Просмотр содержимого документа
«Растим патриотов (из опыта работы учителя)»
«Растим патриотов России»
Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Средняя школа №7» г. Кольчугина Владимирской области Шадровой С.Г.
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов.
Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.
Уделяя большое внимание воспитанию гражданских и патриотических чувств учащихся, я наметила основные направления решения задач патриотического воспитания на основе программы «С чего начинается Родина»:
историко – краеведческое
экскурсионно - туристическое
литературное
экологическое
физкультурно – оздоровительное
трудовое
семейное
гражданско – патриотическое
Есть предметы, которые ориентированы на решение задач патриотического воспитания – это, например, окружающий мир. Это предмет способствует воспитанию любви и уважения к природе, к своему городу, к своей Родине, обеспечивает опыт экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, формированию положительных личностных качеств (доброты, терпимости, ответственности), способствует развитию творческих способностей учащихся.
При изучении темы «Откуда берется и куда девается мусор?» перед учащимися была поставлена проблема: «Как сделать так, чтобы мусора стало меньше?». В результате решения проблемной ситуации, дети составили правила, нарисовали специальные знаки, запрещающие мусорить, придумали как использовать упаковочный материал. Под руководством учителя сделали кормушки для птиц из коробок и пластиковых бутылок. Дома ребята совместно с родителями продолжили работу над данной проблемой, и в результате в классе была организована выставка из бросового материала. Чтобы помочь зимой птицам, учащиеся осенью заготовили корм: семена подсолнечника, арбуза, тыквы. Развесили кормушки в парке у школы. Ежедневно подкармливали птиц, наблюдали за ними.
Мои учащиеся участвуют в различных экологических акциях. Традиционной стала акция «Озеленение»: ученики под руководством учителя выращивают цветочную рассаду, весной перекапывают землю, оформляют клумбу, высаживают цветы, ухаживают за ними, летом приходят на прополку.
Дети с удовольствие занимаются озеленением кабинета.
В этом учебном году проходил районный конкурс рисунков «Кормушка для птиц». Ребята представили не только рисунки, но и фотографии кормушек, сделанных собственными руками. Подобная деятельность не только способствует укреплению познавательных интересов детей, но и формирует их гражданские чувства, повышает уровень самосознания, ответственного отношения к природе, а значит и к Родине. Это подтверждается ответами детей. На вопрос анкеты: «Почему надо помогать зимой птицам?», ученица первого класса ответила так: «Потому что птички маленькие, сами не могут найти корм, могут замерзнуть. Мне их очень жалко». А ученица четвертого класса написала: «Мы в ответе за братьев наших меньших и кто им поможет как не мы?»
Учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу. В настоящее время очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека со своими корнями, культурой глубинки, малой Родины. С помощью регионального курса «Наш край» дети осознают ответ на вопрос: «Что есть Родина? Кто я?». На уроках я стараюсь вызвать у ребенка теплое чувство сопричастности к родной земле, ее храмам, жилищам, природе, слову. На занятиях мы используем принцип совместного поиска, осознание традиций своего края, умение ценить плоды общечеловеческой культуры. Дети знакомятся с творчеством художников, поэтов, писателей, встречаются с интересными людьми, посещают экспозиции и занятия на станции юных туристов. Ходим на экскурсии в заводской музей, картинную галерею «Вернисаж», в городскую библиотеку, в музеи г. Владимира, Юрьев – Польского, Александрова. В этот курс входят темы: «Я – гражданин России», «История государственных символов», изучение геральдики городов Владимирской области, «Наш край в годы Великой Отечественной войны». Результатом этой работы является выпуск стенгазет, портфолио, куда собраны творческие работы детей и «Звездная карта», которая позволяет определить степень заинтересованности детей истории своего края, отношение к родной земле, а значит, позволяет судить о гражданской позиции, патриотических чувствах учащихся.
Если говорить о воспитании патриотизма у детей младших классов, то необходимо отметить уроки литературного чтения, где осознание своей причастности к истории, воспитание гражданственности и патриотизма совершается в душе ребенка как бы неприметным образом, «без позы и фразы». К числу таких рассказов относится: «Голубая чашка» А.Гайдара, «Стальное колечко» К.Паустовского, «Чужая калитка» Е.Пермяка и д.р., где речь идет о воспитании человека на основе его глубокой привязанности к Родине. Уроки литературного чтения позволяют раскрыть творческие способности учащихся. Дети сочиняют сказки, рассказы, стихи о природе, родном городе, людях которые их окружают, и в этом им помогает учитель. На протяжении 12 лет ребята принимают активное участие в районном празднике «Русской словесности», где достойно представляют школу: всегда занимают призовые места. Вот и в этом году учащиеся четвертых классов раскрыли свои таланты в конкурсе рисунков, сочинений, чтение стихов собственного сочинения на тему: «Таланты вокруг нас».
Вот отрывки из стихотворений наших юных поэтов:
Куда ни глянь – повсюду Кольчугинского хлеба
Умельцев виден труд. На свете нет вкусней.
Талантливым – дорогу! И хлебушек с завода
Таланты живы тут! Нашел везде друзей!
Мама трудиться в газете,
Мама журналист.
И по должности в ответе
За газетный лист.
Чтоб в газетной строчке каждой
Правду написать.
Ну, а мне про нашу школу
Нравиться читать.
Но не за статьи и песни
Маму я люблю.
Называю я чудесной
Мамочку свою.
За ее тепло, заботу
И за нежность рук.
Мама, по большому счету,
Мой надежный друг!
Да. Родина для ребенка начинается с мамы и папы. С детства ребенок должен уверовать в дружелюбие родителей. Велика роль семейного воспитания в формировании патриотических и гражданских чувств ребенка, поэтому стараюсь тесно сотрудничать с родителями учащихся. Организую семейные праздники «Мы строим дом», «Русские посиделки», «Капустники», «Новогодние сказки». Родители активно включаются в организации экскурсий на предприятия города: хлебокомбинат, швейную фабрику, почту, пожарную часть и т.д., принимают участия в спортивных праздниках « Папа, мама, я – спортивная семья», турпоходах; родители проводят классные часы, рассказывают о своей профессии. Привлекая родителей в деле формирования коллектива, педагог повышает положительные результаты в системе воспитательной работы по созданию комфортной обстановки в детском коллективе для каждого ребенка, а это несет в себе любовь и уважение к другим людям и постепенно перерастает в любовь к Родине, к своему народу.
Активная гражданская позиция младших школьников выражается в участии в различных акциях, конкурсах разного уровня.
Воспитание в ребенке патриотизма, уважение к историческому наследию своей Родины, занимает важное место. И здесь большую помощь оказывает проведение классных часов, которые способствуют воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам; пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны. Традиционными стали «Линейка памяти» у вечного огня, уроки Мужества.
Участие в трудовых делах – часть патриотического воспитания и ориентировано на привитие трудовых навыков, выполнение в обществе трудовых норм. Стало доброй традицией участие младших школьников в общешкольной операции «Трудовой десант», операции «Чистюля», «Школьная столовая».
Данная система работы по патриотическому воспитанию обогащает учащихся знаниями, формирует историческое сознание, готовит к жизни и труду с первых дней появления ребенка в школе, включает его в многоплановую деятельность.