, а система, которая ведет к количественным и качественным изменениям.