kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие функциональной грамотности в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Базовым навыком функциональной грамотности в начальных классах является читательская грамотность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности в начальных классах»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нусинская основная общеобразовательная школа»

Арского муниципального района Республики Татарстан












Развитие функциональной грамотности в начальных классах
















Составитель: учитель начальных классов Сафиуллина Г.К.







Данный сборник текстов был составлен в помощь учителю. Часто при проверке техники чтения возникает проблема при выборе текста. Поэтому при подборе материала я ориентировалась на разный уровень подготовки класса и каждого ученика в отдельности. Тексты можно использовать и для предварительной подготовки к контрольной проверке техники чтения. В конце каждого произведения даны вопросы и задания, которые позволяют проверить не только скорость чтения, но так же узнать, насколько ученик понял смысл произведения.

Для современной жизни недостаточно того багажа знаний, который накопят наши ученики за годы обучения. Ведь из того, что они знают сегодня, лишь 10–15% будет актуально завтра. Чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь находить источники информации, работать с ней, оценивать её.

Необходимость формирования умения работать с информацией отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Программа, предполагающая формирование умений работать с информацией, включает четыре уровня работы с текстом:

-поиск информации и понимание прочитанного;

- преобразование и интерпретация информации;

- применение и представление информации;

- оценка информации.

Все данные умения относятся к информационной грамотности и применяются не только к текстовой информации, но и к информации, представленной в любом другом виде.

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.

Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании читательской компетентности.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность определяется:

-владением техникой чтения,

-приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

-умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных(учебной, научно-познавательной, справочной),

- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

-сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Применение знаний при работе с текстом

Большое внимание на уроках литературного чтения уделяем работе с текстом направленным на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки (универсальные учебные действия -УУД) в учебных и жизненных ситуациях:

  • Нахождение информации. «Прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме, выделение главного и второстепенного содержания».

  • Интерпретация текста. «Сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста».

  • Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. «Связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения».

Основные виды работы с текстом

  1. Чтение всего текста (первичное, ознакомительное; по заданию учителя).

  2. Чтение, деление на смысловые части. Составление плана(цитатный – даются цитаты из произведения, их нужно расставить в правильной последовательности, чтобы получился цитатный план, вопросный – проводится беседа с учащимися, составление вопросов к тексту и дети самостоятельно работают в парах, картинный – в качестве упражнения даётся несколько иллюстраций, в нарушенной последовательности и предлагается учащимся расположить их логическому содержанию, дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них. Дополнение серии картинок недостающей с помощью словесного рисования или исключение из серии картинок той, которая не относится к данному рассказу или которая является лишней, схематический – ознакомление с текстом и составление различных блоков-схем).

  3. Чтение (пересказ) по готовому плану.

  4. Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный – наиболее доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, краткий – наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи, выборочный – бывает следующих видовпересказ отдельного эпизода, отдельной сцены по вопросу или заданию учителя, творческий – в школе применяется редко. Его цель в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе.

  5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

  6. Восстановление деформированного текста.

  7. Инсценирование текста или отрывка.

  8. Выборочное чтение (с определенным заданием).

  9. Чтение в лицах.

  10. «Жужжащее чтение» - это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса.

  11. Чтение цепочкой по предложению.

  12. Чтение абзацами.

  13. Чтение с пометками - каждому учащемуся выдается текст и предлагается сделать условные пометки («з» - знаю, «х» - хочу узнать, «у» - узнал новое).

  14. Чтение с остановками – для этой работы выделен общий алгоритм, который состоит из: 1. вызов (конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики); 2. осмысление (чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"); 3. рефлексия (на этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск).

  15. Чтение по группам - это длина группы, которую можем прочитать сразу, без движения взгляда слева направо.

  16. Поисковое чтение - вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания. Цель – найти конкретную информацию в тексте (определения, правила, цифровые и иные данные и т. п.).

  17. Комбинированное чтение(учитель + учащиеся хором)

18."Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

19.Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

20. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

21. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

22.Нахождение и чтение образных слов и описаний.

23. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

24. Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

25. Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

26. Нахождение самого длинного слова в тексте.

27. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

Поэтапное внедрение при работе с текстом

Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Условия при обучении работы с текстом

Для обучения работе с текстами соблюдаются некоторые условия:

1. Для развития умения находить информацию используются тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

2.Ведется работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).

3. При работе с текстами учитывается мотивация учащихся и их способность быть читателем.

4. Разные по объему произведения позволяют учителю учитывать разноуровневую готовность учащихся. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении является одной из основных черт современного начального образования. Необходимость дифференцированного подхода к работе обусловлена тем, что мы начинаем обучение детей разного уровня готовности к школе (читающие, не читающие, знающие буквы и сомневающиеся) и разными индивидуальными особенностями.

Межпредметные связи

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»).

Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.

Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).

Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).

Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.









Заключение

Поэтапно реализуемая работа с текстами даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Использованная литература

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012 год

2. Галеева Н.Л., Викулина Т.А., Винокурова Н.К. Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка.


































В.Осеева «Синие листья»

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

-  Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

- Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

- Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

- Мама-то позволила, а брата я не спросила.

- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена. Приходит Катя на другой день.

- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

- Я осторожненько, - говорит Лена.

- Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

- Ну, что ж ты? Бери!

- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

- Карандаша зелёного нет.

- А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

- Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

- Надо так давать, чтобы можно было взять.


Задания по рассказу В. Осеевой «Синие листья»

1.К какому жанру относится это произведение?

1) сказка 2) рассказ 3) басня

2.Где происходят события, описанные в тексте?

1) дома 2) на улице 3) в школе

3.Сколько персонажей в произведении?

1) 2 2) 3 3) 4

4.С какой целью Катя находила причину для отказа?

1) боялась недовольства брата

2) не хотела огорчить маму

3) не хотела давать карандаш

5.Какие слова обидели одноклассницу Кати?

1) «Спрошу у мамы»

2) «Не чини, не нажимай крепко… Да не рисуй много»

3) «Я ей давала, а она не берёт»

6.Из ряда словосочетаний выбери образное выражение:

1) хмурит брови

2) недовольное лицо

3) покраснела как рак

7.Укажи предложение, передающее главную мысль:

1) Карандаша зелёного нет.

2) Я ей давала, а она не берёт.

3) Надо так давать, чтобы можно было взять.

8.Почему произведение называется «Синие листья»?

1) Лена рисовала фантастические деревья.

2) Лена не взяла зелёный карандаш.

3) Лена выбрала синий цвет.

9.Отметь слова, характеризующие Катю (ответов может быть несколько):

1) добрая 2) трусливая 3) смелая

4) честная 5) лживая 6) глупая

7) жадная 8) бережливая

10.Как ты думаешь, почему Лена не взяла карандаш? Запиши ответ.

_________________________________________________________________

_______________________________________________________________

11.Какие чувства испытывала Катя, когда услышала ответ Лены на вопрос учителя? (ответов может быть несколько)

1) удивление 2) радость 3) стыд

4) страх 5) вину

12.Какой совет ты можешь дать Кате? Запиши ответ.

_________________________________________________________________

_______________________________________________________________


13.Как ты можешь охарактеризовать этот рассказ? Какой он? (ответов может быть несколько)

1) грустный 2) серьёзный 3) смешной

4) поучительный 5) забавный

14.Запиши две-три фамилии писателей, главными героями произведений которых были дети.

_________________________________________________________________

_______________________________________________________________

15.Придумай и запиши продолжение этого рассказа( 4-5 предложений).

_________________________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________


Ответы

1 (2)

2 (3)

3 (2)

4 (3)

5 (2)

6 (3)

7 (3)

8 (2)

9 (ТРУСЛИВАЯ, ЛЖИВАЯ, ЖАДНАЯ)

10 (свободный ответ)

11 (стыд, вину)

12 (свободный ответ)

13 (серьёзный, поучительный)

14 (свободный ответ)

15 (свободный ответ)

В.Осеева «Пёрышко»

У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошёл к доске, Федя обменял своё перо на Мишино и стал писать новым. Миша это заметил и на переменке спросил:

– Зачем ты взял моё пёрышко?

– Подумаешь какая невидаль – пёрышко! – закричал Федя. – Нашёл чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать при несу.

– Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать! – рассердился Миша.

Вокруг Миши и Феди собрались ребята.

– Жалко пёрышка! Для своего же товарища! – кричал Федя. – Эх ты!

Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело:

– Да я не давал тебе… Ты сам взял… Ты обменял…

Но Федя не давал ему говорить. Он размахивал руками и кричал на весь класс:

– Эх ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!

– Да отдай ты ему это пёрышко, и дело с концом! – сказал кто-то из мальчиков.

– Конечно, отдай, раз он такой… – поддержали другие.

– Отдай! Не связывайся! Из-за одного пера крик подымает!

Миша вспыхнул. На глазах у него показались слёзы.

Федя поспешно схватил свою ручку, вытащил из неё Мишино перо и бросил его на парту.

– На, получай! Заплакал! Из-за одного пёрышка!

Ребята разошлись. Федя тоже ушёл. А Миша всё сидел и плакал.


Задания по рассказу В.Осеевой «Пёрышко»

  1. Что сделал Федя, когда Миша вышел к доске?

а) Он поменял перышко

б) Стал подсказывать

в) Открыл сумку Миши

2. Как повел себя Федя, когда Миша увидел подмену перышка?

а) Вышел из класса

б) Федя стал кричать

в) Стал драться

3. А как вы думаете, почему Федя стал кричать, а не говорил спокойно, тихо?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.А как поступили другие ребята?

А) Поругали Федю б) Поддержали Федю в) Ничего не сказали

5. Почему, разве они были все нечестными?

а) Нет, они просто не разобрались в ситуации

б) Федя их обманул

6. Кто оказался прав в глазах ребят?

а) Миша б) Федя.

7.А кто прав на самом деле?

а)Миша б) Федя

8. А что самое обидное, неправильное в этом рассказе?

а)То, что ребята поддержали Федю, никто не захотел узнать правду, разобраться.

б) Миша не отдал перо Феде

9. Какое из слов подходит к этому рассказу. Чему хотела научить Осеева ребят?

а) дружба б) справедливость в) верность

Ответы

1 (1)

2 (2)

3 (Он был виноват. Федя не просто кричал, а обвинил Мишу в жадности, не давал сказать ни слова Мише).

4 (2)

5 (1)

6 (2)

7 (1)

8 (1)

9 (2)










В.Осеева «Кто хозяин?»

Большую черную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

- Собака моя, - говорил Коля, - я первый увидел Жука и подобрал его!

- Нет, моя, - сердился Ваня, - я перевязывал ей лапу и таскал для нее вкусные кусочки!

Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.

- Моя! Моя! - кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

- Спасайся!

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

- Чья собака? - сердито закричал он.

- Моя, - сказал Коля.

Ваня молчал.


Задания по рассказу В. Осеевой «Кто хозяин?»

1. К какому литературному жанру относится данный текст?

а) рассказ б) сказка в) стихотворение г) басня

2. Как звали мальчиков в рассказе?

а) Коля и Ваня б) Алёша и Ваня в) Серёжа и Коля

3. Какую кличку мальчики дали собаке?

а) Барбос б) Жук в) Шарик

4. Какого окраса была собака?

а) белая б) чёрная в) жёлтая

5. Где мальчики нашли Жука?

а) на улице б) в лесу в) в школьном дворе

6. Где происходили действия, описанные в тексте?

а) на улице б) в лесу в) в школьном дворе

7. Собаки какой породы выскочили из двора лесника?

а) мопс б) овчарка в) пудель

8. Куда вскарабкался Ваня?

а) на крышу б) на дерево в) на лестницу

9. Что схватил Коля, когда бросился на помощь Жуку? _________________

10. Найди в тексте предложение, из которого ты узнаёшь, что было перебито

у Жука, когда мальчики его нашли. Запиши это предложение.

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________.

11. Найди в тексте и запиши, почему Коля считал, что он должен быть

хозяином Жука. ________________________________________________

______________________________________________________________

12. Напиши, как Ваня ухаживал за больным Жуком.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________.

13. Напиши, кто помог спасти Жука.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

14. Напиши, почему спорили Коля и Ваня.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

15. Подумай и напиши, почему молчал Ваня.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ответы

1 (1)

2 (1)

3 (2)

4 (2)

5 (1)

6 (2)

7 (2)

8 (2)

9 (палку)

10 (У него была перебита нога.)

11 (-Собака моя, - говорил Коля, - я первый увидел Жука и подобрал его!)

12 (свободный ответ)

13 (свободный ответ)

14 (свободный ответ)

15 (свободный ответ)

В. Осеева «Долг»

Принёс Ваня в класс коллекцию марок.

– Хорошая коллекция! – одобрил Петя и тут же сказал: – Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.

– Бери, конечно! – согласился Ваня.

Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.

– Я тебе потом отдам, – сказал он Ване.

– Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в пёрышки сыграем!

Стали играть. Не повезло Пете – проиграл он десять перьев. Насупился.

– Кругом я у тебя в долгу!

– Какой это долг, – говорит Ваня, – я с тобой в шутку играл.

Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые…

«И чего это я с ним дружу? – подумал Петя. – Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.

Ляжет он спать и мечтает:

«Накоплю ещё марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев – пятнадцать…»

А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?

Подходит как-то к нему и спрашивает:

– За что косишься на меня, Петя?

Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:

– Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?

Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.

Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.

– Получай все долги сполна! – Сам радостный, глаза блестят. – Ничего за мной не пропало!

– Нет, пропало! – говорит Ваня. – И того, что пропало, не вернёшь ты уже никогда!


 Задания по рассказу В. Осеевой «Долг»

  1. Как звали главных героев рассказа?

а) Саша и Ваня б) Ваня и Петя в) Федя и Петя

2. Кем они приходились друг другу?

а) товарищи б) родственники в) соседи

3. Что принёс Ваня в класс?

а) карандаши б)коллекцию марок в) коллекцию перышек

4. Как о коллекции отозвался Петя?

а) хорошая коллекция б) неудачная коллекция в) плохая коллекция

5. Почему Ваня отдал некоторые марки Пете?

а) хотел продать б) были одинаковые в) Петя хотел показать маме

6.Что пообещал сделать Петя, когда он купит себе марки?

а) обещал вернуть б) пригласить к себе домой в) показать Ване

7. Кто купил Пете новую коллекцию?

а) его мама б) его отец в) его брат

8.Почему Петя не вернул Ване обещанных марок?

а) папа не разрешил б) Ваня не взял в) ему стало жаль своих марок

9. Как Ваня отреагировал на обещание Пети?

__________________________________________________________________

10.Во что предложил поиграть Ваня? __________________________________

11.Сколько перьев проиграл Петя? ____________________________________

12.Что произошло между друзьями после проигрыша Пети?

__________________________________________________________________

13.О чем мечтал Петя перед сном?

__________________________________________________________________

14.Чему удивлялся Ваня?

__________________________________________________________________

15. Про что думал Ваня, когда говорил «Нет. Пропало»?

__________________________________________________________________

Ответы

1 (2)

2 (1)

3 (2)

4 (1)

5 (2)

6 (1)

7 (2)

8 (3)

9 (сказал, что марки ему не нужны)

10 (В перышки)

11 (10 перьев)

12 (Он стал дружить с другими ребятами)

13 (Накоплю еще марок и отдам долги)

14 (Что такое случилось с товарищем)

15 (Пропала дружба)


В. Осеева 1«Навестила»

Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю:

– Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

– Ох, Валечка! – сказала Муся, присаживаясь на стул. – У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…

– Моя мама тоже на работе, – сказала Валя, держась за щёку. – А мне надо бы полосканье…

– Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка горячая-горячая…

Валя оживилась и закивала головой.

– Да, да, грелка… Муся, у нас на кухне стоит чайник…

– Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! – Муся вскочила и подбежала к окну. – Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая калоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:

– Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!

Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

– Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? – спрашивали Мусю девочки.

– Да у неё такой же флюс, как был у меня! – радостно сообщила Муся. – И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!


 Задания по рассказу В. Осеевой «Навестила»

1.Как звали главных героев рассказа?

а) Валя и Муся б) Маша и Валя в) Таня и Муся

2. Что случилось с Валей?

а) уехала в другой город б) потеряла ключи в) заболела

3. Кто пришел её навестить?

а) подруги б) учительница в) Муся

4. О чём попросили подруги Мусю?

а) принести учебники б) принести из кухни горячую воду для грелки

в) принести лекарства из аптеки

5. Что ответила Муся подругам, когда вернулась?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что сделала Валя после ухода Муси?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Могла ли Муся поступить по-другому? Напишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы

1 (1)

2 (3)

3 (3)

4 (2)

5 (Да у неё такой же флюс, как был у меня! – радостно сообщила Муся. – И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!)

6 (Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.)

7 (свободный ответ)


В. Осеева «Что легче?»

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся:

— Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт.

– Нет, – говорит, – в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину наказал, а за ложь вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь – вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него бабушка, да и простила.


Задания по рассказу В.Осеевой «Что легче?»

  1. Кто главные герои в произведении?

а) три девочки б) три мальчика в) три сестры

2. Почему мальчики боялись идти домой?

а) потеряли ключи б) попадет дома в) не смогли собрать грибы

3. Что сказал первый мальчик?

а) встретил дедушку б) правду в) на него напал волк

4. Что сказал второй мальчик?

а) встретил дедушку б) правду в) на него напал волк

5. Что сказал третий мальчик?

а) встретил дедушку б) правду в) на него напал волк

6. Почему бабушка не ругала третьего мальчика?

__________________________________________________________________

7. Какая пословица подходит к рассказу?

А) Доброе слово и кошке приятно.

Б) Надо так давать, чтобы можно было взять.

В) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.


8.Почему первый и второй мальчики не смогли сказать правду?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ответы

1 (2)

2 (2)

3 (3)

4 (1)

5 (2)

6 (Сказал правду)

7 (3)

8 (свободный ответ)

В. Осеева «Волшебное слово»

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:

– С тобой что-то случилось?

– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.

– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

– Ещё бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.

– Убежишь?

– Убегу! Из-за одной Ленки убегу, – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!..

– Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает – другой пожалеет.

– Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

– Что же, не берёт тебя брат?

– А почему вы всё спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду:

– Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…

Павлик раскрыл рот.

– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…

– А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

– Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

– Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую.

Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зелёные, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

«Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймёт волшебное слово!»

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

– Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

– Какую тебе?

– Мне синюю, – робко сказал Павлик.

Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»

Павлик отворил дверь на кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

– Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке…

– Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щёки.

«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

– Возьми меня, пожалуйста.

За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!

– Ну отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.

– Пожалуйста, – повторил Павлик.

Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы.

– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся.

«Помогло! Опять помогло!»

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.



Задания по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово»

1.С каким стариком встретился Павлик в парке?

А) Старик с короткой черной бородой

Б) Маленький старичок с длинной седой бородой

В) Высокий старичок с седой бородой

2. Из-за чего Павлик хотел сбежать из дома?

Павлик хотел сбежать из дома, потому что _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3.Как дедушка советовал говорить волшебное слово?

А) быстро

Б) тихо

В) сердито

Г) вежливо

4.Какое слово прошептал старик на ухо мальчику? Оно действительно волшебное?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Что сделала сестра, услышав вежливую просьбу брата?

а) закрыла краски рукой

б) покраснела и заплакала

в) широко раскрыла глаза

г) убежала к бабушке

6.Что произошло, когда за обедом Павлик вежливо попросил брата взять его покататься на лодке?

а) За столом сразу все похвалили Павлика

б) Брат сразу согласился взять Павлика

в) Все стали ругать Павлика

г) За столом сразу все замолчали

7. Какая пословица подходит к данному рассказу?

а) Вежливость ничего не стоит, но приносит много.

б) Порядок – душа всякого дела.

в) Заботливый дела ищет, а ленивый от дела рыщет.

8.Как ты считаешь, почему Павлику все отказывали?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Был ли старик волшебником?__________________________



10. Почему, когда Павлик говорил «волшебное» слово, «Лена широко раскрыла глаза», «Бабушка выпрямилась», «Брат поднял брови»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Какие вежливые слова ты знаешь ? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Как изменилось поведение мальчика, когда он узнал «волшебное « слово?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы

1 (2)

2 (Все его ругают)

3 (2)

4 (пожалуйста, свободный ответ)

5 (3)

6 (1)

7 (1)

8 (свободный ответ)

9 (нет)

10 (свободный ответ)

11 (свободный ответ)

12 (свободный ответ)

2В.А. Осеева «Почему?»

Мы были одни в столовой - я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, - мы с мамой только недавно отдавали её увеличивать. На этой карточке у папы было такое весёлое, доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я стал раскачиваться на стуле, держась за край стола, мне показалось, что папа качает головой.
- Смотри, Бум, - шёпотом сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился за край скатерти.
Послышался звон... Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.
Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.
Из кухни послышались быстрые шаги.
- Что это? Кто это? - Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.
- Папина чашка... папина чашка... - горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упрёком спросила:
- Это ты?
Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях. Колени у меня дрожали, язык заплетался.
- Это... это... Бум!
- Бум? - Мама поднялась с колен и медленно переспросила: - Это Бум?
Я кивнул головой. Бум, услышав своё имя, задвигал ушами и завилял хвостом.
Мама смотрела то на меня, то на него.
- Как же он разбил?
Уши мои горели. Я развёл руками:
- Он немножечко подпрыгнул... и лапами...
Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.
- Он будет жить в будке, - сказала мама и, присев к столу, о чём-то задумалась. 
Её пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку. Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскрёбся у двери.
- Не пускай! - быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она всё так же о чём-то думала, потом тихо спросила: 
- Ты очень испугался?
Конечно, я очень испугался: ведь с тех нор как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай.
- Ты очень испугался? - повторила мама. Я кивнул головой и крепко обнял её за шею.
- Если ты... нечаянно, - медленно начала она.
Но я перебил её, торопясь и заикаясь:
- Это не я... Это Бум... Он подпрыгнул... Он немножечко подпрыгнул... Прости его, пожалуйста!
Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала.
- Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке.
Я молчал. Над столом с фотографической карточки смотрел на меня папа...
Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. 
На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом. Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.
Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно.
Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось... Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное.
И я боялся не наказания - я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше.
Я вышел на крыльцо и сел рядом с "Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас.
Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моём лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал: - Не надо было разбивать чашку.
После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.
Мама сказала:
- Будет дождь.
Я попросил:
- Пусти Бума...
- Нет.
- Хоть в кухню... мамочка!
Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слёзы и перебирая под столом бахрому скатерти.
- Иди спать, - со вздохом сказала мама. 
Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из её комнаты проникала ко мне жёлтая полоска света. За окном было черно. 
Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума.
Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. 
Бум... Бум... Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернётся.
Но папа не вернулся...
То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скрёбся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери всё ещё просачивалась узенькая полоска света.
Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в моё окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул её.
- Мама!
Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял её лицо, смятый мокрый платочек лежал под её щекой.
- Мама!
Она открыла глаза, обняла меня тёплыми руками. Тоскливый собачий лай донёсся до нас сквозь шум дождя.
- Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума...
Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал.
Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу.
Потом он затих, улёгся на своё место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: 
"Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?"
Мама долго не спала. Она тоже думала:
"Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?"
И я тоже думал, лёжа в своей кровати: "Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?" В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё "почему".



Задания по рассказу В.Осеевой «Почему?»

1. Кто был в столовой?

а) мальчик и мама

б) девочка и кошка

в) мальчик и собака

2. Что там случилось?

а) разбилась чашка

б) упал стул

в) открылось окно

3. Почему мама опустила колени и закрыла лицо руками?

а) она заболела

б) разбилась папина чашка

в) она испугалась.

4. Мальчик сказал маме, что виноват…

а) ветер; б) Бум; в) кошка.

5. Как мама наказала Бума?

а) выгнала его на улицу

б) не дала косточку

в) отвела в будку

6. Почему у мальчика с каждым часом становилось на сердце всё

тяжелее?

а) он заболел

б) переживал за Бума

в) не мог уснуть

7. Мальчик решил признаться, что он разбил чашку когда…

а) с силой ударил ветер

б) мама его спросила

в) крупные капли дождя забарабанили по стеклу.

  1. Мама долго не спала. О чём она думала?

а) «Почему мой сын не сказал мне правду?»

б) «Почему так сильно стучит дождь?»

в) «Почему Бум тихо скулит?»


Л.Толстой «Воробей на часах»

В саду на дорожке прыгали молодые воробушки.

А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.

Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума.

Но старый воробей заметил злодея и следит за ним.

Ястреб ближе и ближе.

Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты.

Все смолкло.

Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает.

Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз.

А воробей камнем упал в кусты.

Ястреб ни с чем и остался.

Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.
Встрепенулся разбойник и полетел дальше. Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает.

С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке.


Задания по рассказу Л.Толстого «Воробей на часах»

  1. Где прыгали молодые воробьи?

а) в саду на дорожке б) в лесу на дорожке в) на крыше

2. Где сидел старый воробей?

а) на крыше б)высоко на дереве в) на дорожке

3. Кто появился в саду?

а) человек б) заяц в) ястреб

4. Как летел ястреб?

а) тихо, без шума б) быстро и шумно в) тихо, быстро

5. Как защитил воробей птенцов от лютого врага?

а) бросился на ястреба б) улетел в) зачирикал громко и тревожно

6. Что стали делать птенцы и старый воробей, когда улетел ястреб?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы

1 (1)

2 (3)

3 (3)

4 (2)

5 (Да у неё такой же флюс, как был у меня! – радостно сообщила Муся. – И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!)

6 (Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.)

7 (свободный ответ)


Г.Скребицкий «Дружба»


Сидели мы как-то с братом зимой в комнате и глядели на двор в окно. А на дворе, у забора, вороны и галки копались в мусоре.

Вдруг видим — прилетела к ним какая-то птица, совсем чёрная, с синевой, а нос большой, белый. Что за диво: ведь это грач! Откуда он зимой взялся?

Глядим, ходит грач по помойке среди ворон и прихрамывает немножко — наверное, больной какой-нибудь или старый; улететь на юг не смог с другими грачами, вот и остался у нас зимовать.

Потом каждое утро повадился грач к нам на помойку летать. Мы нарочно хлебца ему покрошим, каши, творожку от обеда. Только мало ему доставалось: всё, бывало, вороны поедят — это уж такие нахальные птицы. А грач тихий какой-то попался. В сторонке держится, всё один да один. Да и то верно: своя братия улетела на юг, он один остался; вороны — ему компания плохая. Видим мы, обижают серые разбойницы нашего грача, а как ему помочь, не знаем. Как его покормить, чтоб вороны не мешали?

День ото дня грач становился всё грустнее. Бывало, прилетит и сядет на забор, а спуститься на помойку к воронам боится: совсем ослаб.

Один раз посмотрели мы утром в окно, а грач под забором лежит. Побежали мы, принесли его в дом; он уж еле дышит. Посадили мы его в ящик, к печке, попонкой закрыли и дали всякой еды.

Недели две он так у нас просидел, отогрелся, отъелся немножко. Думаем: как же с ним дальше быть? Не держать же его в ящике всю зиму! Решили опять на волю выпустить: может, он теперь покрепче будет, перезимует как-нибудь.

А грач, видно, смекнул, что мы ему добро сделали, значит, нечего людей и бояться. С тех пор целые дни так вместе с курами во дворе и проводил.

В это время жила у нас ручная сорока Сиротка. Мы её ещё птенцом взяли и выкормили. Сиротка свободно летала по двору, по саду, а ночевать возвращалась на балкон. Вот видим мы — подружился наш грач с Сироткой: куда она летит, туда и он за ней. Однажды глядим — Сиротка на балкон прилетела, и грач тоже вместе с ней заявился. Важно так по столу разгуливает. А сорока, будто хозяйка, суетится, вокруг него скачет.

Мы потихоньку высунули из-под двери чашку с мочёным хлебом. Сорока — прямо к чашке, и грач за ней. Позавтракали оба и улетели. Так они каждый день начали на балкон вдвоём прилетать — кормиться.
...Прошла зима, вернулись с юга грачи, загалдели в старой берёзовой роще. По вечерам усядутся парочками возле гнёзд, сидят и переговариваются, будто дела свои обсуждают. Только наш грач не нашёл себе пары, по- прежнему всюду летал за Сироткой. А под вечер сядут они возле дома на берёзку и сидят рядышком, близко так, бок о бок.

Посмотришь на них и невольно подумаешь: значит, и у птиц тоже дружба бывает.


Задания по рассказу Г.Скребицкого «Дружба»

1.  На протяжении каких времен года происходят события, описанные в тексте?

а) осень, зима

б) зима, весна

в) зима

г) весна

2.  От чьего лица ведется повествование?

а) Сиротки

б) грача

в) автора-рассказчика

г) вороны

3.  Определи названия всех птиц, упомянутых в тексте.

а) вороны, галки

б) вороны, галки, грачи

в) вороны, галки, грачи, сорока

г) вороны, галки, грачи, сорока, куры

4.  Почему братья удивились, увидев грача во дворе у забора?

а) грачи зимовать улетают в лес

б) грачи не живут в России

в) грачи зимовать улетают на юг

г) грачи живут в жарких странах.

5.  Какое значение вкладывает автор в слово «братия»?

а) братья грача

б) братья и сестры грача

в) такие же грачи как он

6.  Какое значение вкладывает Г. Скребицкий в слово «загалдели» (грачи)?

а) громко закричали

б) закричали, соблюдая очерёдность

в) запели песни

г) закричали, перебивая друг друга

7.  С помощью каких слов автор показал постепенную потерю сил грача?

Восстанови с помощью цифр последовательность сочетаний слов в тексте.

__ совсем ослаб

__ становился всё грустнее

__ уже еле дышит

__ под забором лежит

8.  Сколько времени просидел грач у печки?

а) недели две

б) недели три

в) недели четыре

г) около недели

9.  Выпиши из текста описание птицы грача.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Почему грач, по мнению автора, не улетел со своей братией на юг?

Подтверди свой ответ словами из текста.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Выпиши из текста характеристику ворон.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Почему грач перестал бояться людей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Что объединило Сиротку и грача?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Придумай два вопроса, ответы на которые можно найти в тексте.

1)___________________________________________________________________________________________________________________________________

2)___________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Выпиши из текста главную мысль произведения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы

1 (2)

2 (3)

3 (4)

4 (2)

5 (3)

6 (4)

7 (2134)

8 (1)

9-15 (свободный ответ)


Б.Житков «Галка»

У брата с сестрой была ручная галка. Она ела из рук, давалась гладить, улетала на волю и назад прилетала.

Вот раз сестра стала умываться. Она сняла с руки колечко, положила на умывальник и намылила лицо мылом. А когда она мыло сполоснула, — поглядела: где колечко? А колечка нет.

Она крикнула брату:

— Отдай колечко, не дразни! Зачем взял?

— Ничего я не брал, — ответил брат.

Сестра поссорилась с ним и заплакала.

Бабушка услыхала.

— Что у вас тут? — говорит. — Давайте мне очки, сейчас я это кольцо найду.

Бросились искать очки — нет очков.

— Только что на стол их положила, — плачет бабушка. — Куда им деться? Как я теперь в иголку вдену?

И закричала на мальчика.

— Твои это дела! Зачем бабушку дразнишь?

Обиделся мальчик, выбежал из дому. Глядит, — а над крышей галка летает, и что-то у ней под клювом блестит. Пригляделся — да это очки! Спрятался мальчик за дерево и стал глядеть. А галка села на крышу, огляделась, не видит ли кто, и стала очки на крыше клювом в щель запихивать.

Вышла бабушка на крыльцо, говорит мальчику:

— Говори, где мои очки?

— На крыше! — сказал мальчик.

Удивилась бабушка. А мальчик полез на крышу и вытащил из щели бабушкины очки. Потом вытащил оттуда и колечко. А потом достал стёклышек, а потом разных денежек много штук.
Обрадовалась бабушка очкам, а сестра колечку и сказала брату:

— Ты меня прости, я ведь на тебя подумала, а это галка-воровка.

И помирились с братом.

Бабушка сказала:

— Это всё они, галки да сороки. Что блестит, всё тащат.

Задания по рассказу Б.Житкова «Галка»

1.Кто главные герои в произведении?

а) сестра, брат, бабушка

б) две сестры, бабушка

в) сестра, брат, дедушка

2. Из какого предложения можно понять, что галка ручная?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Что украла галка у бабушки?

а) кольцо

б) очки

в) значок

4. Что украла галка у сестры?

а) кольцо

б) очки

в) значок

5. Восстанови с помощью цифр последовательность плана.

___Все помирились

___Пропажа нашлась.
___Пропало колечко, потерялись очки.

___Мальчик увидел галку.

___Бабушка и сестра обиделись на мальчика.

Ответы

1 (1)

2 (второе предложение)

3 (2)

4 (1)

5 (35421)



Н. Носов «Огурцы»

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.

Котька пришёл домой радостный:

– Мама, я тебе огурцов принёс!

Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках ещё два больших огурца.

– Где ты их взял? – говорит мама.

– На огороде.

– На каком огороде?

– Там, у реки, на колхозном.

– Кто ж тебе позволил?

– Никто, я сам нарвал.

– Значит, украл?

– Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.

Котька начал вынимать огурцы из карманов.

– Постой, постой! Не выгружай! – говорит мама.

– Почему?

– Сейчас же неси их обратно!

– Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Всё равно они теперь уже расти не будут.

– Ничего, отнесёшь и положишь на той же грядке, где сорвал.

– Ну, я их выброшу.

– Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.

Котька стал плакать:

– Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.

– Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?

– Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.

– Ну как тебе не стыдно! – говорит мама. – Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?

Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:

– Не пойду я! У дедушки ружьё. Он выстрелит и убьёт меня.

– И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.

– Ну, пойдём со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.

– А брать не боялся?

Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.

– Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!

Котька повернулся и медленно-медленно пошёл по улице.

Уже было совсем темно.

«Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнёс, – решил Котька и стал оглядываться вокруг. – Нет, отнесу: ещё кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадёт».

Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно.

«Павлику хорошо! – думал Котька. – Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно».

Вышел Котька из деревни и пошёл полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет всё громче и громче. Сторож услышал и подошёл к нему.

– Ты чего плачешь? – спрашивает.

– Дедушка, я принёс огурцы обратно.

– Какие огурцы?

– А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнёс обратно.

– Вот оно какое дело! – удивился сторож. – Это, значит, я вам свистел, а вы всё-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!

– Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.

– А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.

Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.

– Ну, всё, что ли? – спросил старик.

– Нет… одного не хватает, – ответил Котька и снова заплакал.

– Почему не хватает, где же он?

– Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?

– Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.

– А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?

– Ишь ты какое дело! – усмехнулся дедушка. – Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принёс остальных, тогда да, а так нет.

Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:

– Дедушка, дедушка!

– Ну что ещё?

– А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться – украл я его или нет?

– Гм! – сказал дед. – Вот ещё какая задача! Ну чего там, пусть не украл.

– А как же?

– Ну, считай, что я тебе подарил его.

– Спасибо, дедушка! Я пойду.

– Иди, иди, сынок.

Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошёл по деревне домой. На душе у него было радостно.

Тест по рассказу Н.Носова «Огурцы»

  1. Кто главные герои рассказа?

а) коротышки

б) дети

в) гномы

г) весёлые человечки

2. Где живут Котька и Павлик?

а) в городе

б) в деревне

в) на даче

г) в посёлке

3. Куда отправились мальчики?

а) кататься на лодке

б) собирать грибы

в) играть в шахматы

г) ловить рыбу

4.Куда забрели ребята на обратном пути?

а) на спортивную площадку

б) в колхозный огород

в) на ветряную мельницу

г) на старые развалины

5.Что делали мальчики в колхозном огороде?

а)играли в футбол

б)катались на роликах

в)запускали воздушного змея

г)собирали огурцы

6.Как отнеслась мама к тому, что Котька пришёл с огурцами?

а)обняла мальчика

б)похвалила его

в)отправила относить огурцы обратно

г)поцеловала Котьку

7.Какое чувство испытывал Котька, когда нёс огурцы обратно?

а)радость

б)страх

в)гордость

г)лёгкость


8.Какая черта проявилась у Котьки?

а)злость

б)честность

в)лень

г)трусость

9.Как дедушка- сторож назвал Котьку?

а)малыш

б)дружок

в)сынок

г)мальчик

10. Какая из этих пословиц выражает главную мысль произведения?

а)Труд делает человека умелым

б)Смотри дерево в плодах, а человека- в делах

в)Умел ошибиться, умей и исправить

г)Терпенье и труд всё перетрут


Ответы

1 (2)

2 (2)

3 (4)

4 (2)

5 (4)

6 (3)

7 (1)

8 (2)

9 (3)

10 (3)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие функциональной грамотности в начальных классах

Автор: Сафиуллина Гульшат Камилевна

Дата: 24.01.2024

Номер свидетельства: 644601

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Развитие функциональной грамотности у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(62) "razvitiie_funktsional_noi_ghramotnosti_u_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "391951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487134270"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. "
    ["seo_title"] => string(111) "razvitiie-funktsional-noi-gramotnosti-chtieniia-mladshikh-shkol-nikov-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "234102"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443350258"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Развитие функциональной грамотности учащихся младших классов на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(94) "razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "296363"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455983727"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Эффективность использования  развитие функциональной грамотности на пути повышения качества обучения обучающихся "
    ["seo_title"] => string(130) "effiektivnost-ispol-zovaniia-razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-puti-povyshieniia-kachiestva-obuchieniia-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "129096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415635136"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Роль ИКТ при развитии функциональной грамотности учащихся начальных классов "
    ["seo_title"] => string(84) "rol-ikt-pri-razvitii-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "176303"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424397029"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства