Цель: Показать значение трудовой деятельности в жизни человека.
Задачи: 1) Познакомить учащихся с рассказом.
2) Развивать навыки сознательного, правильного, выразительного чтения, чтения по ролям.
3) Корригировать мышление, зрительную память.
4) Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям, к людям труда, к рабочим рукам обслуживающего персонала в образовательном учреждении.
Оборудование: :компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, альбом с фотографиями обслуживающего персонала «Они заботятся о вас каждый день», учебник, Словарь С.Ожегова, плакаты с темой урока, конверты с пословицами.
Ход урока:
I.Организационный момент:
Ну – ка, проверь, дружок. Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и дневник?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
_ Назовите число, день недели.
Жужжащее чтение 2 минуты. (Индивидуальная работа с учеником по слоговому чтению).
II. Проверка домашнего задания.
Что было задано на дом? (Краткий пересказ текста Е.Пермяка «Как Маша стала большой»).
Вопрос к рассказчику: Что надо делать, чтобы тебя считали взрослым?
III. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня на уроке продолжим знакомиться с творчеством Е.Пермяка. Вы познакомитесь с новым рассказом.
_Посмотрите на эту фотографию. (Слайд № 1. Е.Пермяк (11902 – 1982).
Сообщение учителя: Евгений Андреевич Пермяк прожил 80 лет. Он написал для детей сотни рассказов и сказок, в которых утверждает великое значение труда.
- Что такое «труд», ребята? (Ответы детей). Обратимся к словарю С.Ожегова.
Труд – 1) работа, занятие. 2) усилие, направленное к достижению чего – нибудь.
Писатель говорил: «Только труд должен приходить к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека».
IV. Изучение нового материала.
1) Слайд № 2. Иллюстрация к новому тексту. Беседа с учащимися.
-Посмотрите на этот рисунок. Кого видите на нём? (Изображение дедушки и внука). Что они делают? (Они дружески беседуют). Что делает внук? (Он рассматривает свои ручонки). Что можно предположить по рисунку к тексту?
-Как называется рассказ? (Ответы детей) (Соотнесение с записью на первом слайде: «Для чего руки нужны»).
2) Сообщение задач на урок: 1) Осмыслить содержание текста. 2) Принять активное участие в работе. 3) Научиться читать текст выразительно по ролям.
А в конце урока постарайтесь ответить на вопрос: « Для чего руки нужны?»
3) Первичное чтение рассказа учителем с остановками (продуктивное чтение). А) Предугадывание. (После второго предложения делаю остановку и спрашиваю учащихся:
-А как вы думаете, о чём могут говорить дедушка с внуком? Приведите пример из семейной жизни, у кого есть дедушка. (Учащиеся приводят примеры).
Б) Продолжение чтения текста до слов: «Чтобы камешки в речку бросать».
- Что ещё мог ответить внук дедушке? (Ответы учащихся).
В) Чтение заключительной части рассказа.
4) Проверка восприятия текста учащимися.
_Понравился вам рассказ? Что узнали нового из творчества писателя?
5. Физминутка.
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем.
А потом их разведём и скорей к себе прижмём.
(руки поставить перед грудью ладонями к себе)
А потом быстрей, быстрей
( движения рук как при беге в быстром темпе)
Хлопай, хлопай веселей (хлопки в ладоши).
6. Работа с учебником. (Страница 113.)
Самостоятельное чтение рассказа учащимися (Жужжащее чтение).
(Перед чтением даётся учащимся задание: выделить для себя те слова, которые вам непонятны по смыслу)
_Объяснение новых слов:
На доске: боль – ши- ми дру- зья - ми, раз – го – ва – ри –ва – ли, судил – рассуждал. (Работа над правильным чтением и постановкой ударений в словах).
Что означает слово «судил» в тексте? (Обращение к словарю С.Ожегова - «Судил» - осуждал, укорял, обвинял.
7. Чтение текста учащимися по цепочке (Требование к соблюдению интонации в голосе при чтении предложений).
8. Рассматривание иллюстраций. Беседа по картинкам:
_- Что видите на картинках? Чьи это руки? (Страница 114.) У рабочего - слесаря, закручивающего гайку; у водителя, который крутит баранку; у повара, кто варит суп.
9. Задания на слайде № 3. Вопросы и задания к тексту.
Найди и прочитай в тексте:
. Как называет автор дедушку и Петю?
. Какой главный вопрос задал дедушка внуку?
. Прочитайте, как ответил на вопрос внук?
.Почему дедушка задавал один и тот же вопрос внуку?
. Что хотел услышать дедушка?
.Можем ли мы придумать продолжение разговора Пети и дедушки?
V Закрепление изученного материала.
- Выразительное чтение рассказа по ролям. Что обозначают знаки препинания ( .) и (?) Как читаем такие предложения?
Работа в парах. Задание: собрать пословицы. У пары на столе конверт с разрезанными на 2 части пословицами.
- Самопроверка. Слайд №4.
1.Труд кормит и одевает.
2. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
(Объяснение учащимися смысла пословиц)
На слайде № 5 пословица: Без труда не будешь учиться отлично и не станешь хорошим человеком. (Хоровое чтение).
VI Рефлексия.
Что нового узнали сегодня на уроке чтения. Понравились ли вам герои рассказа? Ответьте на вопрос: Для чего нужны руки?
А чьи руки каждый день о вас заботятся в школе – интернате? Назовите этих людей.
Рассматривание альбома «Они заботятся о вас каждый день». Воспитательный момент: Вы должны относиться к этим людям и ко всем, кто ежедневно заботится о вас с уважением и благодарностью – помогать им, беречь, что создано трудом.
Итоги урока. Оценки за работу. Домашнее задание: страница 114. Прочитать рассказ, ответить на вопросы.