Просмотр содержимого документа
«"Развитие логического мышления на уроках математики"»
Доклад представлен на педагогическом совете
23.09.15г
Автор: Коваленко Е.В
Развитие логического мышления у младших школьников.
Умение логически мыслить – это значит уметь анализировать и делать правильные выводы. Без этого навыка ребёнку не обойтись ни только на уроках но и в повседневной жизни. Формирование логического мышления начинается в возрасте 2-3 лет и продолжается на протяжении всей жизни. В основе логического мышления лежит, образное мышление. Формирование логики процесс очень сложный, но необходимый для нормального физического, социального, психического развития ребёнка.
Внедрение новых стандартов в школе, требуют от ребёнка умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, обобщать, делать выводы. Всё это требует целенаправленного и активного развития логического мышления у младших школьников. Работа по развитию логики должна носить системный характер на всех этапах обучения. Но при развитии логического мышления не стоит забывать и об особенностях психического развития младших школьников. В возрасте 6-7 лет ребёнок мыслит конкретными категориями, мышление в этом возрасте наглядно-образное и наглядно-действенное. Поэтому перед учителем стоит одна из главных задач развивать логическое мышление у ребёнка. Успешное формирование логического мышления может проходить на всех изучаемых предметах. Чем больше мы развиваем логику у ребёнка, тем больше мы способствуем работе интеллекта. А ни это ли является гарантом успеха? Из этого следует что уже в начальной школе ребёнок должен овладевать логическими действиями. Сегодня известны многие программы направленные на развитие логики.
И именно не стандартные логические задания являются отличным инструментом для этого развития. Вот некоторые задания которые я использую на своих уроках.
Данный тип заданий заставляет младших школьников рассуждать, сопоставлять различные суждения, делать умозаключение.
СТУ
СТЕ+ =?
СЛЕ
Загадки-шарады:
Какую часть карандаша можно изготовить с помощью крупной хищной птицы и хвойного дерева?
Какая мера длины определяется двумя нотами?
Метагррммы:
С «у» я птицею бываю,
В поле в сумерки летаю.
С «и» в пруду меня найдёшь.
На сазана я похож.
С «е» мешаю-мешаю я трудиться
И старательно учиться,
До добра не довожу.
Такие игровые задания активизируют деятельность ребёнка. Так же на уроках русского языка использую задания по классификации. Даётся слова необходимо разбить на группы, или в данных группах определить общий признак и подписать их, найди лишнее слово и т.д. Такие задания помогают период формирования логики сделать продуктивным и результативным. Важно, что бы эта работа проводилась регулярно и на всех уроках. Все эти задания можно подбирать с учётом поставленных целей. Так например при работе с текстом. Произведение Куприна «Бедный принц»
Вопросы: Как ты думаешь, мальчик, описанный в рассказе твой современник?
Найди слова в тексте, которые помогли тебе ответить на предыдущий вопрос.
Почему мальчик так странно себя ведёт?
Если бы ты был автором этого рассказа как бы ты его назвал?
Роль математики исключительно велика в развитии логического мышления, так как в ней высокий уровень абстракции. Как показывает опыт, решение логических задач в младшем школьном возрасте, один из эффективных способов развития мышления.
Задачи на логику очень разнообразны.
1.Два землекопа за 3 часа выкопали 3 метра канавы. Сколько землекопов за 5 часов выкопает 5 метров канавы?
2.Запишите число 24 тремя 2 и знаком действия.
3. Найди закономерность, по которой составлен каждый ряд чисел, продолжи каждый ряд на 3 числа.
2 5 11 23…
3 7 19 55…
2 4 5 8 12 17 23…
Данные задания вызывают большой интерес у детей. А интерес в свою очередь повышает познавательную активность детей.