Развитие логического мышления младших школьников как фактор успешного обучения в школе
Развитие логического мышления младших школьников как фактор успешного обучения в школе
Каким видит государство своего гражданина в наше время? Послушным исполнителем или компетентным в определенной области человеком, который обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней?
В жизни нам необходимы качества, когда нужно что-то оценить, или обсудить, что- то с чем-то сопоставить, и кого-то с кем-то рассудить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления младших школьников как фактор успешного обучения в школе»
Развитие логического мышления младших школьников как фактор успешного обучения в школе.
Каким видит государство своего гражданина в наше время? Послушным исполнителем или компетентным в определенной области человеком, который обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней?
В жизни нам необходимы качества, когда нужно что-то оценить, или обсудить, что- то с чем-то сопоставить, и кого-то с кем-то рассудить.
Опираясь на логическое следование мыслей, а не на собственное желание или на возникшее неожиданно предпочтение, врач ставит грамотный, обоснованный диагноз, критик справедливо, беспристрастно и объективно оценивает фильм или спектакль.
Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, способными вырабатывать верные пути излечения, толковыми юристами, склонными к глубокому анализу всех фактов, имеющихся в распоряжении следствия, честными критиками, умеющими разобраться в сути авторского подхода, в содержании законов по которым он творит, им необходимо научиться мыслить отвлеченно, по правилам, логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, обрести гибкость и одновременно непротиворечивость в следовании мыслей, овладеть умением легко оперировать утвердительными и отрицательными суждениями.
Таким образом, решение логических задач, как с целью развлечения, так и для проверки ума и его развития, полезно каждому ребенку, потому что позволяет ему лучше понять свои возможности, на которые в будущем он будет опираться.
Государству не помогут в развитии экономики, науки, искусству и в других областях граждане, живущие по принципу « скажут - сделаю». Государству нужны люди, стремящиеся к улучшению устройства жизни, к развитию, а не потреблению ресурсов. А это смогут граждане мыслящие, желающие преобразовывать и улучшать жизнь.
Любая профессия в современном производстве требует от человека творческого подхода, логического взгляда ума, умения применять приобретенные знания на практике. Поэтому перед общеобразовательной школой поставлена задача вместе с семьёй подготовить учащихся к самостоятельному труду, научить их мыслить и творить, настойчиво преодолевать трудности, привить детям желание приумножить свои знания и умения. Решение ее будет успешным, если с первых классов школьников будут учить, не просто запоминать программный материал, а осмысливать его, делать несложные умозаключения, рассуждать. Этому способствует логическое мышление. Мышление – творческие способности человека, сформировавшиеся и развивающиеся в процессе деятельности, это, прежде всего, анализ, синтез и обобщение. Благодаря мышлению человек ставит определенные цели, предполагает результаты, преобразует мир.
Не случайно мной оговорено, что эта задача стоит не только перед школой, но и родителями. В своей практике я встретилась с тем, что у основной части родителей моего класса неправильный подход к подготовке к школе. По результатам диагностики проведенной с психологом своей школы, определен низкий уровень развития познавательных процессов будущих моих учеников. Родители или совсем не придают этому значения, оперируя тем, что «я думал, этому научат в школе», или интенсивно учат с детьми знаковые элементы через запоминание, то есть знание цифр и букв. Л.А. Венгер подчеркивает, «что быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать и считать, а быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». [ 1, с 3] Это должно быть девизом родителей всех будущих учеников. Именно слабая подготовка познавательных процессов снижает темп усвоения материала, а значит, отражается в низкой успеваемости.
Проблема различий в мышлении младших школьников всегда была одной из центральных в системе психолого-педагогических исследований. Различия в мышлении рассматривались с разных сторон: различия в операциях мышления, его качествах, типах. Данный вопрос рассматривался такими учеными как Н.А. Менчинской, Г.П. Антоновой, З.И. Калмыковой, С.Ф. Жуйковым и другими. Н.А. Менчинская подтвердила, что « обучаемость тесно связывалась с умственным развитием: со сформированностью мыслительных операций». Г.П. Антонова выявила «что дети, разделенные в результате выполнения заданий в начале второго класса на три группы по уровням их выполнения и мышления (высокий, средний и низкий), сохраняли свое место в соответствующей группе и в последующие годы обучения». [2] Выяснилось в работах С.Ф. Жуйкова, что «есть определенная подвижность различий, в частности в группе менее сильных школьников за время обучения в школе не осталось детей, решающих контрольные задачи на самом низком уровне (в то время как при обучении по не экспериментальным программам такие дети еще были)». [ 3, с 43] Анализ результатов отмеченных выше исследований показывает, что действительно эти различия (в частности, по степени развития мыслительных операций) достаточно подвижны и в значительной степени теряют свою остроту в условиях обучения, нацеленного на интеллектуальное развитие детей. Значит, различия в мышлении младших школьников зависят от методов их обучения.
В современном обучении в рамках компетентностного подхода процесс строится на необходимом хорошем уровнем развития мыслительных операций. В любом методе формирования компетенции необходимо развитое, например, умение анализировать, выделять главное, обобщать, рассуждать. Получается, что логика в рамках компетентностного подхода является и средством достижения цели, и объектом развития личностных качеств ученика.
Интенсивное развитие мышления происходит в младшем школьном возрасте. Для учителя главное использовать этот момент. «К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности». [ 4, с 8] Эти способности помогут в дальнейшем обучении не просто освоить знания, но и помогут приобрести учащимся основной школы уверенность в своих силах познания окружающей жизни, умение использовать как знания, так и навыки в бытовых житейских ситуациях.
Педагоги основной школы благодарны, если ученик, переходящий к ним на новую ступень обучения, обладает способностью учиться обладает способностью учиться, то есть иметь хороший уровень развития познавательных процессов. И учителя начального обучения должны ответственно подходить к вопросу начальной подготовки учащихся во всех направлениях формирования ключевых компетенций. Однако и нам хотелось бы принимать первоклашек с определенной базой подготовки. Особенно той, о которой говорила раньше: способностью учиться. Но в силу личных взглядов родителей, или возможно других жизненных ситуаций дети не всегда идут в школу, в начальную школу с базой такой подготовки. Например, у учеников моего класса, на начало первого года обучения процент развития познавательных процессов был достаточно низким. Это в дальнейшем замедляет процесс обучения и развития учащихся.
Осознавая, что фактором успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы, я поставила перед собой задачу создать условия для развития этих качеств, способностей, возможностей, заложенных в детях изначально.
Как сформировать у младшего школьника логическое мышление? Нужно, прежде всего, чтобы ребенок усвоил систему понятий. «Понятия – это обобщенные знания о целой группе явлений, предметов, качеств, объединенных по общности их существенных признаков». [ 5, с 14] Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать. Усвоение системы понятий требует развития таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение и так далее.
Для реализации этой задачи необходимо было выбрать пути её решения. В 1 классе я систематически использовала на уроках минутки логических разминок, проводила занятия по логике в свободное от учебы время, при этом создавала группы разноуровневые. Вместе с психологом организовывали консультации родителей на родительском собрании и индивидуально. Психолог проводил один раз в неделю дополнительное занятие по развитию познавательных процессов. На уроке тоже использовала технологии и задания, способствующие развитию мыслительных операций. Например, во втором классе на уроке познания мира использую технологию модульного обучения по методике М.М.Жанпеисовой, дифференцированные задания на уроках математики и русского языка. Какие же преимущества методов и приемов, используемых на практике:
построение урока по технологии модульного обучения М.М.Жанпеисовой по предмету познания мира.
Моя цель построить учебный процесс так, чтобы вызвать и сохранить интерес к обучению и одновременно способствовать развитию мышления . Это возможно через интересное занимательное задание или увлекательную обучающую игру. Одной особенностью разработанной данного варианта технологии обучения является ориентация на развитие познавательных способностей и познавательных процессов.
занимательные задачи
Каждый ребенок интересуется яркостью в обучении, их привлекает игровой персонаж, но не каждый ребенок добровольно остается решать ту занимательную задачу, которую предлагает персонаж. В дальнейшем надо приложить усилие, осуществить мыслительные операции, чтобы разрешить задачу, чтобы разрешить задачу. Вот здесь и проблема из-за слабо развитой подготовки, как психологической, так и учебной. Здесь поможет ситуация успеха. За занимательные задачи не ставится оценка, она может решаться в группе «поддержки», возвращение повтора задания успокаивает ребенка и побуждает к созиданию нового решения. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.
минутки логических разминок.
Их я использую на любом этапе урока. Они помогают настроить на серьезную работу, разрядить ситуацию напряженного обучения, завершить урок, подводя к итогу. Мои ученики любят подводить итог после таких разминок. Они определяют, какие знания нужно иметь, чтобы выполнить задание и обязательно добавляют, что «ещё нужно поразмышлять».
занятия по логике в свободное от учебы время
на уроках русского языка решение орфографических задач
Орфографические задачи привлекают учащихся своей загадочностью, и тут же способствуют формированию орфографической зоркости.
работа с родителями, тесная связь с психологом.
В этой работе активное участие принимает психолог нашей школы. Она помогает определить направления работы в классе, построить индивидуальную работу с учеником, проводит консультацию с родителями на собрании или индивидуально. Заинтересованные в развитии своего ребенка родители всегда в курсе всех результатов диагностики и с пониманием относятся к рекомендациям. От детей слышно, что «мне мама купила журнал, где есть интересные задачки», «а мы с папой вместе решаем ребусы». Но есть группа родителей, которая интересуется только оценкой и недовольна отрицательной отметкой. Причем, не обращают внимание на очень тесную связь между наличными возможностями ребенка и содержанием обучения. Нужно развивать эти возможности и тогда результаты будут лучше.
занятие национальной игрой «Тогыз-кумалак».
Основным результатом своей работы я считаю ту ситуацию, когда после решения данных заданий у учащихся сформировалось личное умозаключение, что есть острая необходимость уметь мыслить, учиться этому. Сами учащиеся попросили меня больше упражняться в решении таких заданий на дополнительных уроках, корректирующих усвоение учебного материала.
Очень жаль, что до сих пор не каждый родитель понимает значимость решения задач, строящихся на мыслительных операциях, для развития ребенка. Еще слышны фразы: « Нас так не учили, мы зубрили правила, тексты, таблицы. А сейчас такие задания, что не всегда можем решить и мы. Зачем?». А затем, чтобы человек в дальнейшем не стал ведомым, чтобы неожиданно оказавшись в силу обстоятельств в какой-то ситуации, смог найти выход. Смог оценить обстановку, отнестись к ней спокойно и рассудительно, и принять удачное решение.
Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальной школе, в основной школе переходит в разряд неуспевающих. А неуспевающий может перейти в неуспешного гражданина.
Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем мышления. Наша общая конечная задача – помогать всем детям в умственном развитии, в повышении интеллектуальной готовности каждого ребенка к обучению, к жизни.
Список литературы.
Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников. - Москва: 1979.
Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? - Москва: 1999г.