kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие речевых навыков младших школьников в процессе выполнения заданий творческого характера»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья раскрывает опыт работы с младшими школьниками. Тема "Развитие речевых навыков младших школьников в процессе выполнения заданий творческого характера".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие речевых навыков младших школьников в процессе выполнения заданий творческого характера»»

Работа над методической темой

«Развитие речевых навыков младших школьников в процессе выполнения заданий творческого характера»

Хижинская Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов,

ГБОУ «Костогрызовская школа

Каховского муниципального округа»


Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Развитие языковой личности ребенка в рамках реализации ФГОС осуществляется через формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникативные навыки – это набор умений, которые используются для обмена информацией, общения и выстраивания отношений.

«Коммуникабельный» - слово, которое встречается практически в каждом резюме. Это прямое доказательство того, что коммуникативные навыки являются одними из важных в любой профессии. Коммуникативные навыки нужны не только в профессиональной деятельности. Они крайне полезны в личной жизни. Умение общаться помогает находить друзей и строить гармонические отношения. Поэтому педагог должен обеспечить комплекс условий для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Научиться общаться младшие школьники уже должны на первоначальном этапе обучения. Задача учителя помочь не бояться проблемных ситуаций, развивать в них любознательность, потребность в познании. Ученик всегда находится в центре учебного процесса, потому что именно он есть целью учебной деятельности. Именно от его творческой активности, умения размышлять, аргументировать свои мысли, общения с учителем, одноклассниками зависит успех в осознанном овладении школьной программой.

Научить ребенка свободно излагать свои мысли и чувства можно, если постоянно активизировать его мышление, систематически работать над словом, уделять внимание практическим заданиям с развития речи в игровой форме.

В повседневном общении мы постоянно пользуемся диалогом. Именно в общении со взрослыми дети учатся диалогу. Чтобы освоить диалог, дети сначала должны научиться слушать и понимать собеседника, обращать внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему, уметь начать и поддерживать разговор, при необходимости сменить разговор, проявить понимание, спросить, ответить, посоветовать, пожелать, согласиться, грамотно и тактично завершить разговор.

Поэтому вести диалог нужно учить детей с 1 класса. Для этого я использую такие приемы:

1.Слушание диалога с предшествующими наставлениями.

Задание. Прослушать диалог. Между кем происходит диалог?

- Здравствуйте, дорогие дети!

Рада вас всех встретить.

- Добрый день, учитель наш! –

Дружно здоровается класс.

- Как обращается учитель к детям?

- А как дети обращаются к учителю?


2. Дополнение пропущенных реплик.

Разговор отца с сыном.

- Папа, а куда ты так рано ездил?

- ……………………………………

- А для кого такие красивые цветы?

- ……………………………………

3.Сопоставление диалога на определенную тему к заданной ситуации.

Образец .

Задание. Составьте диалог в паре.

Ситуация: вы пришли в аптеку, вам необходимо поговорить с аптекарем.

Цель общения: подобрать лекарство от простуды.

4. Составление диалога за содержанием рисунка.

Задание: составить диалог.

Цель общения: сообщить врачу о причине своего прихода.

Речевые задания:

1.Употребляйте слова и словосочетания: разболелся, не могу терпеть, осмотрю, откройте рот, лечить.

2. Правильно обращайтесь друг к другу.

3.Употребляйте вежливые слова: добрый день, спасибо, пожалуйста, извините, до свидания.

Перед учителем постоянно стоит задание не только научить учащихся грамматике и правописанию, а й систематически обогащать речь, разносторонне развивать речевые способности.

Одним из способов решения этого вопроса есть использование заданий творческого характера. Именно поэтому методическая тема, над которой я работаю, звучит так: «Развитие речевых навыков младших школьников в процессе выполнения заданий творческого характера».

Для активизации познавательных процессов, развития речевых навыков учащихся использую такие приемы:

1.Введение новых слов в практическую деятельность, исследование их лексических значений.

2.Работа на уроках со словарями, ведение собственных словариков.

Особое внимание обращаю на работу с фразеологизмами, учу их употреблять в повседневной речи. Фразеологизмы позволяют более точно передать мысли и отразить эмоции, сделать речь более выразительной.  Введение в речь фразеологизмов позволяет избежать речевых штампов и сухости изложения. 

Формирую соответственные умения и навыки:

- находить фразеологический оборот в тексте;

- определять значение фразеологического оборота;

- находить образ, который лежит в основе фразеологизма;

- подбирать к фразеологизмам антонимы и синонимы;

- определять эмоциональную окраску фразеологизмов (шуточная, ироническая, похвальная, осуждающая, пренебрежительная…);

- составлять и записывать предложения с фразеологизмами.

Учу первоклассников составлять небольшие рассказы, пробовать подбирать рифмы, сочинять четверостишия. Для этого использую такие формы работы:

1.Игра «Рифмы».

В стихотворении исчезли слова.


Звезды сыплются с небес,

Стал нарядным темный …(лес ).


Хороши зимой деньки:

Дружно лепим мы …(снежки).

Организовывая работу в парах, использую задания следующего характера:

- подобрать фразеологические сравнения (бить баклуши – работать до седьмого пота);

- составить считалку;

- раскрыть скобки;

- найти лишнее в строке;

- отредактировать предложение.

Без поиска нестандартных решений нельзя сделать учебный процесс для школьников интересным. Даже если это обычный комбинированный урок, необходимо внести в него элементы нестандартности. Это можно сделать разными способами: в игровой форме, использовать различные лингвистические игры.

Например:

  1. «Логогрифы».

а) У данных словах убрать одну букву, чтобы получилось новое слово: склон – слон.

б) Прибавить букву, чтобы получилось новое слово: усы – бусы; каска – краска, еда – беда.

2.Собрать слово с рассыпанных букв.

3.Узнать многозначное слово по описанию (порода собак и расценка на товары и услуги – такса).

4.Прочитать предложение с различными интонациями.

5.Составить краткий репортаж за тремя ключевыми вопросами: Что? Где? Когда?

Например.

Конкурс «Лучших математиков» прошел сегодня в 1 классе. Было очень интересно. Победила команда «Интеллектуалов».

6. «Поймай ошибку».

7. Шарады.

Сперва назови ты за городом дом,

В котором лишь летом семьею живем.

Две буквы к названью приставь заодно.

Получится то, что решать суждено. (Задача.)

8.Анаграммы.

(Липа – пила, гора – рога, арфа – фара)


9. Метаграммы (это загадка , в которой из загаданного слова путем замены 1 буквы получается новое слово).

С л я слезы проливаю, с ж по воздуху летаю.

(Лук – жук.)

10. Игра «Сбежали гласные».

Брбн, лснй, чрпх (барабан, лесной, черепаха)


11. «Слово в слове».

Этот кот из-под земли. (Крот.)

Этот кот – часть руки. (Локоть.)


12. «Дополните слово».

Гол – голова, нос – поднос.

Безусловно, использование игровых моментов на уроке способствует развитию сообразительности, изобретательности, быстрой ориентации учащихся, а самое главное – желание знать правила темы, которая изучается.

Но игра, как и любые методы и приемы, может превратиться на стереотип, казаться навязанной учителем. Поэтому форму игры необходимо изменять, час от часу «переносить» класс в разные ситуации общения, в необычные условия, обстоятельства.

Например.

1.Задание в игровой форме «Если б я была (был)».

Придумать окончание небольшого рассказа.

Если б я была (был) королем, то…

Если б я была (был) ветром, то…

Если б я была (был) невидимым, то…

Если б я была (был) волшебником, то…

  1. «Круг вопросов».

Один ученик предлагает другому круг вопросов.

- Ты собираешься на рыбалку?

- Что оденешь?

- С кем идешь?

- Какую рыбу любишь ловить?

- Как будешь себя вести на берегу речки?

3.Ролевая игра «Интервью».

Выбираю «журналистов», которые берут интервью у своих одноклассников, обращаю внимание на то, чтобы ответы ребят были полными и содержательными.

Например.

-Назови свою фамилию, имя, отчество.

- В какой школе и в каком классе ты учишься?

- Какие твои любимые предметы?

- Можешь учиться лучше? Что тебе для этого нужно?


Игровые элементы использую на отдельных этапах многих уроков: во время проверки домашнего задания, закрепления темы. Иногда использую и во время изучения нового материала. Если есть творческие работы, то проводится презентация иллюстраций, рассказов, лингвистических игор.

Это помогает в результате учащимся свободно говорить перед аудиторией, оценивать выступление своих товарищей, правильно общаться с разными за возрастом людьми.

Важную роль играют практические задания – познавательные, максимально приближенные к жизненным коммуникациям. Почти на каждом уроке отвожу время на традиционную рубрику «Говорим правильно», на которой работаем над исправлением ошибок в разных речевых ситуациях. Использую материалы различных конкурсных заданий.

Способствуют развитию творческого потенциала школьников не только задания творческого характера, а й проведение нестандартных уроков. Например: урок – путешествие, брейн-ринг, урок- сказка, урок – викторина и др.

Работа над развитием коммуникативных способностей учеников продолжительная, важная и требует каждодневного разнообразия, заинтересованности учеников. Формирование коммуникативных способностей учащихся начальных классов должно стать целью, формой, содержанием и способом учебной деятельности на каждом уроке и во внеурочное время.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Хижинская Татьяна Николаевна

Дата: 21.12.2024

Номер свидетельства: 662345

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "игровые ситуаций  для  коммуникативно-речевой активности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(83) "ighrovyie-situatsii-dlia-kommunikativno-riechievoi-aktivnosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "117813"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412924233"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Развитие творческих способностей младших школьников"
    ["seo_title"] => string(61) "razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_mladshikh_shkol_nikov_1"
    ["file_id"] => string(6) "463561"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522068122"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД"
    ["seo_title"] => string(78) "interaktivnye_zadaniia_po_matematike_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnykh_uud"
    ["file_id"] => string(6) "579386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619504210"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. "
    ["seo_title"] => string(111) "razvitiie-funktsional-noi-gramotnosti-chtieniia-mladshikh-shkol-nikov-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "234102"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443350258"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства