Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения.
Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения.
Статья о развитии позновательных способностей обучающихся в начальной школе начиная с первого класса. Даны примеры заданий и упражнений, которые творческий учитель использует в своей работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения.»
Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов
второго поколения.
Перед нами, учителями, стоит задача развивать личность ребёнка, формировать творческого, с подвижной мыслительной деятельностью, с богатым словарным запасом, стремящегося познавать новое, неведомое, любознательного обучающегося. Хочется видеть, что ребёнок интеллектуально развивается, стремится к совершенству. Вместе с тем нужно развивать умение общаться, находить компромиссы, умение договариваться, принимать решения. Важным стаёт работа с книгами, справочной литературой, поисковая работа. Нужно давать предпочтение тем методам, которые предполагают вовлечение учащихся в активное получение знаний. Наблюдение, опыт или проблемное обучение нельзя противопоставлять информационным методам либо репродуктивному усвоению знаний. Только умелое их соединение даст возможность поднять эффективность обучения. Формирование опыта поисковой деятельности обучающихся имеет не только развивающее значение, но и объединяет процессы обучения и воспитания, стимулирует познавательные потребности. Поэтому важно, чтобы высокий учебный результат соединился с развитием познавательных возможностей и потребностей личности ребёнка, чтобы исполнительная деятельность подчинялась творческой.
За несколько недель работы с первым классом дети приучаются к работе парами, группами, микро группами, учатся выбирать руководителя группы (мы говорим: лидера), учатся дополнять товарища, прослушивая ответ, соглашаются или не соглашаются с мнением оппонента, чтобы найти удачный, более точный ответ. Например, из разрезной азбуки составить слово из нескольких букв, потом добавить одну, две, три буквы и получить другие слова. Ведущий называет слово и указывает, где должны быть добавлены буквы (в начале, в конце слова или посередине). Группа, которая набрала больше баллов, первой начинает следующую игру. ( Лёт – слёт, перелёт, вылет; рог – порог, пирог, рогатка рогалик; роза – гроза, угроза, розарий, проза; кран – экран, рана; кот – крот, корт; сок – сток, срок).
Индивидуально находим соотношение слово – рисунок, соединяем, находим лишний предмет, объясняем почему лишний. Составляем маленький рассказ, используя
Найдите соотношения слово-рисунок.
Диван
Кресло
Стул
Стол
Шкаф
Табурет
Рисунки
Кто с помощью жестов и мимики покажет предмет, а другой ученик отгадывает, описывает его и дополняет.
Не все дети умеют отгадывать загадки, но хотят загадывать. Учимся поэтапно складывать загадки. Сначала рассматриваем предмет, а потом описываем его по плану: форма, размер, цвет, вкус, запах, какие звуки издаёт, где используется. Делаем выводы об особенностях предмета и учимся составлять загадку. Например: 1) Описание: зелёный, овальный, может быть сладким и солёным, хрустит, используют в пищу. 2) Вывод: Зелёный длинный человечек, прыгнул с грядки в подсоленную воду. Кто это? (Огурец)
Дети в первом классе с удовольствием ищут лишнее слово или предмет, описывают его, сравнивают, составляют о нём сказку. И не только составляют, но обязательно хотят сыграть роль в этой сказке. Сказки, которые читаем, стараемся ставить, играть в ролях. Большинство не только в классе на уроке, но и хотят выступить перед родителями. Мы под каждую сказку подбираем музыку, песенки. Таким образом детям интересно, у них развивается речь, обогащается словарный запас.
Чтобы лучше запоминали, читали, произносили звуки; не только читаем но и составляем скороговорки.
Рифмуем: маленький мальчик – ростом с пальчик,
летит оса – беги коза,
дети читают – много знают,
ёжик катился – в воду свалился.
Повтор повторяющихся звуков:
Позови: котёнка – кис, кис, кис,
гуся – га, га, га,
цыплёнка – цып, цып, цып,
корову – му, му, му,
щенка - аф, аф, аф…. Или наоборот, угадай, кто так делает.
Подбор и проговаривание трудновыговариваемых слов:
Развивать внимание и обогащать словарный запас ребят можно показывая картинки, где нужно найти сходство и различие между предметами.
Для развития мыслительных процессов учащихся использую анаграммы (они у меня есть на все словарные слова), где нужно слова составить, найти и объяснить лишнее, что общего между остальными словами, составить по аналогии свою анаграмму для соседа по парте.
На какую тему можно составить рассказ? Устно составьте текст, используя слова из ромашек.
Составьте и прочитайте фамилии выдающихся русских поэтов:
ВЛЕМРООНТ ПКИУНШ
АРАШМК ВМИАХЛОК
Запишите слово, в котором все согласные звуки твёрдые.
Как правило, дети спешат и выполняют только первую часть задания. Поэтому нацеливаем ребят внимательно выполнять каждое задание.
Значительно увеличивается познавательная активность детей, если они выполняют задания с элементами проблем: на сравнение, на группирование, на самостоятельную проверку, на подбор по образцу. Например:
Используя буквы одного слова образуйте другое слово:
атлас, липка, автор, арфа, листок.
Вставь в скобки три буквы, которые бы служили концом первого слова и началом второго:
гор (…) олад,
каб (…) ошко,
за (…) ец.
Очень важно, чтобы дети читали и составляли ребусы. Это интересно, развивает смекалку, мышление ребёнка.
РЕБУС:
Творческие задания на уроке создают своеобразный микроклимат для развития интеллекта: умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способности к комбинированию, умение находить недостатки и ошибки, формировать пространственное воображение, способность предвидеть результаты своих действий. А в совокупности (целом) эти качества формируют ученика с гибким мышлением, пытливого и любознательного.