Просмотр содержимого документа
«Работа по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка»
Работа по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.
В обучении русскому языку велико значение упражнений.
Требования к упражнениям:
1. Упражнения должны быть систематическими.
2. Упражнения должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями.
Приёмы, развивающие орфографическую зоркость:.
1. Списывание.
Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:
· Внимательно прочитай предложение.
· Повтори его, не заглядывая в текст.
· Подчеркни в предложении все орфограммы
· Прочитай предложение орфографически
· Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
· Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
· Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы
2. Орфографическое чтение.
Дома в течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух.
3. Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
4. Письмо с проговариванием.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
5.Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
6. Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
6. Диктант
· Предупредительный диктант
· Объяснительный диктант
· Выборочный диктант
· Зрительно-слуховые диктанты
Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются.
9 Орфографические минутки
Таким образом, в результате кропотливой работы над орфографической зоркостью, у ребят формируется навык грамотного письма. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты– всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.