« Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе»
« Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе»
В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя. Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие - одна из важнейших и основных задач воспитания и развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе»»
Доклад по теме самообразования
« Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе»
«…Слово – самый тонкий и самый острый
инструмент, которым мы, учителя,
должны умело прикасаться
к сердцам наших питомцев».
В.А.Сухомлинский
Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.
Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. А значит, перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих возможностей.
Термин “способный” или “способность” значит:
1) природная одарённость;
2) умение, а значит возможность производить какие-нибудь действия
Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное.
Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но практический смысл.
Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах школы, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников. Поэтому необходима целенаправленная работа.
Жизнь становится разнообразнее и сложнее, она чем дальше, тем больше требует подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Подвижности требует и современное производство. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую “изюминку” в любом деле, достичь высоких результатов.
Повышение интеллектуального потенциала народа напрямую зависит от количества и качества творчески развитых умов. Поэтому перед школой, учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, школу вырастить не только крепким здоровым, но и – обязательно! - инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу.
Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к познавательной, творческой общественно-трудовой деятельности.
В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя. Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие - одна из важнейших и основных задач воспитания и развития.
Природа щедро наделила каждого ребёнка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности.
Второе условие - раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию.
Третье условие - упорный труд. Способности не получают в “готовом виде”. Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. “Гений, - говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, - это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение”.
Четвертое - это интерес. Принуждение - это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребёнок достигает определённого потолка, а потом поднимает его всё выше и выше.
Одним из показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как сделать родной язык интересным, занимательным и любимым предметом для ребёнка? Как научить читать всех одновременно так, чтобы читающим ученикам было нескучно, а начинающим – нестыдно, как увлечь раскрытием основных языковых понятий: звуки речи и их обозначение на письме, состав слова и правописание морфем, предложение и текст, как сделать так, чтобы ребята выражали свои мысли логично, точно, выразительно, правильно и ясно, какими способами добиться красивого произношения; хорошей дикции, отчётливого выговаривания звуков, умению соблюдать правила литературного языка, научить говорить и читать выразительно, достаточно громко, уметь владеть интонациями, паузами, логическими ударениями?
Очень многие вопросы волнуют меня как начальных классов в период обучения грамоте и при дальнейшем обучении чтению, говорению, письму, пересказу, сочинительству… Работая с ребятами начальных классов, всегда задаю себе вопросы: содержательна ли речь моих учеников? Логична ли? Богат ли и разнообразен выбор слов и других средств языка? Ясна ли и выразительна речь? Чиста ли речь, правильна ли она с точки зрения грамматики, орфографии, орфоэпии?
Для того, чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд учителя. Ребёнок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, поэтому уроки стараюсь проводить на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека.
Как же этого достичь? Совсем нелегко. Тот, кто работал с учениками начальных классов, хорошо знает, как трудно приходится учителю. Ребята чрезмерно подвижны, внимание неустойчиво, возникает много трудностей с дисциплиной. Как заставить ребёнка слушать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно ли, надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой? Думаю, что да. Поэтому, стараюсь превратить обучение моих учеников из мира оценок в мир красок, звуков, фантазии, света, сказки, творчества.
«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения.» Это слова прославленного К.Д.Ушинского. я полностью согласна с педагогом. Когда я раньше набирала первоклассников, я была уверена, что готова к встрече с ними. Но ошибалась, работала много, уставала, однако не получала морального удовлетворения.
Бывали педагогические тупики, когда в голове мелькала мысль: «Откажусь, брошу, уйду». Я учила первоклассников, а они преподносили мне свои уроки, требуя к себе иных подходов, иного отношения.
Постепенно научилась не бояться быть доброй, нежной, ласковой, отказалась от употребления постоянных частичек «не»; не бегай, не прыгай, не вертись, не разговаривай! Стала задавать себе вопрос: а не слишком ли я строга и авторитарна? Держу дисциплину любой ценой, не анализирую причину кажущегося непослушания детей, повышаю голос, дети замыкаются, боятся и не работают так, как хочется учителю. Размышляя, анализируя своё поведение, я поняла, что можно попытаться как можно веселее, не повышая голоса, перехитрить этих упрямцев с помощью ласки, уместной шутки, сказки, не пресекать, а заинтересовать ребятишек, увлечь учебным процессом.
Учились мои дети, учились и я: понимать и прощать, сочувствовать их маленьким, но таким безмерным для них горестям, поддерживать и винить во всех промахах себя: не успела, не смогла, не научила. Поняла, что надо сдвоить уроки с учётом психологических и физиологических особенностей первоклассников. У ребят повышенная утомляемость, поэтому, я стала менять виды деятельности, стала разнообразить задания. У учащихся начальной школы – неустойчивое внимание, поэтому смело стала вводить в урок игры и игровые ситуации. Дети всегда помнят лучше то, что интересно. Стала собирать интересный игровой материал, наблюдала, как воспринимают его учащиеся. Дети начали меняться на глазах: стали спокойнее, дисциплинированнее, старательнее.
Изменения стиля с детьми, твёрдая ориентация на игру как способ обучения и форму организации деятельности первоклассников помогли сделать мой труд радостным. Нельзя забывать, что важное место в жизни младшего школьника занимают игры, опирающие на воображение. Воображение - это источник творчества.
Много применяю игровых приемов при обучении чтению., Игра на уроке – прежде всего обучающая, она должна приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить, развивать воображение, учить выдержке, настойчивости, воспитывать чувство коллективизма.Очень часто вместе с детьми создаём диафильмы по прочитанному произведению. Каждый рисует кадр диафильма, составляет текст. Дети с интересом рассматривают работы, активно обмениваются мнениями, сравнивают со своей работой.
Без моего вмешательства становится ясно, чьи работы лучше, у кого следует поучиться.
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке. Развитию речи учащихся на своих уроках уделяю большую часть времени. Важную роль в процессе развития речи играет такой вид работы, как творческие изложения, они-то и показывают высокий уровень сформированности коммуникативно-речевых умений у младших школьников. Детям нравится этот вид работы, так как они могут вступить с автором в диалог, что повышает заинтересованность школьников в выполнении этого вида заданий. С первого класса учу своих ребятишек писать изложение, сочинение, сказки и стихи. В результате дети учатся излагать свои мысли в соответствии с нормами русского литературного языка, обогащают свой словарный запас, всё это содействует развитию логического мышления, расширению кругозора. В результате повышается уровень самостоятельности учащихся, активизируется их творческий потенциал. Провожу наблюдения над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении. Обобщаю на уроках развития речи элементы лингвистических знаний. У детей развивается внимание к устной и письменной речи, формируется умение организовать свою познавательную деятельность.
Сочинения во 2-м классе провожу как обучающие упражнения, предлагаю детям темы, близкие или по их жизненному опыту, а также для работы над сочинением по картине. Они проводятся с предварительной коллективной подготовкой. При подготовке к сочинению использую систему упражнений, основанную на принципе наращивания трудностей:
составление предложений, объединенных одной темой;
восстановление деформированного текста;
устные ответы на вопросы, объединенные темой;
составление предложений по сюжетным картинкам;
составление небольших рассказов по сюжетным картинкам;
устные рассказы по прочитанному;
сочини сказку.
Не вижу пользы от уроков развития речи без уроков поэзии. Для чего они ученикам? Я считаю, что они нужны, чтобы пробудить и взрастить в ребёнке чувство прекрасного , научить их сопереживать и размышлять. Эти уроки учат слышать музыку стиха, видеть отличия между обычной разговорной и поэтической речью. Мои ученики сами любят сочинять стихи и у них получаются искренние, добрые и светлые поэтические строки.
Любят мои дети и уроки – сказки. Сказка сопровождает человека всю жизнь: учит добру, мудрости, вере в человека, учит удивляться и наслаждаться, любить окружающий мир и жить в нём. Нынешние первоклассники полюбили читать для них – поход в библиотеку - это праздник, поэтому я серьёзно подхожу к проведению урока – сказки. Работа со сказкой пробуждает читательскую активность, заинтересованность, сказка дает ответы на вопросы, которые волнуют каждого ребёнка:
-Кто я и откуда произошёл?
-Что такое счастье и несчастье?
-Что есть добро, и почему рядом с ним живёт зло?
-Чем человек расплачивается за счастье?
-Что такое ум?
-Можно ли избежать страданий?
-Почему любовь может победить смерть?
-Почему сказка – «добрым молодцам урок»?
-В чём смысл жизни?
Считаю, что уроки развития речи это уроки обучения искусству чтения, поэтому нередко в урок включаются грамзаписи с художественным чтением сказок мастерами слова, чтобы ребёнок понял смысл сказки, чтобы в его душе пробудились самые добрые чувства, я умело организовываю чтение сказки (выборочное, «по цепочке», по ролям, инсценирование). Любят ребята и сочинять сказки, что помогает детям развивать фантазию, уметь придумывать свой сюжет. Уметь оценивать поступки героев. Уметь грамотно делать выводы, пользоваться фразеологизмами. Поговорками и пословицами. Моим детям это удается. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. Дети приходят в первый класс с желанием учиться, а к концу первого года обучения большинство детей начинают говорить о своём нежелании ходить в школу. Для меня – цель работы учителя – развитие устойчивого интереса к «стране знаний». И здоровье моих учеников играет здесь на последнюю роль. Стараюсь правильно организовать учебную деятельность:
Строго соблюдать режим школьных занятий;
Интересно строить уроки с учётом работоспособности детей;
Исключать переутомление учащихся;
Проводить физ-минутки;
Включать игровые ситуации в урок.
« Учись играя»
«Сделать серьёзное занятие
для ребёнка занимательным –
вот задача первоначального обучения»
К. Д. Ушинский.
В 1 классе ребятам нужно усвоить много орфографических правил, буквосочетаний, словарных слов, поэтому на уроках обучения грамоте и письма использую специальные дидактические упражнения в стихотворной форме – рифмовки. Чувство ритма прекрасно объединяет класс в коллективном труде. Самые смелые дети имеют возможность проявить инициативу в чтении, а слабые и робкие постепенно включаются в работу, дети не отвлекаются, им интересно и они быстро запоминают правила, или рифмовки - запоминалки.
1.Загадки в играх и развлечениях
Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Загадка – это иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления.
Мышление младших школьников конкретно, их видение мира предметно. Сочиняя загадку, они получают возможность сконцентрировать своё внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. При этом важно иметь в виду, что младшие школьники ещё не владеют достаточным опытом восприятия объектов. Поэтому проведение наблюдения предполагает обращать внимание не ко всему комплексу признаков, а к отдельным из них, самым ярким, наиболее существенным для данного предмета или явления, притом легко воспринимаемым.
Другой аргумент в пользу загадки связан с особенностями её строения. Загадка обычно предполагает либо замену одного предмета другим близким или похожим по каким-то признакам или действиям, либо описание признаков, действий скрытого предмета. Эта особенность загадок позволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение мира, а следовательно, и образность речи.
Ещё одна особенность этого жанра: загадка – это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников, особенно в первом классе, когда им доступен для записи небольшой текст.
Работа на уроке проводится в несколько этапов:
Первый этап – отгадывание загадок. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадок:
а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него,
б) указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и анализа используются такие загадки, в которых черты этого жанра проявляются достаточно отчётливо.
Второй этап – наблюдение. Здесь проводится рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.
Третий этап – собственно сочинение загадок, сначала коллективное, а затем и самостоятельное. Не следует в обязательном порядке добиваться от детей рифмованных загадок. Хотя младшие школьники охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную форму.
Вот что получилось у детей:
“Звенит звонок на тонкой ножке в фиолетовой одёжке” (Колокольчик).
“В лесу живёт смешной зверёк. Опасность чуть – и он в комок” (Ёжик).
“Цветок белый, листики зелёные, а сама красная, сладкая, прекрасная”. (Земляника).
“Белые цветы с неба летят, на меня сесть хотят” (Снежинка).
Широко в своей работе использую загадки на всех уроках: трудового обучения, русского языка, литературного чтения, окружающего мира. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир. В моём классе дети любят рисовать загадки, придумывают свои загадки. Это ли не творчество?
2.Интегрированные уроки в 1 классе
Творческие задания, интеллектуально-развивающие технологии, словесное рисование, экскурсии помогают мне проводить интересные, увлекательные и способствующие гармоничному развитию младших школьников уроки. В 1 классе провожу интегрированные уроки. Целостное изучение общих для нескольких предметов (обучение грамоте, ознакомление с окружающим миром, чтение, рисование) тем позволяет избежать перегрузок при адаптации одноклассника к школьным занятиям.
3.Учимся говорить чисто!
Скороговорка – своеобразное и интересное явление в литературе.
Вот что писал сам В. Даль: «Скороговорка, чистоговорка – слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней и сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор»
При знакомстве с новыми звуками на уроках обучения грамоте использую скороговорки, помогающие детям развить фонематический слух и понять, как важно произносить каждый звук в слове: ошибёшься – получится другое слово, будет непонятно, о чём говорится. Дети на моих уроках тренируются в произношении звуков, заучивают скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шёпотом.
Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, весёлые стихи, я закрепляю правильное произношение детьми звуков, отрабатываю дикцию, всё это способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.
Такая работа приносит свои плоды. Участвуя в школьных конкурсах чтецов, мои ребята всегда занимают первые места. Дети любят учить скороговорки, и их рисовать, так они им лучше запоминаются.
4.Пословицы и поговорки – сокровищница русской народной речи и народной мудрости
Очень широко использую пословицы и поговорки в работе на любых уроках. Они кратки, выразительны, легко запоминаются. Народная мудрость учит ценить в жизни честность и справедливость, а это очень важно для воспитания духовной и нравственной культуры детей. Использование пословиц помогает мне развивать речь детей, учить объяснять смысл пословиц, находить в них главную мысль, увидеть в пословице воспитательный смысл. Дети используют пословицы при оценке поведения героев , заканчивают ей сказку или рассказ.
При обобщении темы «Устное народное творчество», ребята выполняли с интересом разные сказочные задания. Они попадают к Кощею Бессмертному, у которого 3 сундука : «Золото», «Серебро», «Камни», а в них – пословицы. Проблема! Они все перепутались! Одни – начало с концом поменяли, другие буквы в словах переставили. Условия игры: если дети отгадают все 18 пословиц – Кощей пропустит их, а если отгадают больше 20 – получат ключ от сундука.
Ребята с интересом выполняли эту работу с пословицами, было трудно, непонятно, но очень радостно от того, что всё получилось и смысл пословиц ясен! Такая работа развивает учащихся и прививает интерес к урокам чтения.
5. Внеклассной работы с пословицами и поговорками
Внеклассную работу на материале пословиц и поговорок можно проводить в разных формах: отдельные конкурсы, например, конкурс на лучший рисунок-иллюстрацию к пословице или конкурс на лучший рассказ по пословице; можно провести игротеку, фольклорный праздник, частью которого будут задания, связанные с пословицами и поговорками, соревнования в форме КВН. Дети объединяются в две или три команды с названиями «Буквари», «Словари», «Алфавит», «Словеса», «Книжники». В качестве девиза учитель помогает детям выбрать пословицу, можно предложить следующие: Пословица недаром молвится; Пословица ведётся, словно веником метётся; Пословица - всем делам помощница. Или такие: Не копьём побивают, а умом; Глупый киснет, а умный промыслит; И сила уму уступает.
6.Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся
Убеждена, что детей надо с ранних пор вводить в удивительный и многоцветный мир слов, поэтому я знакомлю их с тем, что составляет стройматериал нашего языка, даю толкование отдельных слов, фраз. Уже в 1 классе рассказываю об истории происхождения слов. Всё это, полагаю, очень полезно для детей, так как возбуждает у них любознательность, интерес к языку.
Мои маленькие школьники очень эмоциональны, восприимчивы, чутки к слову, им всё интересно, а на интересе легче учителю проводить уроки, незабываемые для детей.
Знакомлю с фразеологизмами не только на уроках русского языка и чтения. Фразеологизмам, связанным с понятием единиц измерения, уделяю несколько минут на уроке математики: как аршин проглотил, от горшка два вершка, косая сажень на плечах, не по дням, а по часам, без году неделя. Большое количество фразеологизмов, связанных с природой и животными, использую в уроках природоведения: ходить гоголем, медведь на ухо наступил, где раки зимуют, как курица лапой (писать), как с гуся вода.
На уроке природоведения мы узнали, что выражение во весь опор характеризует только бег лошади: когда лошадь несётся вскачь, она опирается (делает опор) на передние и задние ноги одновременно. А затем так стали говорить о быстром беге любого животного и человека. Поэтому можно сказать: велосипедисты мчались во весь опор. Точно также с выражением нестись во все лопатки:при быстромбеге лошадь далеко выносит ноги вперёд , при этом ярко выделяются лопатки. На уроке русского языка мы с ребятами составили синонимический ряд из фразеологизмов: быстро бегать – мчаться во весь дух – мчаться что есть духу – мчаться во весь опор – нестись во все лопатки.
Очень много работаю и над устаревшими словами. Устаревшие слова (архаизмы) - это наша история. Занятия по этой теме дают возможность учителю воспитывать уважение к национальной культуре, расширять знания младших школьников об истории и традициях русского народа.
Осуществляя таким образом межпредметную связь, повышаю интерес ребят как к урокам русского языка и чтения, так и к урокам окружающего мира.
III.«Учение с увлечением»
(уроки развития речи)
«Из всех...знаний и умений
самым важным, самым необходимым
для жизненной деятельности является,
конечно, умение ясно, понятно,
красиво говорить на своём языке»
В.И. Чернышёв.
Работая в школе уже много лет, убеждена, что развитие речи является основным этапом становления младших школьников. Такие уроки являются составной частью изучения грамматико-орфографических тем, всех видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо). Большое внимание уделяю работе с текстом, которые подбираю так, чтобы они носили воспитательно-познавательный характер, что позволяет мне воздействовать на нравственно – этические качества ребёнка, совершенствовать его знания об окружающем мире.
Чтобы ученики приобрели необходимые умения для написания сочинений и изложений, использую в уроках упражнения, основанные на принципе наращивания трудностей:
1) составление предложений, объединённых одной темой;
2) восстановление деформированного текста;
3) устные ответы на вопросы, объединённые темой;
4) составление небольших рассказов по сюжетным картинкам;
5) устные рассказы по прочитанному;
6) сочини стихотворение или сказку;
Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:
1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.
4. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей.
5. Дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах, школьных и районных.
Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести " таинственному цветку поэзии ( Л. Н. Толстой ) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера.
IV.Результаты моей работы.
Проверка техники чтения показала.
1 класс. 2 класс
На начало учебного года
На конец учебного года
На начало года
На конец учебного года
Читают словами – 3чел.
Выше нормы –10 чел.
Выше нормы – 10 чел.
Выше нормы –20 чел.
Читают по слогам -1 чел.
Норма – 19 чел
Норма – 19 чел
Норма – 10 чел
Знают буквы – 8 чел.
Ниже нормы – 1 чел.
Ниже нормы – 1 чел.
нет
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :
1. Булохов В.Я. «Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся».
//«Начальная школа» №1, 1991, с. 9.
- 22 -
2. Буркова Т.В. «Списывание и его виды в процессе обучения младших школьников
грамматике и правописанию». // «Начальная школа» №10, 2002, с. 28-37.
3. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. – Москва: «Просвещение, 1991.
4. Гитович И.Е., Адельгейм И. Е. «Мой язык». – Москва: «Баллас», 1995.
5. Граник Г.Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – Москва: