Основу всестороннего развития детей закладывает школа. Важную роль в этом процессе играют уроки чтения.
Постоянное приобщение детей к чтению произведений с опорой на иллюстративный материал книг способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус, делает ребенка более восприимчивым к окружающей действительности.
В методических пособиях использование иллюстраций на уроках чтения в начальных классах освещается эпизодически, зачастую скупо, в виде попутных замечаний. На уроках чтения можно чаще наблюдать предложение учителя: «Ребята, посмотрите, что изображено на картинке, нравится ли она вам, подберите название к картинке». Вне поля зрения остаются более глубокие, внимательные представления об иллюстрациях в соответствии с ее основными функциями.
В учебниках учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста: в них много иллюстраций.
Иллюстрация – это прямое дополнение, пояснение, наглядное изображение того, что описано в тексте. При этом каждый художник-иллюстратор, толкуя литературное произведение, отражает жизненные явления творчески, вносит многое от своей личности, выбирает графическую форму, характер оформления, строй изображения.
Постоянное внимание ко всем сторонам иллюстрации постепенно способствует воспитанию верного вкуса, оттачивает художественное чувство ребенка, помогает не только осмыслить, осознать прочитанное, но и увидеть мир глазами художника, почувствовать его, не остаться безучастным к исполнению иллюстрации.
Подготовка учителя к уроку с использованием иллюстраций требует от учителя того, чтобы он непременно сам вникал в то, что выбрал художник в литературном произведении для своих иллюстраций, на чем сосредоточил основное внимание, мимо чего прошел. чем это можно объяснить, как художник использовал разные графические и живописные средства.
Почувствовав и осознав содержание и художественную форму иллюстрации, учитель продумывает время, место и методические приемы использования иллюстраций на уроке. Иногда достаточно остановиться лишь на самом существенном, что наиболее ярко «заявляет» о себе зрителю, а порой необходимо более глубокая деятельная проработка изображенного.
Готовясь привлечь иллюстрации при изучении литературного произведения, учителю также необходимо ясно представить себе, какую методическую задачу будет решать с их помощью, точно определить, что именно должно быть достигнуто с их помощью. При этом постановка конкретных задач будет всегда в значительной мере определяться особенностями иллюстраций. Радость «узнавания» литературных персонажей, эпизодов доставляют учащимся иллюстрации, близкие к тексту, ясные, простые по образному языку; картин природы, удачно воссозданных художником. Такие иллюстрации помогают одним учащимся зрительно закрепить возникший при чтении образ, другим – оформить не совсем ясные, окончательно не сложившиеся еще представления. Иллюстрации дают наглядный и точный комментарий к соответствующим страницам текста.
Иногда воображение читателя, ученика начальных классов, просто не в состоянии правильно воссоздать то, о чем говорит или что имеет в виду писатель, например картины жизни и быта отдаленной эпохи, пейзажи незнакомых мест.
Решение той или иной задачи с помощью иллюстраций всегда связано с определенном этапом изучения литературного материала, с возрастом учащихся, этапом в обучении. Работаю с иллюстрацией в процессе первоначального знакомства с текстом, чаще при анализе художественного произведения, а также на заключительных занятиях. Использую основные методические приемы работы с иллюстрациями: беседа, рассказ, которые связываются со словесным и графическим рисованием.
Выделяю обычно следующие общие моменты в работе с иллюстрациями: неторопливое самостоятельное рассматривание изображения самими учащимися, затем вопросы: нравится ли иллюстрация? Как она соотносится с читаемым произведением? Что изображено на переднем первом плане, дальше, на втором плане? Что видим в центре, слева, затем справа? Что самое важное, существенное? Какую мысль выразил художник? Какие приметы жизни, события, явления представил? Как подчеркнул, выделил героя? Почему, с помощью каких средств: колорита, точки обзора, размера, формы?
При анализе литературного произведения иллюстрации использую чаще, особенно в работе над отдельным эпизодом. Изображение помогает привлечь внимание учащихся к эпизоду и подвести к анализу словесно-образной ткани отрывка путем сопоставления зрительного образа с текстом.
Используя иллюстрации в работе над эпизодом, уместно выяснить такие вопросы: какой момент действия отражен на этой иллюстрации? Какие действующие лица показаны, в какой обстановке? Как передано художником внутреннее состояние героев? В чем художник следует тексту, а в чем отступает от него? Почему? Как вы относитесь к замыслу художника?
Разумеется, эти вопросы примерные в них указаны лишь основные объекты наблюдения для учащихся, а сама формулировка вопросов и их количество могут варьироваться. Обязательным будет лишь вопрос «В чем художник следует тексту, а в чем отступает от него?», подводящий учеников к новому, более внимательному прочтению отрывка к наблюдением над языком и благодаря этому к лучшему пониманию эпизода и раскрывающихся в нем характеров.
Большие воспитательные возможности содержит работа с иллюстрациями при рассмотрении образов – персонажей, действующих лиц.
Цели, а в зависимости от них и приемы использования иллюстраций в данном случае могут быть различны.
Убедительно изображение персонажа помогает решить задачу, как «подтвердить» графическим изображением то представление о литературном герое, которое сложилось или готово сложиться у учащихся после чтения.
Беседу о действующем лице, литературном герое, можно начать после внимательного рассмотрения иллюстрации, спросив у детей: кто изображен на рисунке, из чего это видно? Как подходит художник к изображению действующего лица: дает только портрет персонажа или показывает его во взаимоотношениях с другими лицами? Какие черты внешнего облика, характера, поведения героя, отмеченные писателем, удалось передать иллюстратором? Что художник привнес от себя? Оправдано ли это? Как художник использует графические или живописные средства с целью характеристики персонажа? На сколько это удачно?
Вопросы могут быть сформулированы и по-иному, возможно кое-что в них можно упростить, кое от чего отказаться. Это будет зависеть от того насколько учащиеся привыкли рассматривать, анализировать и оценивать иллюстрации.
Подчеркну также возможность использования иллюстраций для развития речи учащихся, особенно интересны в этом плане иллюстрации-пейзажи. Я предлагаю детям рассмотреть иллюстрацию затем высказать свое впечатление о ней. Обмен личными впечатлениями становится подготовкой к восприятию текста.
Таким образом, методические рекомендации использования иллюстраций разнообразны. Они предполагают творческое применение, дополнение, выбор форм и вариантов в каждом отдельном произведении. Важно, чтобы ученики смогли глубже понять почувствовать пережить суть идей, картин, образов художественных произведений. Закрепить их в зрительном образе.
Много плановая роль иллюстрации, использованная учителем на уроке литературного чтения, будет активно способствовать всестороннему развитию школьников.