Просмотр содержимого документа
«Развитие умений работы с текстом как основа информационной компетентности личности.»
Развитие умений работы с текстом как основа информационной компетентности личности.
Одной из наиболее важных нам представляется информационная компетентность, так как именно в этом понятии наиболее полно отражаются современные требования к качеству школьного образования в аспекте развития личности учащегося. Актуальность проблемы формирования информационной компетентности состоит ещё и в том, что в последние годы, во всём мире, произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии.
Информационная компетентность определяется как совокупность знаний, умений и навыков работы с источниками и средствами преобразования информации, необходимыми для успешного протекания процесса обучения школьников.
Формирование и совершенствование этих знаний и умений, без которых принципиально невозможна успешная и дальнейшая профессиональная деятельность, должны быть предметом особого внимания педагогов.
Информационная компетентность может быть сформирована только в работе с текстом.
Наша роль – научить детей самостоятельно работать с различными источниками информации. В их основе лежит текстовый материал передачи знаний, работать с которым должен помочь в первую очередь школьный учебник.
Мною сделан вывод о том, что просто научить читать недостаточно. Надо научить ребёнка думать, рассуждать о прочитанном, сопереживать, анализировать события и поступки героев, причем не только о прочитанном на уроке или по заданию учителя, но и впоследствии в процессе самостоятельной деятельности над текстом по собственному желанию.
Под умением работать с текстом традиционно понимается способность воспроизводить содержание текста, делить его на законченные части, выделять в них главное, определять с помощью взрослого смысл всего текста в целом. Детям, у которых стихийно сложились представления о чтении как о процессе, связанном с пониманием, эти формы работы обеспечивают необходимую тренировку. Однако для большинства детей эпизодически используемые на уроке приемы работы с текстом оказываются неэффективными. Как помочь ребенку в освоении этих действий на должном уровне, чтобы соответствовать нужному уровню подготовки?
Как учить детей осознанному применению приемов понимания текста?
Как превратить использование этих приемов в привычку, имеющую силу потребности?
Проблемой понимания текста занимаются многие специалисты: философы, лингвисты, литературоведы, методисты, психологи.
уществуют утверждения известных психологов Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В. Штерна, А. Валлона, Ж. Пиаже о том, что у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, полностью базирующееся на детских ощущениях. Педагоги пришли к выводу: его необходимо развивать. И чем раньше и планомернее будет этот процесс, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности ребёнка, и быстрее осуществится переход конкретного мышления к более сложной форме – словесно-логической. Помочь в этом должна работа с книгой, текстами.
Цель упражнений, представленных в нашем проекте – воспитать эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора художественного текста, иметь своё суждение о произведении, жизненных явлениях, в нём отражённых. Тесная связь литературы и русского языка, заданная авторами данного цикла, поможет творческому развитию детей. Изучение художественной литературы даёт человеку возможность развивать духовный мир, впитывать опыт предшествующих поколений. Литература воспитывает гуманность, развивает эмоциональную сферу личности, воображение, мышление, память. Начинается данная работа на уроках русского языка и развития речи.
Такие уроки очень важны в жизни ребёнка, так как каждое занятие несёт в себе лексическую тему, грамматический материал, логические упражнения по развитию речи, работу по развитию и расширению активного словаря учащихся. Важным фактором в построении занятия является распределение наглядного материала: мультипликационных и художественных фильмов, таблиц, игр, презентаций, являющихся неотъемлемым компонентом интегрированного урока.
В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Он не только должен владеть суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать.