Просмотр содержимого документа
«Работа с родителями детей с ОВЗ»
Васильева Лидия Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 2»
г. Чебоксары, Чувашская Республика
Работа с родителями детей с ОВЗ
В настоящее время часто можно услышать и увидеть аббревиатуру «ОВЗ» и наверняка многие уже могут в разной степени ее расшифровать. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, нуждающиеся в специальных условиях обучения из-за особенностей физического и психического развития. На педагогов сочетание «дети с ОВЗ» накладывает определенные сложности в будущей работе. Почти в каждом классе общеобразовательной школы имеются дети со статусом ОВЗ. Но уже с уверенностью можно говорить о том, что современный педагог может справиться и с такой задачей. Чего нельзя сказать о родителях. Часто родители оказываются в тупике и не могут качественно помочь своему ребенку. В такой ситуации можно утверждать, что на педагога ложится ответственная работа в построении эффективного взаимодействия родителей с их ребенком для успешного обучения. Но если углубиться в историю педагогики, то подобное утверждение уже не ново: Василий Александрович Сухомлинский полагал, что «задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если образовательное учреждение будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу».
Говоря о родителях детей с ОВЗ с задержкой психического развития и нарушениями речи можно утверждать, что большинство из них пугает данный статус. Психолого-медико-педагогическая комиссия (одной из задач которой является помощь в определении условий образования и воспитания, необходимых детям с проблемами в развитии, а также организация их обучения и воспитания) воспринимается с недоверием, «в штыки».
Так кто же такие родители детей с ОВЗ? Раньше было принято считать, что основная масса учеников с задержкой психического развития растет в социально-неблагоприятных семьях, но в настоящее время из опыта работы видно, что и остальные семьи не застрахованы от появления в них ребенка, в процессе взросления которого, могут быть выявлены нарушения в развитии. (Полная семья, оба родителя имеют высшее образование, другие дети здоровые). Но также прослеживается тенденции передачи наследственных психических отклонений. Поэтому, как и в работе с детьми, с каждым родителем необходима индивидуальная работа.
Очень часто родители не понимают причин возникновения ЗПР или ЗРР, поэтому не могут адекватно оценить проблемы ребенка в обучении, предъявляют завышенные требования к ним, не принимают их реальные возможности, боятся своей особенной роли в воспитании и развитии своих детей. Между родителями и детьми отношения становятся напряженными. Ребенок не понимает требований, испытывает дискомфорт из-за неспособности усвоить материал. И ученик не находит поддержки со стороны родителей, остается один на один со своей проблемой. Психологический климат в семье нарушается. Как результат видим, ребенок замыкается, развитие замедляется, а отклонения в развитии становятся более явными и стойкими.
С каждым новым классом убеждаюсь, что родители уже владеют информацией о состоянии своих детей, поэтому очень важна для родителя помощь квалифицированного педагога-психолога, который поможет разобраться в особенностях ученика и разъяснит, что несут за собой поставленные диагнозы. Чтобы в дальнейшем дифференцировать ранее имеющуюся информацию на нужную и ненужную, полезную и вредную.
Считаю важным, начать работу с укрепления связи между родителем и ребенком. Познакомить их друг с другом, показать насколько уникален каждый из них. В этом могут помочь совместные мероприятия для семей (организация «Семейных олимпиад», спортивных праздников «Папа, мама, я –спортивная семья», тематических дней(дня пап, мам, бабушек), «А ну-ка мамы» и др.
Организация совместных трудовых (прикладных) занятий в стенах школы, (создание осеннего панно, букетов, вазочек с использованием природных материалов) или с выходом в художественные центры, музеи с проведением мастер-классов способствует снятию эмоционального напряжения, развитию навыка взаимодействия друг с другом.
Эффективным средством формирования готовности родителей к принятию, пониманию своих детей, возможности оказания помощи в обучении является «Школа для родителей», в которой могут быть организованы, семинарские и практические занятия.
Привлечение к подготовке празднования памятных дат (создание дома «Окна Победы») поможет усвоить историю страны, объединить при этом всех членов семьи.
Проведение занятий для детей и их родителей по оформлению страниц портфолио учащегося (страницы «Моя семья», «Традиции моей семьи») позволит родителям увидеть результаты обследований педагогов – специалистов (развитие физическое, интеллектуальное), становление ребенка как личности (участие в мероприятиях) и его достижения (грамоты).
За годы работы с детьми с ОВЗ, убедилась, что с разными семьями надо пользоваться разными методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и степени понимания проблем своего ребёнка и т.д. Поэтому необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами для успешного эффективного построения процесса обучения детей.