kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие познавательной активности учащихся как технологический процесс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс развития способностей есть процесс развития человека

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности учащихся как технологический процесс»

Развитие познавательной активности учащихся как технологический процесс.



«Процесс развития способностей есть процесс развития человека».

Благороднейшая задача учителя вскрывать и раскрывать в себе новые способности, как способы познания и постижения себя и мира, и научить этому учеников.

Современный этап развития общества характеризуется тенденциями к глобализации образовательного пространства. Это неотъемлемая тенденция XXI века, особенностью которой является стремительный рост научной информации во многих отраслях знания. Данное обстоятельство требует содержательного структурирования учебной информации на принципиально новой основе, позволяющей существенно повысить познавательную активность обучающихся, создания для этого соответствующих систем обучения.

В системе отечественного образования за последние годы многое изменяется: обновляется содержание образования, появляются различные его модели, предпринимаются попытки найти соответствующие подходы к обучению. Кроме того, необходимо отметить, что всё чаще образовательный процесс ориентируется на познавательную активность и самостоятельность учащихся, так как образовательная политика в обществе требует конкурентоспособных специалистов, обладающих природной мобильностью, готовностью к непрерывному поиску, целеустремлённостью, богатыми знаниями в избранной деятельности. Достичь всего этого невозможно без активной позиции индивида, без глубоких теоретических знаний и практических навыков.

Ведущей стратегией современного педагогического образования является его гуманизация, направленная на раскрытие сущностных сил и творческого потенциала человека и основной целью образования является сама личность (К.А. Абульханова – Славская, Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалёв, М.С. Каган, В.В. Краевский, А.К. Маркова, А.И. Мищенко, В.А. Сластёнин, и др.).

Характер взаимо­действия учителей и обучающихся в образовательном процессе нередко остается традиционным. По-прежнему обучающиеся редко включаются в по­строение собственного образовательного пути, а формы их взаимодействия с преподавателями остаются фронтальными и личностно не сориентиро­ванными.

В современных педагогических исследованиях на первый план выдвигается задача организации такого педагогического процесса, в котором каждый из обучаемых мог бы стать субъектом собственного развития, находиться в поиске и построении тех видов деятельного отношения к миру, в которых могут полнее всего появиться, развиться уникальность конкретной личности. При постановки цели образовательного процесса необходимо, чтобы присутствовала сознательная установка учителя и ученика на саморазвитие, поиск самого себя, на раскрытие своего природного дара. Ориентация на рост, развитие формирует у ученика ясное понимание смысла его пребывания в школе, формирует мотивацию самосовершенствования, мотивацию достижений. Предметные же знания, умения и навыки – средства для этого.

Познавательная активность в отечественной науке рассматривается исследователями с нескольких точек зрения. С одной стороны, она характеризуется как эффективность познавательной деятельности отдельной личности или группы, имеющая определённую уравновешенную стабильность, зависящую от сформированности познавательных способностей (Д.Б.Годовикова, Т.М.Землянухина, М.И.Лисина, Е.И.Щербакова). С другой стороны, познавательная активность рассматривается как качество, личностное образование (З.Ф.Чехлова, Г.И.Щукина).

Проблема развития познавательной активности обучающихся рассматривается в условиях гуманизации образовательного процесса. Принципиальным положением гуманистической педагогики (М.Н.Берулава, И.В.Бестужев-Лада, Б.Л.Вульфсон), является утверждение о том, что обучение должно осуществляться с опорой на познавательную активность обучающихся и по мере ее достижения. Психологи гуманистического направления (А.Маслоу, К.Роджерс) главным в личности считают ее индивидуальность, потребности и способность к самореализации.

Внедрение личностно ориентированного подхода в обучении, необходимость реализации которого остро ощущается в настоящее время, связано с происходящими изменениями в образовании. В настоящее время образование переходит от традиционной организации, определяющей ведущими целями и результатами обучения знания, умения, навыки учащихся, к гуманистической личностной ориентации – к развитию и самореализации сущностных сил и способностей человека. Личностно ориентированный подход основан и вбирает в себя различные философские, психологические и педагогические концепции и теории.

Философия образования исследует специфику личностно ориентированного подхода посредством категорий субъекта, свободы, саморазвития, целостности, диалога как форм самопроявления личности.

С позиции психологической науки личностно ориентированный подход обогащается представлениями о функциях личности в жизнедеятельности человека, о специфической природе личностного уровня человеческой психики, о смысловой сфере, рефлексии, переживании и диалоге как механизмах образования личностного опыта. (М.И. Бахтин, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.И.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Т.Н.Семёнов.)

Личностно ориентированный подход – это отношение к личности как заведомо интересной и включение в педагогический процесс личностного опыта (С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов); учёт интересов и склонностей учащегося (А.В. Хуторской); ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности (В.А. Сластёнин, В.П.Каширин); создание условий для полноценного развития личностных функций мотивации, рефлексии, критики, смыслотворчества и т.д.(В.В. Сериков); выявление особенностей ученика как субъекта; признание его субъектного опыта как самобытности и самоценности (И.С. Якиманская); признание педагога и учащегося субъектами педагогического процесса (Ситаров В.А., Маралов В.Г); организация субъект-субъектного педагогического взаимодействия на основе диалогического общения (Е.В. Бондаревская, В.И. Ильичёва, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).

Сравнивая традиционный и личностно ориентированный подходы, а также сущность личностно ориентированного можно сделать вывод, что в личностно ориентированном подходе имеются определённые потенциальные возможности для развития познавательной активности обучающихся. К ним относятся: субъект-субъектное взаимодействие между обучающим и обучаемым, мотивация, актуализация субъектного опыта, рефлексия обучающихся.

Личностные качества обучающихся, востребованные временем, такие как целеустремленность и усердие, самостоятельность и организованность, решительность и инициативность концентрированно выражаются в их позна­вательной активности.

Понятие "познавательная активность обучающегося" рассматривается с двух сторон как активность - интенсивная целенаправленная деятельность обучающегося и активность - качество личности обучающегося.

Активизация учебной деятельности учащихся выражается главным образом в том, что основными в их работе по усвоению новых знаний становятся творческая переработка в сознании учеников получаемой научной информации и решение поставленных перед ними задач.

Теоретический анализ педагогической сущности влияния личностно ориентированного подхода на развитие познавательной активности обучающихся в учебной деятельности позволил сделать ряд заключений:

  1. Познавательная активность есть качество обучающегося, которое формируется под воздействием конкретных личностно ориентированных условий обучения.

  1. Внутренним источником, побудителем активности служат мотивы и интересы обучающегося, которые в процессе обучения могут изменяться и перестраиваться.

  1. Внешним источником активности выступает вся система педагогического субъект – субъектного взаимодействия обучающего и обучаемого, т.к. реальное позитивное влияние, побуждающее обучающихся к продуктивной учебно-познавательной деятельности, оказывают лишь то педагогическое взаимодействие, которое не только объективно значимо, но и субъективно принято обучающимися.

  2. В личностно ориентированном подходе обучающийся не столько объект педагогического воздействия, сколько субъект взаимодействия, т.е. активный участник образовательного процесса. Главным признаком, отличающим субъекта от объекта, является его активность.

  3. Влияние личностно ориентированного подхода на познавательную активность обучающихся происходит через мотивацию, актуализацию субъектного опыта, организацию рефлексии обучающихся.

Познавательная активность определяется единством четырёх компонентов познавательной деятельности: мотивационного, содержательно-операционного, эмоционально-волевого, личностно-значимого.

Мотивационный компонент имеет теснейшую связь с проявлением активной познавательной деятельности. Учение обучающегося побуждается не одним, а множеством мотивов, одни из них играют доминирующую роль, другие – подчиненную, иные – слабо заметную. В зависимости от того, какие мотивы преобладают, в зависимости от их силы и значимости для личности и учение обучающегося принимает меру значимости для него. Таким образом, одним из путей формирования интереса к познавательной деятельности является формирование у обучающихся положительных мотивов учения, обеспечивающих активное включение их в познавательную деятельность.

Содержательно-операционный компонент включает в себя владение обучающимися системой знаний, умений и навыков, устойчивым стремлением к пополнению знаний и овладению новыми способами деятельности. Содержательно-операционный компонент тесно связан с мотивационным.

Эмоционально-волевой компонент познавательной активности характеризуется стремлением к преодолению учащимися трудностей в учении и наличием определенного эмоционального настроя, связанного с успешностью учения.

Личностно - значимый компонент приобретает свою новизну, благодаря введению в учебный процесс личностно ориентированного подхода. Обучающийся рассматривается как субъект деятельности, то есть как субъект, который сам выбирает траекторию своего развития, поэтому деятельность носит личностно значимый характер.

Расширение субъектных функций обучающихся в педагогическом процес­се состоит в том, что во время обучения обучающийся расширяет свои функции, как субъект, в процессе деятельности, так как одной их основных характеристик подготовленного к самостоятельной деятельности обучающегося считается то, насколько быстро и экономно он находит и использует новые данные. Расширение субъектных функций происходит через совместное целеполагание и необходимую мотивацию ученика.

Установление субъект-субъектных отношений – это взаимное уважение преподавателя и обучающихся, демократический стиль является приоритетным стилем взаимодействия. Диалог между участниками педагогического процесса позволяет наиболее полно проявить свои личностные качества. Сотрудничество в обучении наиболее сильно влияет на развитие познавательной активности.

Развитие у обучающихся умений рефлексировать свою деятельность предполагает включение рефлексии в учебную деятельность, благодаря чему происхо­дит стимулирование собственных активных усилий обучающегося, осмысление его опыта, намерений.

Уровни развития познавательной активности обучающихся зависят от уровня развития составляющих ее компонентов и варьируют от низкого к среднему и высокому уровню познавательной активности.

К первому (репродуктивному) – низкий уровень, относятся обучающиеся, которые несистематически, некачественно готовятся к занятиям. Данный уровень отличается стремлением обучающегося понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами его применения по образцу, данному преподавателем. У обучающихся отмечается отсутствие познавательного интереса к углублению знаний, неустойчивость волевых усилий, не умение ставить цели и рефлексировать свою деятельность.

Ко второму (продуктивному) – средний уровень относятся обучающиеся, систематически и достаточно качественно готовившиеся к занятиям. Данный уровень отличается стремлением обучающихся понять смысл изучаемого явления, закона, проникнуть в его сущность, установить связи между предметами и явлениями, применить знания в новых ситуациях. На этом уровне активности обучающийся проявляет эпизодическое стремление к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший его вопрос. Имеется относительная устойчивость волевых усилий обучающегося в стремлении его довести начатое дело до конца, несмотря на встречающиеся трудности, преобладает совместное с преподавателем целеполагание и рефлексия.

К третьему (творческому) – высокий уровень отнесены обучающиеся, всегда качественно готовившиеся к занятиям. Данный уровень характеризуется устойчивым интересом обучающегося к теоретическому осмыслению изучаемых явлений, процессов, к самостоятельному поиску решения проблем, возникающих в результате учебной деятельности. Это творческий уровень активности, отличающийся глубоким проникновением обучающихся в сущность явлений и их взаимосвязи, стремлением осуществить перенос знаний в новые ситуации. Этот уровень активности характеризуется проявлением волевых качеств обучающегося, устойчивым познавательным интересом, умением самостоятельно ставить цели и рефлексировать свою деятельность.

Для того чтобы повысить уровень развития познавательной активности обучающихся. необходима специальная работа по внедрению в процесс обучения личностно ориентированного подхода.

Расширение субъектных функций обучающихся, предполагает, что на подготовительной стадии, в начале преподавания дисциплины, выделяются узловые моменты, основные цели и результаты, которые хотели бы получить после изучения курса, т.е. происходит совместное целеполагание.

Обучающиеся выдвигают те цели, которые бы они хотели преследовать при прохождении дисциплины. Далее происходит совместное целеполагание: цели которые предлагают обучающиеся необходимо соотнести с целями, которые формулирует преподаватель и выдвинуть общие, т.е. происходит совместное целеполагание. Вообще необходимо отметить, что совместное целеполагание должно происходить не только в начале прохождения дисциплины, но и на каждом занятии. Например, в начале дисциплины в процессе совместного целеполагания можно перед обучающимися поставить следующие вопросы: «Что Вы хотите, чтобы входило в содержание занятия? Предложите свои цели и задачи?» Далее учитель предлагает свои цели на весь курс, после этого происходил анализ отобранных целей, их классификация. И в заключительной стадии происходит определение приоритетных целей.

С этапом целеполагания тесно связан этап развития положительной мотивации. Мотивация приводит в соответствие цель деятельности и средства ее достижения, обуславливает целесообразность и осмысленность действий в це­лостном поведенческом акте личности. Сила мотива определяется степенью значимости выполняемой деятельности, от нее зависит интенсив­ность учебной деятельности. Чем сильнее познава­тельная мотивация у обучающихся, тем более сложные задачи способны они ре­шить.

Для того чтобы формировалась положительная мотивация, на занятиях можно обсуждать вопросы: для чего нужно изучить данную тему, что даёт вам её изучение для дальнейшей деятельности, зачем нужно знать данную тему и т.д.

Актуализация субъектного опыта обучающихся, позволяет найти обучающимся в учебной дисциплине то содержание, которое выступает основой их творческого и интеллектуального развития, оказывает формирующее воздействие на целостный субъектный опыт обучающихся.

Установление субъект-субъектных отношений, привело к отбору разнообразных видов семинаров и практических занятий. К ним можно отнесли «Круглый стол», «Мозговой штурм», моделирование учебных ситуаций и их анализ; разрешение поставленных проблем; консультации как во время занятий, так и после них; проведение тестовых заданий, взаимоконтроль. Если обычные формы организации обучения имеют ограниченные возможности в изменении позиции обучаемого, поскольку он всегда находится в роли обучающегося, то нетрадиционные формы обучения предполагают разнообразие ролей: учитель, консультант, организатор деятельности одноклассников, ученик, организатор образовательного процесса в школе и т. т. Особое место на данной стадии занимает игра т.к. доказано, что именно игра больше всех подходит для организации личностно ориентированного подхода и позволяют каждому ученику занять активную позицию в обсуждении, проявив личные знания, интеллекту­альные и коммуникативные способности.

Широкая познавательная направленность (интерес к знаниям, к преодолению трудностей) формируется всем ходом обучения в школе. Учебно-познавательные интересы, как более глубокие требуют для своего формирования особой работы. Еще более кропотливого труда требует воспитание мотивов самообразования.

Формированию познавательной активности учащихся способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметные связей, совершенствование методов обучения, разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения, личностно-ориентированного подхода в обучении, модернизация структуры урока, расширение форм самостоятельной работы на уроке, активизация учебной деятельности на уроке, особая система работы по воспитанию приемов самообразования.

В целом все стороны процесса обучения – система понятий курса, методы обучения и их сочетание, структура урока, деятельность самих школьников – оказывают большое мотивирующее влияние, развивают все виды познавательной активности учащихся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие познавательной активности учащихся как технологический процесс

Автор: Ольга Геннадьевна Глушкова

Дата: 31.05.2022

Номер свидетельства: 608451

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Творческий отчет "Развитие познавательной активности учащихся""
    ["seo_title"] => string(72) "tvorchieskii-otchiet-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "298874"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456412820"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Развитие  творческих способностей  учащихся через практическую деятельность  на уроках кулинарии"
    ["seo_title"] => string(103) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsiachieriezpraktichieskuiudieiatielnostnaurokakhkulinarii"
    ["file_id"] => string(6) "258766"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448558309"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Презентация "Кабинет обслуживающего труда - лаборатория для творческой работы учащихся" "
    ["seo_title"] => string(105) "priezientatsiia-kabiniet-obsluzhivaiushchiegho-truda-laboratoriia-dlia-tvorchieskoi-raboty-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "136549"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417116958"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Инновационное обучение как средство развития познавательной мотивации. "
    ["seo_title"] => string(78) "innovatsionnoie-obuchieniie-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-noi-motivatsii"
    ["file_id"] => string(6) "107961"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403515110"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(296) "Статья:"Роль педагога в развитии функциональной грамотности школьников на уроках художественного труда в условиях обновления содержания среднего образования.""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_rol_piedaghogha_v_razvitii_funktsional_noi_ghramotnosti_shkol_nikov_na_u"
    ["file_id"] => string(6) "433779"
    ["category_seo"] => string(9) "iskusstvo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508658950"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства