kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие исследовательских навыков у младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельные исследования, проводимые детьми, помогают совершить им собственные маленькие открытия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие исследовательских навыков у младших школьников»»



Развитие исследовательских навыков у младших школьников


Кудрявцева Т.В.

МОУ СОШ №27
г. Комсомольск-на-Амуре

Формирование исследовательских умений у младших школьников является необходимым условием в контексте ФГОС начального общего образования.

Младший школьный возраст имеет внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру, как культурологического понятия. Поэтому целесообразно вовлекать учащихся в деятельность, которая характеризуется мотивированностью, пониманием личностного смысла, предметной направленностью, занимательностью и освоению историко-обществоведческих знаний .

Исследовательская ситуация создает субъектную позицию ученика начальной школы, стимулирует к развитию познавательного интереса и положительной мотивации к познанию историко-обществоведческих знаний.

Самостоятельные исследования, проводимые детьми, помогают совершить им собственные маленькие открытия на пути постижения патриотизма, стойкости и мужества, единства и сплоченности, трудолюбия и самоотверженности, любви к Родине, благодаря которым сумело выстоять и одержать Победу старшее поколение. Младший школьник привлекается к исследованию материала школьного архива, семейных архивов, предметов реликвии, семейных традиций, вступая в диалог поколений.

Данный подход расширяет возможности учителя начальной школы в формировании исследовательских умений при изучении историко-обществоведческого материала, стимулирует ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии, способствуя воспитанию ценностного отношения и развивая личностную культуру ребенка.

Бесконечно много таких моментов в жизни человека, когда неожиданно меняется привычная жизненная ситуация. В том случае, когда ситуация становится нестандартной, автоматизированное реагирование не срабатывает и включается иной механизм — механизм поисковой активности. Включение механизма поисковой активности порождает исследовательское поведение. Само исследовательское поведение может быть конструктивным, выверенным логически. То есть построенном на анализе собственных действий, синтезе получаемых результатов, оценке — логическом прогнозе. Такое поведение приобретает  характер исследовательской деятельности.

Развивать исследовательские способности начинаем с первого класса послебукварного периода. Учащиеся каждой возрастной группы овладевают определёнными методами исследования по степени повышения сложности, учитывая возрастные особенности. В каждом новом учебном году закрепляются полученные навыки предыдущего года, и дети знакомятся с новыми методами исследования.

Коллектив 3-го класса в этом учебном году работал по изучению истории родного края. Мы встречались с интересными людьми, с ветеранами тыла и труда родного хутора. С прошлого года ведем поисковую краеведческую работу и написали доклад на тему: «Улица Октябрьская».

Цель – изучение возникновения данной улицы и его развитие в наше время.

Задачи:

  • Изучать историю возникновения данной улицы.

  • Роль улицы в жизни хутора.

  • Вести исследовательскую работу о людях, проживающих на улице Октябрьской.

Актуальность: Изучение данной темы является информационной базой возникновения улицы Октябрьской.

Объект изучение: Улица Октябрьская.

Теоретическое изучение: Изучение материала по данной улице.

Практическое изучение: Сбор информации по данной улице.

Исследовательское поведение особенно ценно тем, что это создает надежный фундамент для постоянного преобразования процессов обучения и развития – самообучение, саморазвитие.

Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская практика – один из самых эффективных. Умение и навыков исследования, самостоятельного, творческого постижения истины, полученные в детских играх, легко прививается и переносится в дальнейшем во все виды деятельности. С целью привить детям навыки и умения исследовательского поведения, мы использовали исследовательские методы в своей работе. Прежде чем начать работу, настроили родителей на совместную работу с детьми, оказание посильной помощи и моральной поддержки.

В первом классе провели родительское собрание на тему: «Как научить ребенка приобретать знания?». Главной задачей было помочь в детских исследованиях, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения. Помощь требуется на всех этапах работы: при выборе предмета исследования, при поиске методов его изучения, при сборе и обобщении материала, при доведении дела до завершения. Эта деятельность разворачивалась в нашем классе вне уроков как внеклассная работа по краеведению, также и во внеурочные занятия.

В нашей школе регулярно проводятся круглые столы, классные родительские собрания, конференции по темам : " Мой родной хутор", "Моя улица-самая , самая...", "Мой хутор во время ВОВ". Наши дети участвуют с 1 класса. Все исследовательские работы и проекты детей выполнялись по схеме:

  • Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования);

  • Выбор темы исследования;

  • Разработка гипотезы;

  • Сбор и обработка информации;

  • Анализ и обобщение полеченных материалов;

  • Подготовка отчета (сообщение по результатам исследования);

  • Доклад (защитить его публично, ответить на вопросы).

Самыми сложными в работе с младшими школьниками является теоретические темы. Теоретические исследования проводятся на основе изучения текстовых и иллюстрационных источников. Ребенок собирает в итоге такого исследования большую информацию, ее надо не только понять, но и проанализировать, сопоставить, обобщить.

Так в 3 классе мы написали доклад на тему: «Улица Октябрьская». Сначала ребята узнали почему улица получила именно такое название. Ребята с интересом слушали рассказы своих односельчан Лукшиной Н.И., Бакшеевой Л.Н., Ена Н.А., Чернышовой Д.В., и других.

В классе я ребят разделила на группы: Валера, Саша и Глеб собирали информацию о воспоминаниях Катя, Наташа, Лиза и Алина собирали материал о возникновении названия улицы. Игорь и Эвелина работали по докладу «Улица Октябрьская». Сначала они выступили в школе на круглом столе, затем в районе на конференции.

На основании проведенного исследования мы пришли к заключению, что для того, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать исследовательскую активность поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать.

Исследовательский путь познания помогает школьнику увидеть гармонические связи между явлениями и фактами, картину природы как связного целого, это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Ребенка необходимо учить специальным знаниям, умением и навыкам исследовательской деятельности.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться – важная задача современной начальной школы.


Литература:

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: – М.: АРКТИ, 2016г

Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа» №2, 2017г

Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3, 2015г

Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1, 2014г













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Развитие исследовательских навыков у младших школьников»

Автор: Кудрявцева Татьяна Владимировна

Дата: 02.02.2022

Номер свидетельства: 599392

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "124370"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414689548"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Развитие творческих способностей младших школьников при организации проектно- исследовательской деятельности "
    ["seo_title"] => string(123) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-pri-orghanizatsii-proiektno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "212986"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431961685"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Формирование потребности в здоровом образе жизни, через исследовательскую деятельность младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(119) "formirovaniie-potriebnosti-v-zdorovom-obrazie-zhizni-chieriez-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "168040"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423160328"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Мастер  класс на тему: «Исследовательское обучение младших школьников». "
    ["seo_title"] => string(77) "mastier-klass-na-tiemu-issliedovatiel-skoie-obuchieniie-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "170922"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423594740"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства