Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики руки на уроках в начальной школе»
Крамарова Елена Анатольевна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 40»
г. Старый Оскол
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ НА УРОКАХ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение.
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант. Ребенок больше всего на свете хочет бегать, прыгать, совершать любые движения, потому что для него движение есть способ постижения мира. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость предметов, их форму, размер, тяжесть или легкость. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук. Следовательно, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. М.М. Кольцова, занимаясь изучением условий развития речи, экспериментально доказала, что «рука – это второй центр речи, и развитие речевой зоны идет параллельно с развитием тонких движений пальцев рук», то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, исходящих от пальцев рук. Головной мозг, руки, артикуляционный аппарат теснейшим образом связаны между собой.
Развитие мелкой моторики у младших школьников является неотъемлемой частью их всестороннего развития. Поэтому важно обратить внимание педагогов, родителей на актуальность и значимость этой темы, чтобы помочь детям правильно развиться.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Поступая в 1-ый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и "зеркальное" письмо, когда ребенок не различает понятия "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываются в общий темп работы. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации дополнительных упражнений, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.
Для решения задач используют следующие средства:
Массаж рук.
Массаж рук проводится сначала на одной руке, затем на другой руке.
1.Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.
2.Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.
3.Интенсивные движения большого пальца вперёд-назад, вверх-вниз, по кругу.
4.Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.
5.Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе.
6.Точечный массаж каждого пальца.
Пальчиковый тренинг.
1.Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо 4-5 раз.
2.С силой сжимать и разжимать пальцы 5-6 раз.
3.Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо 4-6 раз.
4.Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги 5-6 раз.
5.Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение 3-4 раза.
6.Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.
Развитие графической моторики.
а) Особое место занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандашей. Для штриховки используются книги для раскрашивания.
б) Обведение контуров. Обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
в) Рисование узоров по клеточкам. В образце есть начало узора, необходимо его продолжить.
г) Рисование по опорным точкам, пунктирным линиям.
д) Раскрашивание картинки.
Физкультминутки.
Движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание, слуховое восприятие).
Пальчиковые игры.
Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением.
Игры.
Дидактические, театрализованные, "театр в руке", сюжетно-ролевые позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.
Занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке, обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона), сминание пальцами комочков из бумаги; способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.) способствуют развитию речи.
Чтение художественной литературы расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Литература:
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. - М.:У-Фактория, 2006. - 10-40 с.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(256) "Проектирование урока физической культуры для учащихся 3-х классов в режиме технологии развития мелкой моторики и координации движения рук "
["seo_title"] => string(161) "proiektirovaniie-uroka-fizichieskoi-kul-tury-dlia-uchashchikhsia-3-kh-klassov-v-riezhimie-tiekhnologhii-razvitiia-mielkoi-motoriki-i-koordinatsii-dvizhieniia-ruk"
["file_id"] => string(6) "161993"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1422292242"
}
}