kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие наблюдательности учащихся при изучении окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие наблюдательности -одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие наблюдательности учащихся при изучении окружающего мира»

РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Р.Н. Винокурова, учитель начальных классов МБОУ «Кюсюрская СОШ», с. Кюсюр


Развитие наблюдательности – одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира. Наблюдательность - это свойство личности, умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей. Наблюдатель делает выводы, обобщения, выделяет закономерности и связи. Наблюдение характеризуется большой активностью личности. Мы воспринимаем не все из того, что бросилось нам в глаза, а вычленяем наиболее важное и интересное для себя. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс. В процессе наблюдения характеризуется очень важное качество личности - наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего. Но именно это малозаметное нередко и важно для понимания того или иного предмета, явления[3].

Учителя должны обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел все, что требуется, не только слушал, но и услышал. Пути развития наблюдательности при организации окружающего мира разнообразны: использование различных средств наглядности; организация наблюдений при проведении опытов, практических работ; введение дневников наблюдений, фенологических тетрадей, настенных календарей природы и труда; организация наблюдений на экскурсиях и после экскурсий. Рассмотрим некоторые из перечисленных путей развития наблюдательности. Слово наглядность означает доступность визуального наблюдения, то очевидное, что можно показать, увидеть, непосредственно воспринять. Типы восприятия разные по содержанию и функциям. Это натуральные средства, печатно-иллюстративные модели, муляжи, условные, графические изображения, знаковые модели.

Наглядность может выполнять различные функции, в частности иллюстративную, объяснительную, операторную.

1.Отбор наглядных средств учителем для урока зависит от:

- целей. Эффективными являются натуральные пособия, графическая наглядность. Например, можно использовать схему круговорота воды в природе, развитие растения из семени, цепи питания и др.;

-удобства организации анализа. Я использую работу с таблицей, где дано крупное изображение, а не коллекция;

-способа организации деятельности учащихся. При работе в парах, наглядность должна быть в раздаточном варианте;

-возрастных особенностей. Учащиеся хуже воспринимают слишком яркие изображения.

2.Учителю необходимо продумывать мотивацию использования наглядности. Один из приемов, способствующих развитию мотивации-использование разнообразных средств наглядности: таблиц, показ слайдов, фрагментов видеозаписи, рисунков и др. Важным приемом является создание проблемной ситуации. Например, на доску вывешиваю изображения птиц (без подписей). Организую беседу, задавая вопросы:

-Каких птиц вы знаете? Назовите их. Почему вы не смогли назвать всех птиц? Что надо уметь делать, чтобы узнавать различные природные объекты? (Выделять существенные признаки, по которым можно узнать объект, в частности, что это за птица). Нужно ли этому учиться? Почему этому надо учиться?

3.Перед использованием наглядности обязательна постановка цели или учебной задачи наблюдения. Поставленная задача делает наблюдение избирательным и целенаправленным. Это способствует и формированию мотива.

4.Регулятором процесса восприятия является установка, т.е. готовность к восприятию нужного в данный момент материала. Хорошим средством является словесная инструкция. При демонстрации наглядных пособий учитель подчеркивает, на что в первую очередь нужно обратить внимание. А потом уже можно предложить рассмотреть и другие признаки.

5.Подготовка к наблюдению сложных объектов или явлений включает составление плана проведения наблюдения. Он может быть более или менее развернутым, даваться устно или письменно. План полезен не только для организации наблюдений, но и для последующего рассказа об увиденном.

6. Чем богаче прошлый опыт, тем больше дети видят в предмете или явлении. Для реализации задачи учитель проводит с учащимися экскурсии, прогулки, работу с дневниками наблюдений, фенологическими тетрадями, календарями природы. Это могут быть специальные задания к урокам.

Для организации наблюдений в природе нужно знать основные правила:

найти предмет, который указал учитель, или выбрать его самому, рассмотреть сначала предмет в целом, чтобы запомнить его очертания, общую форму, преобладающую окраску, наметить для рассмотрения отдельные части, детали предмета, внимательно рассмотреть каждую часть. Стараться запомнить форму, окраску, размеры, положение по отношению ко всему предмету, каждой намеченной части. Не причинять вреда предметам природы. Помнить, что природа нам дарит здоровье, создает красоту, кормит и поит нас. По результатам наблюдений сделать записи, зарисовки.


Литература:

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. - М.: Просвещение, 2008.

2. Блохина С.Н. Экскурсия в природу детей младшего школьного возраста. Методические рекомендации. - Благовещенск, 2011.

[3] Титова В. В. Пути развития наблюдательности учащихся при изучении окружающего мира. Начальная школа №1, 2005г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие наблюдательности учащихся при изучении окружающего мира

Автор: Винокурова Рита Николаевна

Дата: 21.04.2022

Номер свидетельства: 605327

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок окружающего мира "Птичьи новости" "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-ptich-i-novosti"
    ["file_id"] => string(6) "104690"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402750990"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172409"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816843"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Рабочая программа по окружающему миру УМК "Планета знаний" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-umk-planieta-znanii-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153586"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421050148"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 3 класс УМК Планета знаний."
    ["seo_title"] => string(102) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-rabochiei-proghrammie-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "263582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449574495"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока по Окружающему миру "Что это за листья" 1 класс"
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt_uroka_po_okruzhaiushchiemu_miru_chto_eto_za_list_ia_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "343410"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473674999"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства