kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие элементов логического мышления у первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие лементов логического мышления на уроках математики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие элементов логического мышления у первоклассников»

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.


Известно, что новообразованием младшего школьного возраста выступает логическое мышление. От того, насколько сформированы его элементы у ребёнка, поступающего в школу, будет во многом зависеть успешность обучения вообще, и математики в частнос-ти. Учёными указывается, что большое значение в развитии логического мышления детей имеет развитие мыслительных операций.

Особое место занимают мыслительные операции, такие как выделение и абстрагиро-вание свойств предметов, их сравнение и классификация.

Ребёнок познаёт окружающий мир, учится различать предметы и окружающие явления по существенным признакам, сравнивает их, учится находить в предметах и явлениях что-то общее и по этому признаку классифицировать их, т.е учиться мыслить.

Большие развивающие возможности в этом плане имеют уроки математики. В современной ситуации обучения математике ставятся задачи, связанные не только с вооружением младших школьников математическими знаниями, умениями и навыками, но и с развитием познавательных способностей на математическом материале. Большое внимание решению последней задачи уделяют развивающие программы математического образования.

В качестве развития познавательных процессов при этом используются различные методы т средства. Наиболее эффективным средством развития логического мышления первоклассников выступает игра. Наилучшим образом используются логико-математические игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций.

Необходимо отметить, что несмотря на сказанное, многие учителя придерживаются традиционной методике обучения младших школьников математике, которая в большей степени ориентирована. Прежде всего, на усвоение ребёнком определённого, заданного программой круга знаний, умений. Развитие мыслительных способностей при этом достигается косвенным путём: в процессе усвоения знаний, само собой. Исследования психологов и педагогов доказали низкий уровень такого обучения, когда педагог не ставит перед собой отдельную задачу по формированию( причём целенаправленному)

мыслительных операций.

Новые общеобразовательные программы развивающего плана, пытаются указанный недостаток преодолеть. В этих программах критерием оценки уровня умственного развития рассматриваются не только знания и умения детей мыслить, рассуждать, т.е. уровень развития операционной стороны интеллекта.

Учитывая, что всё-таки большинство учителей работают по традиционным программам, возникает потребность педагогов практиков в методическом материале, направленном на развитие логического мышления, мыслительных операций, который можно было бы использовать на уроках математики.

В качестве такого дидактического материала являются игры с блоками (геометрическими фигурами) Дьенеша.


СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Эффективность обучения, измеряется количеством и качеством приобретённых знаний, а эффективность развития измеряется уровнем, которого достигают способности учащихся, т.е. тем, насколько развиты у учащихся основные формы их психической деятельности, позволяющей быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности.

Давно замечено, что можно много знать, но при этом не проявлять творческих

способностей , т.е. не уметь самостоятельно разобраться в новом явлении, даже из хорошо известной сферы науки.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Способность к аналитико-синтетической деятельности находит своё выражение не только в умении выделять элементы того или иного объекта, его различные признаки или соединить элементы в единое целое, но и умении включать их в новые связи, увидеть их новые функции.

Формированию этих умений может способствовать:

а) рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий;

б) постановка различных заданий к данному математическому объекту.

Для рассмотрения данного объекта с точки зрения различных понятий младшими школьниками при обучении математике обычно предлагаются специальные задания.


ПРИЁМ СРАВНЕНИЯ.

Особую роль в организации продуктивной деятельности младших школьников в процессе обучения математике играет приём сравнения.

Формирование умения пользоваться этим приёмом следует осуществлять поэтапно, в тесной связи с изучением конкретного содержания. Целесообразно, например, ориентироваться на такие этапы:

  • выделение сходства или различия между признаками двух объектов;

  • установление сходства лил различия между признаками двух объектов;

  • выделение сходства между признаками трёх, четырёх и более объектов.

Так как работу по формированию у детей логического приёма сравнения лучше начать с первых уроков математики, или рисунки с изображением предметов, хорошо им знакомым, в которых они могут выделить те или иные признаки, опираясь на имеющиеся у них представления.

Для организации деятельности учащихся, направленной на выделение признаков того или иного объекта, можно сначала предложить такой вопрос: умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и различие- основа приёма классификации.

Из курса математики известно, что при разбиении множества на классы необходимо выполнить следующие условия:

1) ни одно из подмножеств не пусто;

2) подмножества попарно не пересекаются;

3) объединение всех подмножеств составляет данное множество.

Предлагая детям задания на классификацию, эти условия необходимо учитывать. Так же, как и при формировании приёма сравнения, дети сначала выполняют задания на классификацию хорошо знакомых предметов и геометрических фигур.


ПРИЁМ ОБОБЩЕНИЯ.

Выделение существенных признаков математических объектов, их свойств и отношений – основная характеристика такого приёма умственных действий, как обобщение.

В курсе начальной математики (В.В.Давыдов), целью которого является развитие у детей способности к теоретическому обобщению, внесены существенные изменения.

Они касаются его содержания, и способов организации деятельности. Основу теоретических обобщений в этом курсе составляют предметные действия с величинами

(длина, объём), а также различные приёмы моделирования этих действий с помощью геометрических фигур и символов. Это создаёт определённые условия для выполнения теоретических обобщений.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.


Теоретические и экспериментальные работы А.С.Выготского, Ф.Н.Леонтьева, С.Л.Рубенштейна свидетельствуют о том, что ни одно из специфических качеств-

логического мышления, творческое воображение, осмысленная память- не может развиватьсмя у ребёнка независимо от воспитания, в результате спонтанного созревания врожденных задатков. Они формируются на протяжении детства, в процессе воспитания, которое играет, как писал Л.С. Выготский « ведущую роль в психическом развитии ребенка» .

А.С. Урунтаев отмечает, что необходимо развивать мышление ребенка, нужно научить его сравнивать, обобщать, анализировать, развивать речь, научить ребенка писать. Так как механическое запоминание разнообразной информации, копирование взрослых рассуждений ничего не дает для развития мышления детей.

В.А.Сухамлинский писал: «… Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги .Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Поэтому обучение и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педаго-

гические средства. Таким развивающим средством для первоклассников выступает игра.

Несмотря на то, что игра постепенно перестаёт выступать в качестве ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте, но она не теряет развивающих функций.

Я.А. Коменский рассматривает игру как необходимую для ребёнка форму деятельности.

А.С.Макаренко обращал внимание родителей на то, что «воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации её, когда игра остаётся игрой, но в игре воспитываются качества будущего ребёнка, гражданина».

В основном виде игры- сюжетно-ролевой, творческой- отражаются впечатления детей об окружающем- их знания, понимании происходящих событий и явлений. В огромном количестве игр с правилами запечатлены разнообразные знания, умственные операции,

Действия, которые дети должны освоить. Освоение это идёт по мере общего умственного развития, вместе с тем в игре это развитие и осуществляется.

Умственное развитие детей происходит как в процессе творческих игр(развиваются умения обобщать функции мышления), так и дидактической игре. Само название дидактические говорят о том, что эти игры имеют свою цель умственного развития детей и, следовательно, могут рассматриваться как прямое средство умственного воспитания.

Соединение в дидактической игре обучающей задачи с игровой формой, наличие готового содержания и правил даёт возможность педагогу более планомерно использовать дидактические игры для умственного воспитания детей.

Очень важно, что игра- это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, на сколько эти игры будут содержательными и полезными.

Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности. В этих целях используются специальные на умственное развитие ребёнка игры, насыщенные логическим содержанием. А.С.Макаренко прекрасно понимал, что одна игра, даже лучшая, не может обеспечить успеха в достижении воспитательных целей. Поэтому он стремился создать комплекс игр, считая эту задачу важнейшей в деле воспитания.

В современной педагогике дидактическая игра рассматривается, как эффективное средство развития ребёнка, развитие таких интеллектуальных психических процессов как внимание, память, мышление, воображение.

С помощью дидактической игры детей приучают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие игры ставят перед детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях:

  • находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;

  • сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы.

Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления различных отношений в коллективе.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Также развивает речь детей: наполняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Некоторые игры требуют от детей активного использования видовых, родовых понятий, упражняют в нахождении синонимов, слов, сходных по значению и т.д.

В процессе игры , развитие мышления и речи решается в непрерывной связи; при общении детей в игре речь активизируется, развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Итак, выяснили, что развивающие способности игры велики. Посредством игры можно развивать и совершенствовать все стороны личности ребёнка. Нас интересуют игры, развивающие интеллектуальную сторону игры, которые способствуют развитию мышления младших школьников.

Математическими играми считаются игры, в которых смоделированы математические

построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержание игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. С целью развития мышления детей используют различные виды несложных задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продол-

жение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур( нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры и т. д.)

Следовательно, логико-математические игры- это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.

Л.А.Столяров выделяет следующую структуру обучающей игры, которая включает основные элементы, характерные для подлинной дидактической игры: дидактическую задачу, игровые действия, правила, результат.

Дидактические задачи

  • всегда разрабатываются взрослыми;

  • они направлены на формирование принципиально новых знаний и развитие логических структур мышления;

  • усложняются на каждом новом этапе;

  • тесно связаны с игровыми действиями и правилами;

  • представляются через игровую задачу и осознаются детьми.

Правила –строго зафиксированы, определяют способ, порядок, последовательность действий по правилу.

Игровые действия- позволяют реализовать дидактическую задачу через игровую.

Результаты игры- завершение игрового действия или выигрыш.

В логико-математических играх и упражнениях используются специальный структурированный материал, позволяющий наглядно представить абстрактные понятия и отношения между ними.

Специально структурированный материал:

  • геометрические формы (обручи, геометрические блоки);

  • схемы;

  • схемы-правила (цепочки фигур);

  • схемы функции (вычислительные машины);

  • схемы операции (шахматная доска);

Итак, педагогические возможности дидактической игры очень велики. Игра развивает все стороны личности ребёнка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей.

ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША.

В дидактике имеются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем, для развития раннего логического мышления и для подготовки детей к усвоению математики. Блоки Дьенеша представляют собой набор геометрических фигур, который состоит из 48 объёмных фигур, различающихся по форме (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники), по цвету (жёлтые, синие, красные), размеру(большие и маленькие) по толщине( толстые и тонкие).То есть, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером, толщиной. В наборе даже нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам .В своей практике я использовала в основном плоские геометрические фигуры. Весь комплекс игр и упражнений с блоками Дьенеша –это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – её ступеньки. На каждую из этих ступенек ребёнок должен встать. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, к ним относятся:

Выявление свойств, их сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а так же логические операции.

Кроме того, блоки могут закладывать в сознание детей начало алгоритмической культуры мышления, развивать у детей способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентацию.

В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине ит.д.), несколько позже по трём( цвету, форме, размеру; форме, размеру, толщине и т.д.)и по четырём свойствам(цвету, форме, размеру, толщине), при этом развивая логическое мышление детей.

В одном и том же упражнении можно варьировать правилами выполнения задания с учётом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки. Но одному ребёнку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы(оперирование одним свойством), другому- чтобы рядом не было одинаковых по форме и по цвету (оперирование сразу двумя свойствами). В зависимости от уровня развития детей можно использовать не весь комплекс, а какую-то его часть, сначала блоки разные по форме и по цвету, но одинаковые по размеру и толщине, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине и в конце- полный комплекс фигур.

Это очень важно: чем разнообразней материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит ,и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

С логическими блоками ребёнок ваполняет различные действия: выкладывает,меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит , а по ходу действия рассуждает.

Итак, играя с блоками, ребёнок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От игры с абстрактными блоками дети легко переходят к играм с реальными множествами, с конкретным материалом. На уроках математики была поставлена цель- повысить уровень развития элементов логического мышления детей, посредством включения в урок логической разминки ,которая проводилась в начале урока. В содержание разминки включались логико-математические игры с блоками Дьенеша. Как уже говорилось, блоки Дьенеша- универсальный дидактический материал, он имеет широкий спектр применения в развивающих играх. Организация игр осуществлялась по следующим направлениям: подготовка к проведению игры, проведение игры, её анализ. Нами были разработаны комплекс постепенно усложняющихся игр, состоящих из двух групп игр.

  • Игры на выделение и абстрагирование свойства: «найди фигуру».

  1. «Шифровальщик»

  2. «Прятки»

  3. «Найди свою дорожку»

  4. «Собери бусы»

  5. «Машинисты»

  6. «Почтальоны»

  7. «Проводники»

  • Игры на сравнение и классификацию:

  1. «Две дорожки»

  2. «Засели домик»

  3. «Садовники»

  4. «Поймай тройку»

Для фронтальной работы с детьми был подготовлен дидактический материал –это геометрические фигуры блоки Дьенеша (определенный цвет, величина, форма и толщина).Также были изготовлены для каждого ребёнка трафареты, содержащие набор всех фигур из блоков, к ним прилагается наборы цветных карандашей(синий, красный, жёлтый).Эти наборы использовались при выполнении самостоятельной работы одновременно детьми всего класса. Для придания игре занимательности вместо традиционных блоков мы изготовили другой дид.материал, включающий все свойства блоков. Это плоские картонные цветы разной величины и цвета, сердцевины цветов полнены в виде геометрических фигур. Таким образом, применяемые нами методы и приёмы организации игр и используемый при этом дид.материал способствовали развитию логического мышления и детей. Это отразилось на других математических заданиях. На уроке математике дети стали легче усваивать программный материал, быстрее стали справляться с математическим заданием, ответы детей качественно отличаются своим содержанием и логикой.

Следовательно, разработанная нами методика включения в уроки математики игр

с геометрическими фигурами –блоками Дьенеша, доказывает её эффективность.










ПРИЛОЖЕНИЕ

1. «Найди фигурку».

Цель: Учить выделять и абстрагировать свойства фигур, находить фигуры по 1, 2,3, свойствам, а также с отрицанием какого либо свойства.

Материал: Полный набор блоков, карточки-символы.

Вариант1. Учитель называет полное имя(цвет, форму и величину) задуманного блока, а дети находят его. Кто первый нашёл забирает фигурку себе. Побеждает тот, кто больше всех набрал фигур.

Вариант 2. Учитель показывает знаки- символы, обозначающие форму, цвет, величину

или отрицание этих свойств. Дети должны назвать и показать фигуру, отвечающую этим

признакам. Ребёнок, назвавший первым, забирает фигуру себе. Побеждает тот, кто больше других набрал фигур.


2. «Шифровальщики».

Цель: Отгадывать фигуру по знакам- символам с отрицанием и без отрицания, кодировать свойства фигуры, изображая знаки-символы письменно.

Материал: Трафареты, цветные карандаши, бумага, карточки с изображением с донной стороны геометрической фигуры, с другой- знаков-символов, соответствующим свойствам этой фигуры.

Вариант 1. Дети получают карточки, лежащие на столах вверх стороной, где изображены знаки-символы. По знакам дети отгадывают фигуру и называют её. Правильность своего ответа проверяют, перевернув карточку. Затем дети меняются карточками.

Вариант 2. Учитель показывает карточку со знаками- символами, рассказывающими

Свойствами какой либо фигуры. Дети отгадывают эту фигуру и рисуют её на листочках с помощью трафаретов.

Вариант 3. Каждый ребёнок получает чистый лист бумаги. С одной стороны с помощью трафарета он рисует любую фигуру. С другой стороны, перевернув листок, рисует знаки- символы, соответствующие этой фигуре (кодирует). Затем дети меняются карточками и по знакам- символам отгадывают какая фигура была у соседа. После отгадывания проверяют правильность ответа, перевернув карточку фигуркой вверх.


3.»Прятки».

Цель: Выявление и абстрагирование свойств, развитие связи между образом свойств и словом.

Материал: На каждого ребёнка набор блоков, коробочка.

Вариант 1. Все блоки разложены на столе. Учитель говорит , что фигурки захотели поиграть в прятки, нужно помочь им спрятаться.

Вариант 1. Все блоки разложены на столе. Воспитатель говорит, что фигурки захотели поиграть в прятки, нужно помочь им спрятаться. Каждый ребенок получает коробочку. Воспитатель называет какие соответствующие фигурки. Называется одно свойство блоков, например, воспитатель говорит: « Спрятались все большие блоки!» ( все круглые, все красные, все не квадратные, не синие и т.д. ). Затем коробки открывают и проверяют, не спрятался ли там чужой блок. После проверки исправляют ошибки и игра продолжается с названием другого свойства блоков.

Вариант 2. Учитель называет сразу два свойства блоков, которые прячутся в коробки ( треугольные маленькие или квадратные не красные т.д. ).

Вариант 3. Учитель называет сразу три свойства блоков, которые должны спрятаться ( круглые красные большие, желтые маленькие квадратные и т.д. ).





4. «Найди свою дорожку».

Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.

Материал: Набор логических блоков, таблицы с изображением домиков и дорожек ( см. приложение).

Воспитатель говорит детям, что фигурки заблудились и никак не могут попасть домой, нужно им помочь найти свою дорожку. Знаки - символы на дорожках подскажут, по какой дорожке можно идти, а по какой нельзя. Дети по желанию наугад делят между собой фигурки и по очереди « провожают» каждую фигурку.

Вариант 1. Учет одного свойства (цвет, форма или величина).

Вариант 2.Учёт двух свойств поочерёдно (величина и цвет, цвет и форма).

Вариант 3. Учёт трёх свойств поочерёдно (величина, цвет, форма и цвет, форма, толщина).


5. « Собери бусы».

Цель: Развитие умения выделять и абстрагировать свойства, сравнивать блоки по выделенным свойствам, выстраивать последовательную цепь.

Материал: Набор блоков, верёвочка.

На столе выкладывается верёвочка и набор блоков. Детям предлагается собрать бусы так, чтобы «бусинки» (блоки) чередовались в определенной последовательности.

Вариант 1. «Нанизать» бусинки на ниточку так, чтобы рядом не было бусинок одинаковых по цвету ( или форме, или величине).

Вариант 2. Нанизывание двух бусинок не похожих по двум свойствам (цвет и величина, величина и форма, цвет и форма).

Вариант 3. Собрать бусы так, чтобы рядом не было одинаковых по цвету, величине и форме бусинок ( по трём свойствам).

Вариант 4. Нарисовать бусы с помощью трафарета по условию 1, 2, или 3 вариантов.


6. «Машинисты».

Цель: Развивать умения абстрагировать свойства предметов, умение рассуждать, действовать согласно знакам- символам.

Материалы: Блоки плоский картонный паровозик.

Детям предлагается рассмотреть таблицу. Дети- машинисты, фигурки- пассажиры. Пассажиров нужно доставить домой. Двигаясь по разветвлению дорог паровозик должен попасть из начальной станции на конечные. При этом он должен в соответствии со знаками, указывающими, кто по данному отрезку пути может ехать.



ИГРЫ НА СРАВНЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЮ.


1. «Две дорожки».

Цель: Развитие умения сравнивать предметы по самостоятельным выделенным свойствам.

Материал: Блоки.

Вариант 1. Дети играют по парам. Каждый берёт из набора 5 разных фигур, складывает их стопой. Игроки по очереди строят дорожки из своих фигур. Первый игрок выкладывает все фигуры перед собой в ряд, начиная с верхней, получается дорожка. Затем второй ребенок по порядку к каждой фигуре соперника приставляет свою, начиная с верхней фигуры в своей стопке. Если он находит какое-то одно общее свойство между своей фигурой и фигурой соперника, то забирает себе одну фигуру. Побеждает тот, у кого остаётся больше фигур.

Вариант 2. Игрок забирает фигуру из дорожки соперника себе в том случае, если фигуры похожи двумя свойствами. Количество фигур- по10 .

Вариант 3. Фигуру соперника игрок выигрывает в том случае, если она отличается от его собственной тремя свойствами. Количество фигур- 12.


2. «Поймой тройку».

Цель: Развитие умение сравнивать.

Материал: Блоки.

Учитель перемешивает фигуры и складывает их стопой. Затем снимает две верхние и кладёт их на стол. Первый ребёнок берёт из стопки фигуру, прикладывает её к паре на столе и ищет, чем похожи все три фигуры. Если он замечает какое-либо сходство, то забирает все три фигуры, если общего свойства не обнаруживается, то последнюю снятую

Фигурку кладут вниз стопки. Затем следующий ребёнок берёт из стопки новую фигуру и ищет общее свойство в тройке фигур. Выигрывает тот, кто собирает больше фигур.


3. «Засели домики».

Цель: Развивать умение классифицировать.

Материал: Блоки.

Вариант 1. Перед детьми изображение домиков. Нужно расселить блоки в эти домики, но так, чтобы в каждой квартире оказались одинаковые по цвету, форме или размеру жильцы. Каждый ребёнок выбирает себе домик, решает по какому свойству он разделит фигуры ( чтобы в каждой квартире оказались все одинаковые), а затем раскладывает их.

В конце дети проверяют друг друга, обмениваются домиками и расселяют фигуры в новых домиках.

Вариант 2. При заселении домиков дети классифицируют фигуры сразу по двум свойствам. Заселив домики, дети рассказывают правила заселения фигур в своём домике.

Домики в этом варианте игры двухэтапные и трехэтапные.

Вариант 3. Дети классифицируют фигуры по трём свойствам. У каждого ребёнка два домика большой и маленький, в маленьком доме поселяются маленькие фигуры, а в большом- большие.


4. «Садовники».

Цель: Освоение умения классифицировать предметы по одному, двум, трём свойствам, выражать свойство одних фигур, через свойства других с помощью частицы «не».

Материал: Блоки , цветы со всеми свойствами блоков Дьенеша: большие и маленькие, разного цвета с сердцевинами разной формы, обручи.

Вариант 1. Игра с 1 обручем. Дети- садовники, обруч- клумба. Нужно рассадить цветы по заданному одному свойству: все красные или все большие, или все с квадратными серединками. Посадив цветы, дети выясняют какие цветы остались вне клумбы, используя свойство цветов на клумбе. (Вне клумбы- все не красные, все не большие цветы и т. д.)

Задание садовникам усложняется: на клумбе нужно посадить цветы, учитывая 2 свойства и т.д..

Вариант 2. Игра с двумя обручами разного цвета. Обручи пересекаются и имеют общую площадь. Нужно посадить в середину черного обруча все треугольники, а на белую клумбу- все красные. Дети должны догадаться, какие цветы посадить на общую площадь (все красные цветы с треугольными серединами.) Игру повторять, варьируя задания.

Вариант 3. Игра с 3 обручами разного цвета. Обручи пересекаются и имеют несколько общих площадей. Рассмотреть с детьми клумбы, выделить общие площади, назвать их.

Даётся задание посадить цветы в соответствии с заранее установленными правилами.

Например, на белой клумбе посадить все жёлтые цветы, на чёрной- все цветы с квадратными серединами, а на полосатой- все маленькие цветы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие элементов логического мышления у первоклассников

Автор: Дубинина Инна Геннадьевна

Дата: 30.11.2019

Номер свидетельства: 529530

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Адаптация первоклассника "
    ["seo_title"] => string(27) "adaptatsiia-piervoklassnika"
    ["file_id"] => string(6) "102351"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402499294"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "прописи для первоклассников"
    ["seo_title"] => string(29) "propisi-dlia-piervoklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "277720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452959406"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Технологическая карта урока немецкого языка в 3 классе по теме «Начало учебного года. О чем говорят дети в школьном дворе?» "
    ["seo_title"] => string(145) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-niemietskogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-nachalo-uchiebnogho-ghoda-o-chiem-ghovoriat-dieti-v-shkol-nom-dvorie"
    ["file_id"] => string(6) "125335"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414952089"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства