Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в условиях ФГОС
Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в условиях ФГОС
Введение ФГОС – новая реальность для современной школы. На первый план выдвигается развивающая функция обучения, обеспечивающая становление личности обучающегося и раскрытие его индивидуальных особенностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в условиях ФГОС»
Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в условиях введения ФГОС
Введение ФГОС – новая реальность для современной школы. На первый план выдвигается развивающая функция обучения, обеспечивающая становление личности обучающегося и раскрытие его индивидуальных особенностей.
ФГОС говорит учителю о том, что организация работы по английскому языку должна быть направлена на развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо); овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения; освоение знаний о языковых явлениях английского языка; приобщение к культуре, традициям стран изучаемого языка; формирование умения представлять свою страну и культуру; развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств; дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, способствующих деятельности использования новых информационных технологий; формирование потребности изучения английского языка и обладания им как средством общения, самореализации в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка как средства общения; воспитание качеств гражданина, патриота, развитие самосознания, стремления к взаимопониманию, толерантного отношения к проявлению другой культуры; осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования о формах поддержания здоровья, отказа от вредных привычек.
В соответствии с новыми стандартами целью обучения в новых условиях является личностный результат. Проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся, является одной из ведущих в условиях введения ФГОС. Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций. Умение действовать, соблюдая нормы иностранного языка и правила речевой культуры – это значит владеть языком.
Текст – это самая крупная единица языка, которая понимается как связная языковая последовательность. Текстом можно назвать и фрагмент научного или художественного текста.
Особую актуальность набирает проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся посредством работы с текстом. В процессе обучения английскому языку текст является основным методом обучения, и работа с ним плодотворно влияет на формирование данной компетенции. Работая с текстом, школьники имеют возможность сконцентрировать внимание на его языковом устройстве.
К сожалению, не секрет, что сегодня школьники не особо любят читать не смотря на то, что чтение - один из основных источников получения информации. Более того, работа с текстом - это еще и обогащение лексического запаса, расширение кругозора учащихся. Потребность в чтении на иностранном языке будет полностью обеспечена тогда, когда содержание предлагаемых учащимся текстов и подобранных методов обучения чтению будут соответствовать не только их познавательным запросам, уровню их интеллектуального развития, а также их возрастным особенностям. Для того, чтобы школьники могли успешно развиваться в современном мире, они должны уметь находить источники информации, работать с ней и оценивать её. Далее представлены некоторые задания, которые могут быть применены на уроках английского языка при работе с текстом.
"БИНГО" Учащиеся получают таблицы с определенными словами из текста. Прослушивают текст, когда встречают слово из таблицы, то отмечают его. Тот, кто отметил все слова, кричит "Бинго!"
"Ассоциации" Учащимся предлагается следующее задание по тексту: 1) Прочтите заголовок. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка данного текста? 2) О чем этот текст? Ваши предположения. После чтения текста учащиеся сравнивают свои ассоциации с информацией из текста.
"Ключевые слова" Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слова, выписывает их на доску. Ученики высказывают предположения о том, как они будут применяться в контексте. Затем при работе с текстом проверяется правильность предположений.
"Перепутанные логические цепочки" На отдельных листах выписываются 5-6 фраз, связанных логически, перетасовываются и предъявляются ученикам. Предлагается восстановить порядок.
"Пазлы" Учитель предварительно разрезает несколько или один текст и перемешивает их. Учащиеся могут работать в группах или отдельно. Они должны восстановить предложенные им тексты в нужной последовательности.
"Пропущенные слова" Учитель раздает текст с пропусками и список с пропущенными и лишними словами. Учащиеся могут работать в небольших группах.
"Толстые и тонкие вопросы" Используется после прочтения текста, когда учащиеся должны задать "thin questions",(who...? when..?.what..?.) требующие однозначных ответов и "thick questions",(why...?explain why..?.If you were...would you..?.) предполагающие объяснение и рассуждение. Учитель записывает вопросы на доске и предлагает ученикам ответить на них. Еще как вариант учащиеся могут сами записывать вопросы (работая в группах), обсуждать их и задавать другим группам, выбрав наиболее интересные.
"Кластеры" Суть этого метода заключается в выделение смысловых единиц текста и графическом их оформление в определенном порядке в виде грозди. В центре заголовок текста, а вокруг нее крупные смысловые единицы.
"Редукция текста" Учащиеся читают текст из 20-30 предложений и сокращают его до 10-12 предложений. Главное условие - основной смысл предложенного текста должен быть сохранен.
"Два текста" Учитель предлагает два текста для прочтения учащимися ( или читает сам вслух). Тексты по объему небольшие, 50 -70 слов( в зависимости от уровня подготовки учащихся). Затем учащиеся пытаются пересказать как можно точно первый текст.
"Составь свой текст" Учащимся предлагается до 10 вопросов к незнакомому тексту. Отвечая на вопросы, дети должны составить небольшой рассказ. По возможности каждый ученик должен прочитать свой рассказ вслух, а затем сравнивают свои ответы с оригиналом текста.
Метод "Инсерт" Используя этот прием, учащиеся делают пометки на полях при работе с текстом. v-если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете + новая информация для вас - то, что вы читаете противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете. ? то, что вы читаете непонятно или вы хотите получить более подробные сведения.
Вышеперечисленные методы и приемы могут быть использованы при работе с текстовым материалом на уроках иностранного языка. Таким образом, при правильной организации работа с текстом выступает, как средство формирования коммуникативной компетенции и в достаточной мере развивает учащихся, развивает интерес к изучаемому языку, повышает мотивацию к предмету в частности и к процессу чтения вообще, позволяет развивать творческий потенциал обучающихся, пополнять их словарный запас.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях формирования и реализации ФГОС "
["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
["file_id"] => string(6) "116993"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1412679877"
}
}